ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-12323/2021 от 13.09.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-12323/2021

14 сентября 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного казенного учреждения Ярославской области «Государственный архив Ярославской области»


на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022

по делу № А82-12323/2021

по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» (ОГРН: 1027601271103; ИНН: 7611002100)

к государственному казенному учреждению Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» (ОГРН: 1027600854918; ИНН: 7606024235)

о признании незаконным отказа и обязании восстановить нарушенные права

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа государственного казённого учреждения Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» (далее – Учреждение) в приеме документов по личному составу Общества на безвозмездной основе, выраженного в письме № 09-17/599 от 22.07.2021, и об обязании ответчика безвозмездно принять на хранение документы по личному составу Общества за период с 1993 – 2020 год в количестве 1000 единиц.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 решение суда отменено, требования Общества удовлетворены.

Учреждение не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что документы по личному составу не подлежат включению в состав Архивного фонда Российской Федерации на безвозмездной основе. Документы передаются на хранение в архив на основании договора.

Подробно доводы Архива изложены в кассационной жалобе.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.10.2016 по делу № А82-1526/2016 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Завьялов А.М. (далее – конкурсный управляющий).

Конкурсный управляющий обратился в адрес Учреждения с просьбой о принятии документов по личному составу Общества на безвозмездной основе.

Письмом от 02.12.2020 № 09-17/966 учреждение сообщило о готовности принять на хранение безвозмездно документы по личному составу государственной формы собственности (по 1992 год включительно), в части приема на хранение документов по личному составу негосударственной формы собственности (за период с 1993 по дату ликвидации) указал на возмездность данной услуги.

Письмом от 22.07.2021 № 09-17/599 ответчик повторно предложил заявителю принять на хранение документы за период по 1992 год – на безвозмездной основе, за последующие периоды – за плату.

Не согласившись с отказом в приеме документов по личному составу Общества на безвозмездной основе, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным.

Руководствуясь Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу, что положениями действующего законодательства не предусмотрен безвозмездный характер договора хранения документов по личному составу, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, признал незаконным отказ Учреждения в приеме документов по личному составу Общества на безвозмездной основе, выраженный в письме № 09-17/599 от 22.07.2021, и обязал Учреждение безвозмездно принять на хранение документы по личному составу Общества за период 1993 – 2020 годов в количестве 1000 единиц.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Согласно пунктам 10 и 11 статьи 3 Закона № 125-ФЗ архивы могут быть государственными – федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона № 125-ФЗ в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

На основании пункта 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что документы по личному составу подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу указанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и для муниципальных архивов, то есть, каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу ликвидируемой организации.

В силу пункта 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс (далее – Положение), в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

Из приведенных нормативных положений следует, что документы по личному составу работников общества, образованного путем приватизации государственного или муниципального предприятия, в случае его ликвидации передаются в государственный архив без обязательного заключения договора. При этом в таком случае государственный архив обязан принять документы по личному составу работников общества безвозмездно.

Как видно из материалов дела, Общество образовано путем приватизации государственного предприятия, следовательно, часть документов Общества, в том числе по личному составу, находится в государственной собственности и относится к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

На момент обращения конкурсного управляющего Общества в Учреждение с заявлением о принятии документов по личному составу на хранение от 12.07.2021 № 651-по Общество не имело соответствующего договора, при этом заявило о передаче в архив лишь документов по личному составу предприятия-банкрота.

Таким образом, у Учреждения отсутствовали основания для отказа в приеме на хранение документов по личному составу Общества за период 1993 – 2020 годов на безвозмездной основе.

Оспариваемый отказ Учреждения нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Учреждения обязанности по принятию архивных документов личного состава работников Общества, в связи с чем правомерно признал отказ Учреждения в приеме документов незаконным, нарушающим права граждан – работников Общества.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Учреждение в силу пункта 4 статьи 10 Закона № 125-ФЗ, а также пункта 3.9 Положения обязано принять документы по личному составу работников Общества в отсутствие соответствующего договора и безвозмездно.

При этом ссылка Учреждения на то, что передача документов в архив производится на договорной основе, платно, правомерно отклонена судебными инстанциями, поскольку данные положения противоречат Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение документов по личному составу ликвидируемых организаций.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалованного судебного акта с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А82-12323/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казённого учреждения Ярославской области «Государственный архив Ярославской области» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

Н.Ю. Башева