ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-11896/2021 от 23.05.2022 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-11896/2021

30 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.

без участия представителей сторон, третьих лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2022 по делу № А82-11896/2021

по заявлению публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» (ИНН 7606052264, ОГРН 1057601050011)

к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН 7604032150, ОГРН 1027600685320)

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН 7604071938, ОГРН 1047600432230), судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой Вероники Дмитриевны, Управления Судебного департамента в Ярославской области (ИНН 7606029762, ОГРН 1027600685771), муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района (ИНН 7621010075, ОГРН 1147627001752)

о признании незаконным отказа в осуществлении операций,

установил:

публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль» (далее – заявитель, ПАО «ТНС энерго Ярославль») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее – ответчик, УФК по Ярославской области) в осуществлении операций по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 №76025/21/27025 об обращении взыскания на имущественное право требования по государственному контакту от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента в Ярославской области. В порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявитель просит обязать Управление Федерального казначейства по Ярославской области осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования по государственному контакту от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента в Ярославской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверева Д.В., Управление Судебного департамента в Ярославской области, муниципальное унитарное предприятие «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района (далее - МУП ««Энергетический ресурс»).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2022 заявленные требования удовлетворены, суд первой инстанции обязал УФК по Ярославской области устранить нарушение прав и законных интересов ПАО «ТНС энерго Ярославль» и осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования МУП «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента Ярославской области в течение 5 рабочих дней после вступления в законную силу решения суда.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Ярославской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт суда первой инстанции.

По мнению заявителя жалобы, постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника - исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что постановление от 06.05.2021 не изменяет бюджетное обязательство, а также не предполагает обращения взыскания на денежные средства бюджета, поскольку обращение взыскания производится на имущественные права должника.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.04.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.

Законность решенияАрбитражного судаЯрославской областипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,ПАО «ТНС энерго Ярославль» наряду с другими лицами является взыскателем в рамках сводного исполнительного производства № 2017/17/76025-СД, состоящее из 116 исполнительных производств на общую сумму взыскания 87 111 366 19 рублей, а также исполнительский сбор на сумму 793 341,60 рублей, должником по которому выступает МУП «Энергетический ресурс».

На основании постановления судебного пристава исполнителя Зверевой В.Д. от 06.05.2021 обращено взыскание на имущественное право должника МУП «Энергетический ресурс» на получение денежных средств по договору оказания услуг от 01.02.2021 № 12-2021 на поставку тепловой энергии в размере суммы (цены) контракта до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего постановления суммы контракта). При этом Управлению Судебного департамента в Ярославской области предписано денежные средства перечислить на депозитный счет межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего постановления суммы контракта).

Во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Управление Судебного департамента в Ярославской области подготовило и направило в Управление Федерального казначейства по Ярославской области заявку на внесение изменений в обязательство, указав реквизиты депозитного счета, на которые необходимо перечислить денежные средства, причитающиеся должнику по государственному контракту от 01.02.2021 № 12-2021, а также отсканированную копию постановления.

По результатам контроля информации об изменении контракта от 01.02.2021 № 12-2021 протоколом выявленных несоответствий Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 11.06.2021 № 1025 установлено несоответствие  в атрибутах бюджетного обязательства условиям контракта. При этом указано, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника не входит в перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств согласно приложению № 3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами федерального казначейства, утвержденному Приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н (далее - Порядок № 258н).

Полагая, что решение УФК по Ярославской области об отказе в осуществлении операций по исполнению постановления от 06.05.2021 №76025/21/27025 не соответствует закону и нарушает права заявителя, ПАО «ТНС энерго Ярославль» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные ПАО «ТНС энерго Ярославль» требования.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Задачи и принципы исполнительного производства, а также условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).

Пунктами 1, 7 части 1 статьи 75 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе: право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее - дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим; иные принадлежащие должнику имущественные права.

Частью 2.1 статьи 75 Закона № 229-ФЗ прямо предусмотрена возможность обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств, которое производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.

Согласно части 1 статьи 76 Закона № 229-ФЗ обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.

На основании части 4 статьи 76 Закона № 229-ФЗ об обращении взыскания на дебиторскую задолженность судебный пристав-исполнитель выносит постановление, в котором указывает порядок внесения (перечисления) денежных средств дебитором на депозитный счет подразделения судебных приставов. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется дебитору и сторонам исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает дебитора исполнять соответствующее обязательство путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов, а также запрещает должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность (часть 5 статьи 76 Закона № 229-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 01.02.2021 между МУП «Энергетический ресурс» (теплоснабжающая организация) и Управлением Судебного департамента в Ярославской области (государственный заказчик) заключен государственный контракт № 12-2021 (л.д.138-150).

Согласно пункту 1.1 названного контракта теплоснабжающая организация обязуется в течение срока действия контракта подавать государственному заказчику в его присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а государственной заказчик обязуется оплачивать ее и соблюдать установленный режим ее потребления.

06.05.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП вынесено постановление об обращении взыскания на имущественные права должника, которым обращено взыскание на право должника МУП «Энергетический ресурс» получения денежных средств по договору от 01.02.2021 № 12-2021 (пункт 1).

Пунктом 2 постановления от 06.05.2021 Управлению Судебного департамента в Ярославской области предписано денежные средства перечислять на депозитный счет УФК по Ярославской области (межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области) до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего постановления суммы контракта).

В обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что постановление судебного пристава-исполнителя от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественные права должника, вынесенное в отношении МУП «Энергетический ресурс» не является обращением взыскания на средства бюджета, в рамках которого установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 239 БК РФ закрепляет, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В спорной ситуации подлежащие уплате суммы не являются средствами бюджета, подлежат выплате во исполнение условий государственного контракта за поставку в текущем месяце конкретно определенного количества тепловой энергии.

Во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Управление Судебного департамента в Ярославской области подготовило и направило в Управление Федерального казначейства по Ярославской области заявку на внесение изменений в обязательство.

Предметом настоящего спора является решение УФК по Ярославской области об отказе в осуществлении операций по исполнению постановления от 06.05.2021 № 76025/21/27025, выраженное в протоколе выявленных несоответствий № 1025 (л.д.17).

Одним из оснований для принятия оспариваемого решения об отказе является несоответствие наименования юридического лица, ИНН.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила № 1084), которыеустанавливают порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.

В силу подпункта «г» пункта 13 Правил № 1084 Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов проверяет соответствие информации, указанной в подпунктах «е(1)» и «ж» (в части наименования юридического лица, фамилии, имени, отчества (при наличии) физического лица, идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналога идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вторым основанием для принятия оспариваемого решения об отказе является несоответствие информации о бюджетном обязательстве, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, документам-основаниям, подлежащим представлению в органы Федерального казначейства для постановки на учет бюджетных обязательств или включению в реестр контрактов или контрактов, содержащих государственную тайну.

Приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (далее – Порядок № 258н).

Порядок № 258н устанавливает порядок исполнения федерального бюджета по расходам в части постановки на учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и внесения в них изменений территориальными органами Федерального казначейства в целях отражения указанных операций в пределах лимитов бюджетных обязательств на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета или лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в установленном порядке в органах Федерального казначейства.

Постановка на учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях № 1 и № 2 к настоящему Порядку соответственно (пункт 2 Порядка № 258н).

В силу пункта 5 указанного Порядка Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве формируются на основании документов, предусмотренных в графах 2 и 3 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, согласно приложению № 3 к настоящему Порядку (далее соответственно - Перечень, документы-основания, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств).

Информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве и Сведениях о денежном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в документе-основании и документе, подтверждающем возникновение денежного обязательства.

В апелляционной жалобе УФК по Ярославской области указывает, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника не является основанием для изменения бюджетного обязательства. В случае изменения бюджетного обязательства указанные в пункте 5 Порядка № 258н условия не будут выполнены.

Между тем ответчик не учитывает, что нормы бюджетного законодательства к рассматриваемым правоотношениям не применимы. Процедура обращения взыскания на имущественные права регулируется нормами Закона об исполнительном производстве и применительно к обстоятельствам настоящего дела соблюдена.

В результате вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 06.05.2021 стороны государственного контракта не изменены, в данном случае на Управление судебного департамента в Ярославской области возложена обязанность перечисления денежных средств по государственному контракту от 01.02.2021 не депозитный счет подразделения службы судебных приставов.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Федерального казначейства по Ярославской области является незаконным полностью, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия; принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В данном случае в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов взыскателей по исполнительному производству суд обязал ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента Ярославской области в течение 5 рабочих дней после вступления в законную силу решения суда.

Возражения в указанной части сторонами не заявлены.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они должным образом не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.

Таким образом, обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2022 по делу № А82-11896/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.03.2022 по делу № А82-11896/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Е.В. Минаева

Судьи

Г.Г. Ившина

П.И. Кононов