ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-12451/2010 от 29.08.2011 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-12451/2010

01 сентября 2011 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2011.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей

от заявителя: Шереметьева В.Н. (доверенность от 25.07.2011),

от заинтересованного лица: Гаева М.В. (доверенность от 22.06.2011 № 4091/01-15),

от третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью

«АвтоГазРесурс»: Блохиной Ю.Б. (доверенность от 11.08.2011 № 005),

открытого акционерного общества

«Ярославльоблгаз»: Березина Е.В. (доверенность от 27.12.2010 № 209)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2011,

принятое судьей Глызиной А.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу № А82-12451/2010

по заявлению открытого акционерного общества «Рыбинскгазсервис»

(ИНН: 7610017671, ОГРН: 1027601123857)
 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

(ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)

о признании недействительными решения и предписания,

третьи лица – общество с ограниченной ответственностью «АвтоГазРесурс»

(ИНН: 7610064329, ОГРН: 1057601813114),

Министерство энергетики Российской Федерации,

открытое акционерное общество «Ярославльоблгаз»

(ИНН: 7604012347, ОГРН: 1027600677554),

и установил:

открытое акционерное общество «Рыбинскгазсервис» (далее – Общество, ОАО «Рыбинскгазсервис») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – УФАС по Ярославской области, Управление, антимонопольный орган) от 30.09.2010 (изготовлено в полном объеме 13.10.2010) по делу № 03-03/56-10, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и выданного на его основании предписания.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «АвтоГазРесурс» (далее – ООО «АвтоГазРесурс»), Министерство энергетики Российской Федерации, открытое акционерное общество «Ярославльоблгаз» (далее – ОАО «Ярославльоблгаз»).

Решением от 14.03.2011 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 решение суда оставлено без изменения.

Антимонопольный орган не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права и неверно установили фактические обстоятельства дела. Управление считает, что реализация Обществом сжиженного углеводородного газа, полученного им в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене по свободным ценам через автогазозаправочные станции, неправомерна. Оптовые регулируемые цены на сжиженный газ устанавливаются ниже сформировавшихся рыночных цен, и, по мнению антимонопольного органа, ОАО «Рыбинскгазсервис» имеет возможность устанавливать более низкую розничную цену, чем иные участники данного рынка, поскольку приобретает сжиженный газ по регулируемым ценам.

Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

ОАО «Рыбинскгазсервис» в судебном заседании отклонило доводы антимонопольного органа.

ОАО «Ярославльоблгаз» в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.

ООО «АвтоГазРесурс» в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления и просили ее удовлетворить.

Министерство энергетики Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 14.12.2007 № 602-а, постановлениями Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 689-П, от 09.12.2009 № 1167-П ОАО «Рыбинскгазсервис» назначено уполномоченной организацией по обеспечению населения Ярославской области сжиженным газом в 2008, 2009, 2010 годах.

Между ОАО «Газпромнефть» (поставщик) и ОАО «Рыбинскгазсервис» (покупатель) заключен договор поставки нефтепродуктов от 20.12.2006 № 07/0063/1, действовавший до 31.12.2008.

Сторонами был заключен договор поставки нефтепродуктов от 08.06.2009 № ГПН-09/27110/00839/Д, действовавший до 31.12.2010.

В соответствии с указанными договорами ОАО «Рыбинскгазсервис» приобретало углеводородный сжиженный газ по оптовым ценам, установленным приказами Федеральной службы по тарифам России (далее – ФСТ России).

Приказами Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ежегодно устанавливались розничные цены на газ сжиженный, реализуемый на территории Ярославской области для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).

ОАО «Рыбинскгазсервис», которое получало сжиженный газ в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене, остающийся в его распоряжении газ после обеспечения бытовых нужд населения реализовывало в розничной продаже через автогазозаправочную станцию по свободным (рыночным) ценам.

В УФАС по Ярославской области 31.08.2009 поступило заявление ООО «АвтоГазРесурс» на действия ОАО «Рыбинскгазсервис» по установлению максимально низких цен на газ при реализации через автозаправочную станцию, что влечет возникновение убытков у ООО «АвтоГазРесурс». В заявлении указано, что в августе 2009 года оптовые цены на газ выросли на 47 процентов, что вызвало увеличение розничных цен в той же пропорции, однако ОАО «Рыбинскгазсервис» повысило розничную цену лишь на 15 процентов.

Комиссия Управления, рассмотрев дело № 03-03/56-10, вынесла решение, изготовленное в полном объеме 13.10.2010, которым действия ОАО «Рыбинскгазсервис», являющегося уполномоченной газораспределительной организацией для обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Ярославской области, по реализации сжиженного углеводородного газа, приобретенного по оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд, установленной Федеральной службой по тарифам, через автозаправочную станцию для заправки автотранспортных средств по свободным ценам признаны нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

На основании решения Обществу выдано предписание прекратить недобросовестную конкуренцию: в течение одного дня с момента получения предписания прекратить реализацию сжиженного углеводородного газа, приобретенного по оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд, установленной Федеральной службой по тарифам, по свободным ценам, в том числе через автозаправочные станции.

ОАО «Рыбинскгазсервис» не согласилось с принятым антимонопольным органом решением и выданным предписанием и обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворив заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 9 статьи 4, частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, Методикой организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 № 16, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства», Методическими указаниями по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 28.11.2006 № 312-э/8, Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, и исходили из правомерности требований Общества.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашёл оснований для отмены принятых судебных актов.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции на территории Российской Федерации определяет Закон о защите конкуренции.

В статье 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9).

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен в статье 14 Закона о защите конкуренции.

Из оспариваемого решения следует, что Обществу вменяется нарушение общего запрета, установленного частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, подразумевающего совершение таких действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

Управление при вынесении решения исходило из того, что запрет для уполномоченных газораспределительных организаций по продаже газа, приобретенного в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене по свободной цене, следует из комплексного толкования следующих норм права.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 № 908-р одобрена Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, которая предусматривает существование системы балансовых заданий, представляющей собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд для обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению.

Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.02.2005 № 16 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 № 908-р и в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Российской Федерации утверждена Методика организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации (далее – Методика).

В соответствии с Методикой Росэнерго обобщает заявки на потребности в сжиженных газах для бытовых нужд населения, предоставляемые уполномоченными региональными газораспределительными организациями субъектов Российской Федерации, и заявки на включение в график поставок сжиженных газов для бытовых нужд населения на месяц, которые представляют производители; с учетом заявок производителей и с учетом норм потребления утверждает график поставок сжиженных газов.

Для включения новой уполномоченной газораспределительной организации в график прикрепления субъектов Российской Федерации к компаниям-производителям сжиженных углеводородных газов предусмотрена необходимость представления в Росэнерго копии решения правительства (администрации) субъекта Российской Федерации о назначении газораспределительной организации – уполномоченной по субъекту. Права уполномоченных газораспределительных организаций подлежат подтверждению правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год.

Наряду с административным регулированием поставок сжиженного газа для бытовых нужд осуществляется государственное регулирование оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, согласно которым государственному регулированию подлежат, в частности, оптовые цены на газ, розничные цены на газ, реализуемый населению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Федеральной службой по тарифам, розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 приказом Федеральной службы по тарифам от 28.11.2006 № 312-э/8 утверждены Методические указания по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, которые применяются до момента отмены государственного регулирования оптовых цен в соответствии с Концепцией развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003.

Управление установило, что полученный Обществом в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене сжиженный газ был реализован следующим образом: в 2008 году – 696,632 тонны – населению для бытовых нужд по регулируемым ценам, 1 7171,966 тонны – населению для прочих нужд по свободной цене; в 2009 году – 638,143 тонны – населению для бытовых нужд по регулируемым ценам, 906, 969 тонны – населению для прочих нужд по свободной цене.

Проанализировав нормы права, суды пришли к правомерному выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета для уполномоченных газораспределительных организаций на продажу газа, приобретенного в рамках балансового задания по регулируемой оптовой цене по свободной цене, и обоснованно указали, что противоречие рассматриваемых действий Общества законодательству Российской Федерации, как критерий для признания их недобросовестной конкуренцией, антимонопольным органом не доказано.

При оценке действий, квалифицированных в качестве нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, с точки зрения их направленности на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, антимонопольный орган указал, что ОАО «Рыбинскгазсервис», получая сжиженный газ в рамках балансового задания для заправки по более низкой, чем рыночная, регулируемой оптовой цене, при реализации газа через автозаправочную станцию для заправки автотранспортных средств имеет возможность устанавливать более низкую цену по сравнению с конкурентами, приобретающими газ по более высокой, рыночной цене.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что достаточных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, антимонопольный орган не представил.

В соответствии с приказом ФСТ России от 21.08.2007 № 168-э/3 оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд утверждена с 01.01.2008 в размере 4500 рублей за тонну (без НДС); приказом ФСТ России от 25.11.2008 № 265-э/1 оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд утверждена с 01.01.2009 в размере 5750 рублей за тонну (без НДС). Ответчик при вынесении решение от 13.10.2010 исходил из того, что свободно сложившаяся на рынке оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд в указанные периоды была выше приведенных показателей, что давало заявителю преимущество в ценообразовании на розничном рынке. Однако достоверные данные об этом обстоятельстве в материалах не содержатся. Сведений о колебаниях рыночных цен на рынке оптовой продажи сжиженного газа в определенные отрезки времени в решении УФАС по Ярославской области не имеется. То, что ФСТ России утверждает оптовую цену на газ в социальных целях, то есть по цене, предполагающейся ниже рыночной, не свидетельствует о невозможности формирования на рынке цены ниже установленной уполномоченным органом.

В Отчете о результатах деятельности Федеральной службы по тарифам в 2009 году и задачах на среднесрочную перспективу указано, что в целях недопущения осуществления поставок сжиженного газа по балансовым заданиям по завышенным ценам и принимая во внимание высокую вероятность снижения рыночных цен на сжиженный газ ниже уровня установленной регулируемой цены на сжиженный газ, приказом ФСТ России от 15.06.2007 № 129-э/2 предусмотрено, что в случае превышения регулируемых цен над рыночными утвержденная оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд будет являться предельной максимальной.

В заявлении ООО «АвтоГазРесурс» в УФАС по Ярославской области указано, что данное юридическое лицо начало осуществлять деятельность по розничной продаже газа через автозаправочные станции для заправки автотранспортных средств с осени 2008 года. При этом рост рыночных оптовых цен на газ произошел в августе 2009 года. Сведений о том, что в течение предыдущего периода времени имелась такая разница в розничных ценах, устанавливаемых ООО «АвтоГазРесурс» и ОАО «Рыбинскгазсервис», которая свидетельствовала бы о совершении заявителем противоправных действий, направленных на причинение убытков ООО «АвтоГазРесурс», не имеется. Из представленных ООО «АвтоГазРесурс» в УФАС по Ярославской области письменных пояснений видно, что рыночная цена, по которой данное юридическое лицо осуществляло оптовые закупки газа с октября 2008 по апрель 2009, имела тенденцию к снижению (том 2 листы дела 62-63). Вменив Обществу нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, Управление не указало в оспариваемом решении период, в течение которого длилось противоправное состояние.

Утверждая, что деятельность по розничной реализации сжиженного углеводородного газа, приобретенного по регулируемой оптовой цене на сжиженный газ для бытовых нужд, была направлена исключительно на получение преимуществ перед конкурентами, УФАС по Ярославской области не опровергло доводы Общества о невозможности осуществления возврата поставщику невыбранных населением объемов газа, а также о невозможности хранения товара с соблюдением требований безопасности. Нарушений, допущенных при формировании Обществом заявок на потребности в сжиженных газах для бытовых нужд населения, представляемых в Росэнерго, антимонопольным органом не установлено и Управлением в соответствии с оспариваемым решением не вменяется. Осуществление мониторинга целевого использования сжиженных газов уполномоченными газораспределительными организациями субъектов Российской Федерации на основании представленных ими данных согласно пункту 5.1 Методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 01.02.2005 № 16, отнесено к полномочиям Росэнерго.

Оценив представленные антимонопольным органом в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правильным выводам о том, что Управление не доказало нарушения со стороны ОАО «Рыбинскгазсервис» части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных доказательств и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды обоснованно удовлетворили требования Общества, признали недействительными решение и предписание антимонопольного органа.

С учётом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.

Вопрос об уплате антимонопольным органом государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку Управление освобождено от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу № А82-12451/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова