ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-12860/20 от 12.07.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-12860/2020

14 июля 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.12.2020 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021

по делу № А82-12860/2020

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в лице филиала – Научно-производственного центра по охране окружающей среды

о признании незаконным отказа Верхне-Волжского межрегионального управления

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  в проведении

государственной экологической экспертизы

и   у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Научно-производственного центра по охране окружающей среды (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) в проведении государственной экологической экспертизы. Отказ изложен  в письме от 26.06.2020 № 05/2825.

Решением суда от 02.12.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленное требование. Суды не приняли во внимание, что деятельность комплекса по термическому обезвреживанию отходов является реализуемой, а не планируемой; общественные слушания проводятся с целью выявления предпочтений и их учета в процессе оценки взаимодействия, что невозможно при реализуемой деятельности; результаты общественных слушаний не являются обязательными при вынесении экологического заключения, а носят рекомендательный характер. Суды также не учли, что в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, вызванной угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19, у Общества отсутствовала возможность проведения общественных слушаний. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда города Ярославля от 13.01.2020 по делу              № 2-2217/2019 по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора на Общество возложена обязанность в срок до 01.06.2020 направить в Управление полный перечень документов, предусмотренный статьей 14 Закона № 174-ФЗ, Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение № 372). Эти документы необходимы для проведения государственной экологической экспертизы для проектной документации объекта – комплекса термического обезвреживания отходов.

Суд общей юрисдикции установил, что объект капитального строительства (комплекс термического обезвреживания отходов) введен в эксплуатацию на основании разрешения от 30.10.2015 № RU 76517306-019-2015, выданного администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района. Общество на территории промышленной площадки эксплуатирует установку обезвреживания отходов КТО-500 в составе комплекса термического обезвреживания отходов, которая предназначена для термического обезвреживания твердых и жидких нефтесодержащих и других отходов      III – V классов опасности. В нарушение законодательства об охране окружающей среды государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства «Комплекс термического обезвреживания отходов» не проводилась.

Во исполнение указанного судебного акта Общество направило в Управление комплект документов для проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня материалов проектной документации «Строительство комплекса термического обезвреживания отходов.

Управление письмом от 26.06.2020 № 05/2825 отказало в проведении государственной экологической экспертизы по причине отсутствия доказательств проведения общественных слушаний.

Общество оспорило отказ Управления в судебном порядке.

Руководствуясь положениями Закона № 174-ФЗ, Положения № 372, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ Управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отношения в области экологической экспертизы, направленные на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, регулирует Закон № 174-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона № 174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из данного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона № 174-ФЗ).

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (статья 4 закона № 174-ФЗ).

В статье 10 Закона № 174-ФЗ определено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В статьях 11 и 12 Закона № 174-ФЗ перечислены объекты государственной экологической экспертизы федерального значения и регионального уровня соответственно.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен в статье 14 Закона № 174-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в числе прочего, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1.1 Положения № 372 общественные обсуждения – это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с данным положением и иными нормативными документами. Они направлены на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Под намечаемой хозяйственной и иной деятельностью понимается деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения № 372 информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами данного положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством (пункт 4.2 Положения № 372).

В пункте 4.3 Положения № 372 предусмотрено, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

Таким образом, как верно указали суды, из приведенных норм следует, что заказчик государственной экологической экспертизы (в данном случае – Общество) обязан предоставить в уполномоченный орган документы, подтверждающие публикацию сведений, установленных в пункте 4.3 Положения № 372, применительно к рассматриваемому объекту экспертизы. Проведение государственной экологической экспертизы распространяется в отношении как планируемой, так и осуществляемой деятельности заказчика.

Суды установили, материалам дела не противоречит, что Общество не обеспечило участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду и не представило для рассмотрения в Управление документы о публикации необходимых сведений.

Состоявшаяся в 2006 году публикация о размещении установки экологически чистого термического обезвреживания отходов производства ИН-50 обоснованно не принята судами во внимание, поскольку не может считаться надлежащим выполнением соответствующих требований, так как относится к части комплекса термического обезвреживания отходов, введенного в эксплуатацию на территории  сельского поселения.

Довод Общества об отсутствии возможности проведения общественных слушаний в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране суды признали несостоятельным.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.12.2020 и  постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А82-12860/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева