ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-12274/19 от 23.07.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-12274/2019

23 июля 2020 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И. ,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л. ,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами

Заволжского района»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2019 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020

по делу № А82-12274/2019

по заявлению акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными         домами Заволжского района» (ОГРН: 1117604019268, ИНН: 7604215146)

о признании недействительным предписания

Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 27.03.2019                № 1081-12-1/19-1

и   у с т а н о в и л :

акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» (далее – АО «Управдом Заволжского района», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее – Департамент, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1.

Решением суда первой инстанции от 22.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее  – Правила № 410), Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее  –  Минимальный перечень), заявитель считает, что выводы судов не  соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. АО «Управдом Заволжского района» указывает, что  надлежащим образом исполнило обязанность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее  –  ВДГО) со специализированной организацией. По его мнению, оспариваемое предписание и его уточненная формулировка не соответствовали действующему законодательству и нарушали права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности; требования предписания являлись неопределенными и неисполнимыми. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, АО «Управдом Заволжского района» на основании лицензии от 21.045.2015 № 076-000014 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с приказом Департамента от 26.02.2019 № 1081-12-1/19 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка во исполнение приказа главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации от 23.01.2019 № 27/пр.

Департамент 26.02.2019 направил Обществу запрос № 1081-12-1/19 о предоставлении документов.

В ответ на запрос АО «Управдом Заволжского района» с сопроводительным письмом от 04.03.2019 № 01-06/172 представило запрошенные документы.

В ходе проверки уполномоченным органом установлено следующее.

АО «Управдом Заволжского района» (заказчик) и АО «Газпром газораспределение Ярославль» (исполнитель) заключили договор от 09.07.2018  № ЯФ-ВДГО/ВКГО-8/18 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – договор                № ЯФ-ВДГО/ВКГО-8/18).

Согласно пункту 2.4 договора № ЯФ-ВДГО/ВКГО-8/18 сроки и очередность работ по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО определяются заказчиком и исполнителем в графике технического обслуживания жилых домов – приложение № 1 к договору.

Исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав ВДГО и ВКГО, в сроки, установленные Правилами № 410, в соответствии с графиком на техническое обслуживание (пункт 3.1.3 договора                                  № ЯФ-ВДГО/ВКГО-8/18).

Из представленных Обществом данных Департамент сделал вывод о нарушении АО «Управдом Заволжского района» требований, установленных пунктом 10 Правил № 491, пунктами 4, 43 Правил № 410, пунктом 21 Минимального перечня, а именно о нарушении периодичности работ по техническому обслуживанию ВДГО в многоквартирных домах города Ярославля, управление которыми осуществлял заявитель, и которые обеспечены центральным газоснабжением.

Результаты проверки отражены в акте от 27.03.2019 № 1081-12-1/19.

В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений 27.03.2019 Обществу выдано предписание № 1081-12-1/19-1, согласно которому ему предписано провести работы по техническому обслуживанию указанных домов, представить акты выполненных работ.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 20, 161, 162, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), Правилами № 410, № 491, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее  –  Положение о лицензировании), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

До рассмотрения  апелляционной жалобы Департамент представил в материалы дела письмо от 16.01.2020 № 02-9 об уточнении предписаний от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1, от 07.08.2019 № 4099-12-1/19-1, согласно которому уполномоченный орган уточнил мероприятия, подлежащие исполнению АО «Управдом Заволжского района» по предписаниям от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1, от 07.08.2019 № 4099-12-1/19-1, а именно: Обществу необходимо организовать работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с учетом требований подпункта «а» пункта 41 и подпункта «г» пункта 42 Правил № 410, предоставить акты выполненных специализированной организацией работ.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Как видно из материалов дела, по состоянию на 04.03.2019 АО «Управдом Заволжского района» осуществляло деятельность по управлению газифицированными многоквартирными домами, перечень которых зафиксирован в акте проверки 27.03.2019                                № 1081-12-1/19.

На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт «г»).

В подпункте «а» пункта 4 Правил № 410 предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Пунктами 6, 16 названных Правил предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) ВКГО выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В подпункте «а» пункта 17 Правил № 410 в числе заказчиков по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома названы управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.

Заказчик вправе требовать выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами (подпункт «а» пункта 41 Правил № 410).

Из подпункта «б» пункта 43 Правил № 410 следует, что техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже одного раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Минимальным перечнем услуг и работ определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях,  –  организация проведения работ по их устранению (пункт 21).

С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что  управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании соответствующего договора управления, обязана обеспечить такое содержание общего имущества в многоквартирном доме, при котором были бы обеспечены безопасность использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнение данной обязанности осуществляется, среди прочего, путем обеспечения проведения на договорной основе со специализированной организацией технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирного дома. При этом с 20.09.2017 с учетом того, что с указанной даты изменена частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с одного раза в три года до одного раза в год (подпункт «б» пункта 43 Правил № 410), управляющая организация должна обеспечить проведение технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования с соответствующей периодичностью.

Обстоятельство того, что в отношении спорных МКД, перечисленных в предписании от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1, техническое обслуживание ВДГО проведено с нарушением регламентированной законом периодичности судами установлено и Обществом не оспаривается.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что Общество надлежащим образом исполнило обязанность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО со специализированной организацией, отклоняется в силу следующего.

Надлежащее содержание ВДГО является обязанностью управляющей организации и сам по себе факт наличия договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО не освобождает АО «Управдом Заволжского района» от исполнения указанной обязанности. Соответствующая обязанность считается исполненной лишь при наличии у управляющей организации как договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, закрепляющего обязанность специализированной организации производить работы с нормативно установленной периодичностью, так и копий актов, подтверждающих исполнение обязательств специализированной организацией по соответствующему договору в установленные сроки и объеме. Без соответствующих подтверждающих документов у управляющей организации не имеется оснований полагать, что общее имущество содержится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Для достижения указанной цели управляющая организация наделена правом требовать от исполнителя выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в соответствии с договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (подпункт «а» пункта 41 Правил № 410).

Доказательств того, что Общество контролировало исполнение заключенного со специализированной организацией договора, а также доказательств отсутствия у него объективной возможности соблюдения требований Правил № 410 в материалах дела не имеется.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало действующему законодательству  и не нарушало права и законные интересы Общества, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Довод Общества о неисполнимости предписания от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1 правомерно отклонен судами.

Из статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Предписание влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

Суды  правомерно посчитала, что предписание от 27.03.2019 № 1081-12-1/19-1 являлось реально исполнимым с учетом письма от 16.01.2020 № 02-9, в котором Департамент уточнил мероприятия, подлежащие исполнению АО «Управдом Заволжского района» по оспариваемому предписанию, а именно: Обществу необходимо организовать работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с учетом требований подпункта «а» пункта 41 и подпункта «г» пункта 42 Правил № 410.

Довод Общества о том, что уточненное предписание не могло быть принято во внимание, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. Апелляционный суд указал, что несмотря на то, что срок исполнения предписания истек 20.06.2019, на момент рассмотрения апелляционным судом жалобы оспариваемое предписание не исполнено заявителем в полном объеме.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что уточнение уполномоченным органом мероприятий, подлежащих исполнению                 АО «Управдом Заволжского района» по оспариваемому предписанию, без увеличения возложенного на заявителя объема обязанностей являлось законным.

 Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу №  А82-12274/2019 оставить ьез изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева