ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-10653/2021 от 09.03.2022 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-10653/2021

15 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Волковой С.С., Кононова П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Волковой Л.А., действующей на основании доверенности от 24.08.2021

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» в лице филиала Переславского линейного производственного управления магистральных газопроводов

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 по делу № А82-10653/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» в лице филиала Переславского линейного производственного управления магистральных газопроводов (ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190)

к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ярославской области (ИНН 7604071046, ОГРН 1047600428732)

о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» в лице филиала Переславского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее – заявитель, Общество, ООО «Газпром трансгаз Ухта») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Ярославской области, надзорный орган) от 31.03.2021 № 3.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Газпром трансгаз Ухта»обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, создание объектов гражданской обороны является комплексным мероприятием, осуществляемым совместно с органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также организациями; одним из необходимых условий создания объектов гражданской обороны в мирное время является наличие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации. Общество полагает, что ссылка суда на пункт 3 Порядкаот 29.11.1999 № 1309 ошибочна, поскольку указанная норма должна приниматься во взаимосвязи с положениями пунктов 7 и 8 названного Порядка.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами заявителя, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.

К отзыву на апелляционную жалобу Управление приложило материалы плановой проверки, указания МЧС России от 24.06.2021, 25.06.2021, письмо ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 09.07.2021, служебную записку Службы организации реконструкции строительства основных фондов ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 26.08.2019, докладную записку Специального отдела ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 26.08.2019, письмо ПАО «Газпром» от 28.06.2019, письмо ГУ МЧС России по Ярославской области от 07.2021.

Учитывая, что перечисленные выше доказательства уже приобщены к материалам дела (л.д.65-92), основания для их повторного приобщения отсутствуют.

Поскольку дополнительные доказательства представлены в виде электронных образов документов через систему подачи электронных документов «Мой Арбитр», они не подлежат возврату стороне.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 05.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 03.03.2021 по 31.03.2021 уполномоченным должностным лицом на основании распоряжения начальника ГУ МЧС России по Ярославской области от 15.02.2021 № 3 в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований.

В ходе проверки Управлением выявлено невыполнение ООО «Газпром трансгаз Ухта» обязанностей организаций в области гражданской обороны, установленных статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) и подзаконными нормативно-правовыми актами: части 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пунктов 10, 3, 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок №1309, пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение № 804, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение № 687). Указанные нарушения выразились в следующем: в Переславском ЛПУМГ не созданы объекты гражданской обороны - укрытия (для защиты наибольшей работающей смены организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения)), предназначенные для защиты от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных, конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

В целях устранения выявленных нарушений ГУ МЧС России по Ярославской области вынесло в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта» предписание от 31.03.2021 № 3, которым возложило на Общество обязанность устранить указанные выше нарушения в срок до 01.04.2023.

Не согласившись с предписанием от 31.03.2021 № 3, Общество обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Законом № 28-ФЗ.

В силу части 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 10 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определены Порядком № 1309.

На основании пункта 10 Порядка № 1309 организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу пункта 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относится, помимо прочего, убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Пунктом 16.4 Порядка № 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Согласно пункту 3 Порядка № 1309 убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных.

На основании пункта 7 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу пункта 8 Порядка № 1309 Федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

На основании пункта 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне утвержденПостановлением Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» не отрицает, что располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество, имеющее 2-ю категорию по гражданской обороне (что установлено в ходе проверки и не оспорено заявителем) и наибольшую работающую смену, обязано иметь объекты гражданской обороны (убежище). В ходе проверки установлено, что на территории Общества отсутствуют ЗС ГО, договор на использование ЗС ГО в целях укрытия Общества с иными предприятиями (организациями) Общество не заключало.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка № 1309, по созданию в Обществе убежища в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны.

В целях исполнения представления Общество вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности. Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов.

Более того из представленных в материалы дела доказательств следует, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» уже подготовлено письмо от 09.07.2021 № 42-9454 «О потребности в ЗСГО по Ярославской области» в котором указана потребность в ЗС ГО Переславского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта» (л.д.83).

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии у ООО «Газпром трансгаз Ухта» обязанности по обеспечению наибольшей работающей смены организации средствами коллективной, путем созданию защитных сооружений гражданской обороны - тип укрытие в филиале Переславского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований Общества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.

Ссылка Общества на решение Переславского районного суда Ярославской области от 15.06.2021 по делу № 12-138/2021 апелляционным судом отклоняется по причине того, что предусмотренная частью 3 статьи 69 АПК РФ преюдициальность касается лишь вопросов факта, то есть обстоятельств, которые устанавливались судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 по делу № А82-10653/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 по делу №А82-10653/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» в лице филиала Переславского линейного производственного управления магистральных газопроводов – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Е.В. Минаева

Судьи

С.С. Волкова

П.И. Кононов