АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А82-13094/2020 |
09 июля 2021 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Когута Д.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Ванюшиной О.А. (доверенность от 05.07.2021 № 4539/04-06)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества «Городской телеканал»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021
по делу № А82-13094/2020
по заявлению открытого акционерного общества «Городской телеканал»
(ИНН: 7606007945, ОГРН: 1027600849430)
о признании недействительным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – индивидуальный предприниматель Муканов Сергей Давлеткальевич и
общество с ограниченной ответственностью «Ковчег»,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Городской телеканал» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Управление) от 27.03.2020 по делу № 076/05/5-102/2020 о признании рекламы ненадлежащей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Муканов Сергей Давлеткальевич и общество с ограниченной ответственностью «Ковчег».
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание Межгосударственный стандарт «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» и Межгосударственный стандарт «ГОСТ 30407-2019. Межгосударственный стандарт. Посуда стеклянная для пищи и напитков. Общие технические условия», выводы судов не соответствуют материалам дела.
По мнению Общества, реклама услуг общественного питания не является рекламой продавца алкогольной продукции; термин «посуда, предназначенная для алкогольных напитков» в действующем законодательстве отсутствует.
Общество указывает, что безалкогольные напитки выпускаются в таре, идентичной таре, в которой продаются аналогичные алкогольные напитки.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение от 17.01.2020 о распространении в эфире телеканала «ГТ-Ярославль» с 8.00 до 09.00 рекламного видеосюжета об открытии нового зала «Паруса» в ресторане «Ковчег», в котором демонстрируется употребление напитков в бокалах, предназначенных для шампанского и вина, демонстрируются изображения бутылок с названными напитками без указания марок, что воспринимается как демонстрация потребления алкогольной продукции.
Управление, установив признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее –
Закон о рекламе, 13.02.2020 возбудило дело № 076/05/5-102/2020.
В ходе рассмотрения дела выявлено, что деятельность в ресторане «Ковчег» осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Ковчег», видеоролик изготовлен индивидуальным предпринимателем Мукановым Сергеем Давлеткальевичем и предоставлен для размещения Обществу.
Управление пришло к выводу, что Общество как рекламораспространитель нарушило пункт 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, разместив в эфире телеканала
«ГТ-Ярославль» рекламную информацию о продавце алкогольной продукции.
Решением Управления от 27.03.2020 реклама нового зала «Паруса» ресторана «Ковчег», вышедшая в эфире телеканала «ГТ-Ярославль» 11.12.2019 с 8.00 до 09.00, признана ненадлежащей в связи с нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о рекламе, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о доказанности материалами дела факта нарушения законодательства о рекламе.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В пункте 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео- обслуживании.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о том, что в видеоролике продемонстрирован сюжет, который явно ассоциируется с распитием алкогольных напитков.
Следовательно, суды обоснованно признали спорную рекламу ненадлежащей.
Ссылка Общества на употребление безалкогольных напитков не имеет правового значения, поскольку действия, демонстрируемые в рекламном ролике, с учетом обстановки, в которой развивается сюжет, прямо связаны с употреблением алкоголя.
Мнение заявителя об обратном, по существу, свидетельствует о несогласии с произведенной судами оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами.
Довод заявителя о том, что реклама услуг общественного питания не является рекламой продавца алкогольной продукции, не свидетельствует об отсутствии оснований для признания спорной рекламы ненадлежащей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу № А82-13094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Городской телеканал» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Городской телеканал».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.В. Александрова | |
Судьи | Н.Ю. Башева Д.В. Когут |