ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А82-13150/2009-28
21 января 2010 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1, доверенность от 08.06.2009 № 329,
ФИО2, доверенность от 24.12.2008 № 691/1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
в Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.09.2009,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009,
принятое судьями Ольковой Т.М., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
по делу № А82-13150/2009-28
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Силовые агрегаты – Группа ГАЗ»
о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» (далее – ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее – Территориальное управление, надзорный орган) от 17.08.2009 № 78-09/209 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 10.09.2009 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый акт и отказать в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправомерно применили статью 2.9 КоАП РФ, сделав правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, необоснованно сочли его малозначительным. ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» систематически допускает подобные правонарушения. В подтверждение доводов надзорный орган просит приобщить к материалам дела дополнительные документы.
Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Суд округа рассмотрел заявление надзорного органа о приобщении к материалам дела дополнительных документов и отклонил его с учетом компетенции арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренной статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление в ходе проверки соблюдения Обществом актов валютного законодательства Российской Федерации установило, что Общество несвоевременно внесло изменения в паспорт сделки по контракту от 10.09.2008 № 469-419-ДП/К/1/2008, заключенному с Компанией с ограниченной ответственностью «Автокомплекс», Монголия.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, надзорный орган составил протокол от 13.08.2009 и вынес постановление от 17.08.2009 № 78-09/209 о назначении ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 2.9, частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», пунктами 3.15, 3.15.1 Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным банком России 01.06.2004 № 258-П, и пунктами 17, 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако посчитал данное правонарушение малозначительным и освободил ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» от административной ответственности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Обществом нарушен срок внесения изменений в паспорт сделки по контракту от 10.09.2008 № 469-419-ДП/К/1/2008.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить
из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правона-
рушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным
отношениям.
В пункте 17 этого же постановления указано, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем имеются основания для признания его малозначительным.
Вывод судов о возможности применения в рассматриваемом случае
статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании судебных расходов судом не рассматривался, поскольку на основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.09.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 по делу № А82-13150/2009-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П. Маслова
Судьи
Т.В. Базилева
Т.В. Шутикова