ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-14113/17 от 06.03.2018 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-14113/2017

12 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .     

Полный текст постановления изготовлен марта 2018 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

без участия представителей,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2017 по делу №А82-14113/2017, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,

по заявлению администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1097611002290,
ИНН 7611019181)

к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент лесного хозяйства Ярославской области, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

о признании недействительным предписания в части,

установил:

Администрация Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительными пунктов 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 предписания отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее – ответчик, Отделение, надзорный орган) от 19.05.2017 № 26/1/1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент лесного хозяйства Ярославской области, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Считая незаконным пункт 3 оспариваемого предписания, Администрация в жалобе ссылается на часть 5 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), поясняет, что в п. Летешовка проживает менее 50 человек. При этом заявителем посредством заключения муниципальных контрактов на обслуживание прорубей на территории Левобережного сельского поселения, куда входят п. Летешовка и п. Красный Бор, созданы условия для забора воды в любое время года.  При этом в п. Красный Бор помимо противопожарных водоемов имеются пожарные гидранты, которые находятся в собственности АО «Яркоммунсервис», проверка в отношении данного хозяйствующего субъекта не проводилась.

По пункту 4 предписания надзорного органа заявитель, основываясь на положениях части 2 статьи 68 Закона № 123-ФЗ, указывает, что у ответчика не имелось правовых оснований для проведения проверки в отношении только противопожарных водоемов на территории п. Красный Бор, поскольку наружное противопожарное водоснабжение обеспечивают пожарные гидранты. Податель жалобы поясняет, что глава Администрации Левобережного сельского поселения не является лицом, ответственным за предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций отнесено к вопросам местного значения Тутаевского муниципального района, в уставе Левобережного сельского поселения отсутствуют. Кроме того заявитель отмечает, что требования пунктов 4, 12 оспариваемого предписания основаны на положениях Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», являющегося нормативным документом добровольного применения, соответственно, возложение на Администрацию обязанности по соблюдению указанного Свода правил неправомерно.

По пункту 6 предписания податель жалобы настаивает со ссылкой на пункт 9(1)Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила пожарной безопасности), что данное требование должно быть адресовано не Администрации, а Тутаевскому лесничеству, собственникам граничащих с лесным массивом участков, Тутаевскому муниципальному району. Из представленных фотоснимков сервиса «Яндекс карты» следует, что защитную минерализованную полосу следует создать либо в пределах земельных участков, находящихся в частной собственности, либо за пределами границ населенного пункта. Поясняет, что Администрация неоднократно обращалась в Департамент лесного хозяйства Ярославской области с вопросом вырубки деревьев для проведения минерализованной полосы, вместе с тем ответ был отрицательным. Также, полагая незаконным данный пункт предписания, заявитель ссылается на решение Ярославского областного суда от 29.09.2017 по делу № 30-2-432/2017.

Аналогичные доводы приведены заявителем и в отношении пунктов 8, 9, 11 оспариваемого предписания.

Относительно пункта 7 предписания надзорного органа Администрация поясняет, что разрыв между населенным пунктом и лесным массивом существует, а там, где частные земельные участки граничат с лесным массивом, минерализованную противопожарную полосу должны отделять граждане, владеющие территорией, прилегающей к лесу. При этом ландшафтный комплекс – сосновый Красный Бор является памятником природы, создание защитной минерализованной полосы на территории памятники природы и в его границах нарушает требования статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

По пункту 10 оспариваемого предписания Администрация приводит доводы о том, что хозяйственные постройки находятся в частной собственности, предписание по вопросу демонтажа хозяйственных построек должно быть выдано непосредственно гражданам, в чьей собственности находятся хозяйственные постройки, либо в адрес Тутаевского муниципального района. Полагает, что исполнение предъявленных требований по демонтажу деревянных хозяйственных построек влечет за собой нарушение бюджетного законодательства.В обоснование доводов по указанному пункту заявитель ссылается на решение Ярославского областного суда от 29.09.2017 по делу № 30-2-432/2017.

Указывая на незаконность пункта 11 предписания ответчика, податель жалобы настаивает, что убрать горючие древесные отходы в противопожарных расстояниях между зданиями в п. Красный Бор должны Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области, а также Администрация Тутаевского муниципального района.

Надзорный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя, считает оспариваемое решение законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу заявителя не представили.

Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, стороны ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов настоящего дела, в период с 12.05.2017 по 18.05.2017 на основании распоряжения от 10.05.2017 № 26 в отношении Администрации Левобережного сельского поселения ответчиком проведена внеплановая выездная проверка по выполнению требований пожарной безопасности в населенных пунктах, граничащих с лесными массивами (т.1 л.д.113-114).

Задачами проверки явился контроль за исполнением органом местного самоуправления и его должностными лицами федеральных законов и иных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности и осуществлением полномочий по решению указанных вопросов, в части выполнения требований пожарной безопасности в населенных пунктах, граничащих с лесными массивами: д.Летешовка, п. Красный Бор (пункт 5 распоряжения от 10.05.2017 № 26).

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены надзорным органом в акте проверки от 19.05.2017 № 26 с приложением фотоматериалов (т.1 л.д.117-119, 130-141).

В целях устранения выявленных нарушений в адрес Администрации выдано обязательное для исполнения предписание от 19.05.2017 № 26/1/1 (т.1 л.д.11-15, 75), которым заявителю указано в срок до 01.09.2017 выполнить следующие мероприятия:

1. в связи с отсутствием нормативных актов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в части создания в целях пожаротушений условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункта, граничащие с лесными массивами: д.Летешовка, п. Красный Бор, необходимо в соответствии с требованиями абзаца 3 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) разработать и издать нормативные акты организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в части создания в целях пожаротушений условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д. Летешовка, п.Красный Бор; 

2. в связи с отсутствием нормативных актов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д.Летешовка, п. Красный Бор, необходимо в соответствии с требованиями абзаца 3 статьи 19 Закона № 69-ФЗ разработать и издать нормативные акты организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д. Летешовка, п. Красный Бор;

3. ввиду отсутствия организации проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д.Летешовка, п. Красный Бор, необходимо в соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила противопожарного режима) организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д. Летешовка, п. Красный Бор;

4. поскольку искусственные водоисточники в п.Красный Бор, два противопожарных пруда, не оборудованы площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года необходимо в соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима, пунктом 2 абзаца 1 статьи 19 Закона № 69-ФЗ, пункта 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 оборудовать искусственные водоисточники в п. Красный Бор,два противопожарных пруда, площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года;

5. в связи с тем, что на момент проверки в п.Красный Бор имеются два искусственных водоисточника объем воды в водоисточниках не рассчитан, водоисточники не очищены от кустарников, травянистой растительности, не углублены необходимо в соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима, пунктом 2 абзаца 1 статьи 19 Закона № 69-ФЗ, пунктов 9.8, 9.9 Свода правил СП 8.13130.2009 в указанных водоисточниках рассчитать объем воды, очистить от кустарников, травянистой растительности, в месте забора воды углубить;

6. ввиду того, что в населенном пункте д. Летешовка не по всей границе с лесничествами создана защитная минерализованная полоса, не удаляется (не собирается) в летний период сухая растительность, не предусматриваются иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, необходимо в соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима создатьв населенном пункте д.Летешовка по всей границе с лесничествами защитную минерализованную полосу, удалить (собрать) в летний период сухую растительность, предусмотреть иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;

7. поскольку в населенном пункте п.Красный Бор не по всей границе с лесничествами создана защитная минерализованная полоса, не удаляется (не собирается) в летний период сухая растительность, не предусматриваются иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, необходимо в соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима в населенном пункте п. Красный Бор по всей границе с лесничествами создать защитную минерализованную полосу, удалить (собрать) в летний период сухую растительность, предусмотреть иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;

8. в связи с тем, что территория, прилегающая к границам лесничества в д.Летешовка (за границами домовладений № 7, 5) не очищена от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером необходимо в соответствии с пунктами 72(3), 74, 77 Правил противопожарного режима очистить территорию, прилегающую к границам лесничества в д.Летешовка (за границами домовладений № 7, 5), от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

9. поскольку территория, прилегающая к границам лесничества в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1) в границах населенного пункта не очищена от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером необходимо в соответствии с пунктами 72(3), 74, 77, 79 Правил противопожарного режима очистить территорию, прилегающую к границам лесничества в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1а), от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; 

10. ввиду того, что на территории, прилегающей к границам лесничества в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома №1а) в границах населенного пункта, установлены деревянные хозяйственные постройки следует в соответствии с пунктом 79 Правил противопожарного режима решить вопрос по демонтажу деревянных хозяйственных построек, расположенных на территорииприлегающей к границам лесничества в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1а) в границах населенного пункта.

11. поскольку в противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, строениями в п.Красный Бор, а именно от границы забора Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области, п. Красный Бор, ул. Верхняя дача, д. 11, складируются горючие древесные отходы необходимо в соответствии с пунктами 74, 77 Правил противопожарного режима убрать горючие древесные отходы в противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, строениями в п. Красный Бор,а именно от границы забора Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области, п. Красный Бор, ул. Верхняя дача, д. 11;

12. в связи с тем, что в населенном пункте д.Летешовка не созданы условия для забора воды в любое время года из источника наружного водоснабжения (естественный водоисточник – р. Волга) в соответствии со статей 19 Закона № 69-ФЗ, а именно обозначенный указателем пожарный водоисточник (место забора воды) не обеспечен водозаборным сооружением, также водоисточник не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года необходимо в силу требований пункта 80 Правил противопожарного режима создать условия для забора воды в любое время года из источника наружного водоснабжения в населенном пункте д.Летешовка (естественный водоисточник – р. Волга) в соответствии со статей 19 Закона № 69-ФЗ, а именно обозначенный указателем пожарный водоисточник (место забора воды) обеспечить водозаборным сооружением, также водоисточник оборудовать площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Не согласившись с пунктами 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 предписания надзорного органа (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ), Администрация Левобережного сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании их недействительными.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты предписания не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Администрации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Законом № 69-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности – это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. Предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности.

На основании статьи 37 Закона № 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В силу части 1 статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Частью 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статья 63 Закона № 123-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности относитреализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В статье 19 Закона № 69-ФЗ установлен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым отнесено создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

На основании закона Ярославской области от 30.04.2009 № 25-з «Об объединении поселений в Мышкинском, Первомайском, Пошехонском, Тутаевском муниципальных районах Ярославской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о муниципальных образованиях» в составе Тутаевского муниципального района путем объединения Родионовского, Помогаловского, Великосельского и Борисоглебского сельских поселений образовано Левобережное сельское поселение.

Решением муниципального совета Левобережного сельского поселения от 22.01.2010 № 31 утвержден Устав Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (т.1 л.д.127-128), согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 8 которого к вопросам местного значения Левобережного сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В состав Левобережного сельского поселения входят поселок Красный Бор (Помогаловский сельский округ), деревня Летешовка (Родионовский сельский округ), следовательно, в силу вышеизложенных норм ответчиком правомерно возложены на Администрацию полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Ярославской области от 07.05.2014 № 426-п утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, к которым отнесены населенные пункты п. Красный Бор (пункт 70) и д.Летешовка (пункт 71) Тутаевского муниципального района (т.1 л.д.125-126).

Оценивая на основе приведенных выше правовых норм, материалов дела, выводов, содержащихся в обжалуемом решении арбитражного суда, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее законность оспариваемых пунктов предписания надзорного органа от 19.05.2017 № 26/1/1, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Пунктом 3 оспариваемого предписания Администрации вменяется нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима, отсутствие организации проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов в населенных пунктах Левобережного сельского поселения, включая населенные пункты, граничащие с лесными массивами: д.Летешовка, п. Красный Бор.

В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Согласно статье 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.

Из материалов настоящего дела следует и заявителем не оспаривается, что на территории д. Летешовка имеется естественный водоисточник – р. Волга, на территории п. Красный Бор – противопожарные пруды (зарегистрированы в реестре муниципальной собственности Левобережного сельского поселения (т.2 л.д.45-47)).

В соответствии с пунктом 80(1) Администрацией разработаны паспорта населенных пунктов д. Летешовка, п. Красный Бор, подверженных угрозе лесных пожаров, в пунктах 4 раздела V которых указано на наличие источников наружного противопожарного водоснабжения (т.2 л.д.52-55).

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приход к выводу о правомерности требования пункта 3 оспариваемого предписания. Доказательств выполнения Администрацией установленной пунктом 55 Правил противопожарного режима обязанности материалы дела не содержат.

Оспаривая законность требования указанного пункта предписания применительно к п. Красный Бор, заявитель ссылается на часть 5 статьи 68 Закона № 123-ФЗ, в соответствии с которым допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, между тем при проведении проверки надзорным органом на наличие гидрантов не указывалось.

Пунктами 4, 12 предписания от 19.05.2017 № 26/1/1 на заявителя в соответствии с требованиями пункта 80 Правил противопожарного режима, пункта 2 абзаца 1 статьи 19 Закона № 69-ФЗ, пункта 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 возложена обязанность оборудовать искусственные водоисточники в п. Красный Бор (два противопожарных пруда), а также естественный водоисточник в д.Летешовка (р. Волга) площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 для установки пожарных автомобилей в любое время года, а также обеспечить обозначенный указателем пожарный водоисточник в д. Летешовка (место забора воды) водозаборным сооружением.

Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Закона № 69-ФЗ.

При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Аналогичное положение в отношении обустройства подъездов к искусственным водоисточникам содержится и в пункте 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009.

Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях отнесено статьей 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Между тем судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных требований законодательства условия для забора воды Администрацией не созданы. Позиция заявителя о необходимости возложения выполнения указанного в пунктах 4, 12 требования на Администрацию Тутаевского муниципального района не основана на нормах права.

Вопреки доводам заявителя, заключение муниципальных контрактов на обслуживание прорубей на территории Левобережного сельского поседения не освобождает орган местного самоуправления от выполнения указанной выше обязанности.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что в д. Летешовка проживает менее 50 человек, не принимается во внимание, поскольку населенный пункт включен в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.

Довод Администрации о том, что Свод правил СП 8.13130.2009 является нормативным документом добровольного применения, не опровергает того обстоятельства, что аналогичные требования к площадкам для установки пожарных машин изложены в Правилах противопожарного режима, которые являются обязательными для соблюдения.

Пунктами 6, 7 оспариваемого предписания Администрации вменяется нарушение требований пункта 78 Правил противопожарного режима, в населенных пунктах – д. Летешовка, п. Красный Бор не по всей границе с лесничествами создана защитная минерализованная полоса, не удаляется (не собирается) в летний период сухая растительность, не предусматриваются иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

В соответствии с пунктом 78 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

В силу статьи 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесено принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что рассматриваемые населенные пункты граничат с лесными массивами, включены в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (постановление Правительства Ярославской области от 07.05.2014 № 426-п).

Между тем в нарушение приведенных требований минерализованные полосы в  населенных пунктах – п. Красный Бор, д. Летешовка обустроены не по всему периметру. Материалы дела не подтверждают удаление сухой растительности, выполнение иных мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.  

Устройство защитной минерализованной полосы в местах прилегания объектов защиты осуществляется фактически по территории населенного пункта в целях исключения переброса огня с лесного массива на объекты поселения, защиты населенного пункта от природного пожара. Решение вопросов об организации противопожарной минерализованной полосы, удаления сухой растительности по периметру населенных пунктов как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов прямо отнесено к полномочиям органа местного самоуправления. Иная позиция о возложении указанной обязанности на собственников земельных участков, Администрацию Тутаевского муниципального района противоречит изложенным нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 31.03.2017 № 276-п «Об организации профилактики и тушения пожаров на территории Тутаевского муниципального района» администрациям поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района, также рекомендовано провести минерализацию противопожарных барьеров вдоль границ зон ответственности, противопожарную очистку территорий населенных пунктов, находящихся у лесных массивов (п. Красный Бор, д. Летешовка, ст. Пустово) (пункт 2).

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что Красный Бор является памятником природы, письмо департамента лесного хозяйства Ярославской области от 09.06.2016 № 07-21/1407 (т.1 л.д.129) не опровергает необходимости соблюдения указанных требований.

Пунктом 8 оспариваемого предписания от 19.05.2017 на заявителя возложена обязанность в соответствии с пунктами 72(3), 74, 77 Правил противопожарного режима очистить территорию, прилегающую к границам лесничества в д.Летешовка (за границами домовладений № 7, 5) от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктом 9 предписания надзорного органа Администрации указано на необходимость в соответствии с пунктами 72(3), 74, 77, 79 Правил противопожарного режима очистки территории, прилегающей к границам лесничества в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1а), от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Признавая законность указанных в названных пунктах предписания требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу пункта 72(3) Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Аналогичное требование установлено и в пункте 9.1 Правил пожарной безопасности.

Из содержания указанных пунктов Правил следует, что собственник объекта самостоятельно выбирает способ защиты имущества, предупреждающий распространение огня при природных пожарах.

Согласно пункту 74Правил противопожарного режима запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

Пунктом 77 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

При этом запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов (пункт 79 Правил противопожарного режима).

Из материалов настоящего дела видно и заявителем не оспаривается, что в нарушение указанных пунктов территории, прилегающие к границам лесничества в д.Летешовка (за границами домовладений № 7, 5), в п.Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1) не очищены от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо не отделены от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Оснований полагать, что лицами, ответственными за выполнение приведенных требований, являются собственники земельных участков, Администрация Тутаевского муниципального района, из материалов дела вопреки позиции заявителя суд апелляционной инстанции не усматривает, безусловных доказательств обратного материалы дела не содержат.

Пунктом 10 оспариваемого предписания Администрации вменяется нарушение требований пункта 79 Правил противопожарного режима, на территории, прилегающей к границам лесничества в п. Красный Бор (возле многоквартирного двухэтажного жилого дома № 1), в границах населенного пункта установлены деревянные хозяйственные постройки.

Пунктом 79 Правил противопожарного режима запрещено использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

В целях соблюдения данного пункта Правил заявителю предписано решить вопрос по демонтажу указанных деревянных хозяйственных построек.

Признавая правомерным указанное требование, суд апелляционной инстанции отмечает возможность его исполнения по усмотрению заявителя не противоречащим закону способом. Иная позиция заявителя не основана на буквальном восприятии оспариваемого пункта предписания.

Основанным на положениях пунктов 74, 77 Правил противопожарного режима является требование пункта 11 предписания от 19.05.2017 № 26/1/1, возлагающее на Администрацию обязанность убрать горючие древесные отходы в противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, строениями в п.Красный Бор, от границы забора Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области п. Красный Бор по ул. Верхняя дача, д. 11.

Предъявляя указанное требование в адрес заявителя, надзорный орган обоснованно исходил из того, что противопожарные разрывы предназначены для предупреждения возможности распространения пожара на соседние здания и сооружения до момента введения сил и средств тушения пожара и защиту смежных объектов. При этом ответчиком однозначно указано на границу ответственности Администрации.

Ссылка заявителя на пункт 9(1) Правил пожарной безопасности безотносительна к существу выявленного ответчиком нарушения.

Доводы Администрации о незаконности пунктов 9-10 оспариваемого предписания со ссылкой на решение Ярославского областного суда от 29.09.2017 по делу № 30-2-432/2017 (т.2 л.д.56-59) рассмотрены апелляционным судом и признаны несостоятельными исходя из следующего.

В названном судебном акте суд общей юрисдикции оценивал доказанность наличия в деянии Главы Администрации Левобережного сельского поселения (должностного лица) состава административного правонарушения по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к достаточности его описания в постановлении по делу об административном правонарушении, доказанности всех признаков состава правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что предусмотренная статьей 69 АПК РФ преюдициальность касается лишь вопросов факта, то есть обстоятельств, которые устанавливались судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу. В данном случае судом общей юрисдикции по ранее рассмотренному административному делу установлены обстоятельства фактического наличия выявленных нарушений.

В то же время вопросы применения норм материального права, квалификации спорных правоотношений, а также правовые выводы преюдициального значения не имеют, в связи с чем в отношении данных обстоятельств суд, рассматривающий дело с участием тех же лиц, не связан ранее сделанными выводами суда по таким вопросам.

Правовая оценка, данная судом общей юрисдикции относительно наличия (отсутствия) и доказанности состава административного правонарушения в деянии Администрации (его должностного лица) и применение им норм закона, на которых основаны выводы, приведенные в поименованном судебном акте, не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело с иным предметом спора.

Иных доказательств, которые свидетельствовали бы об отсутствии обязанности заявителя устранить установленные нарушения обязательных требований, в деле не имеется.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд на основании достаточной совокупности доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, правомерно не усмотрел, что на заявителя возложено исполнение каких-либо иных обязанностей, чем те, которые прямо предусмотрены действующим законодательством.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемых пунктов предписания надзорного органа является правильным.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых заявителем пунктов предписания надзорного органа недействительными.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Таким образом, решениеАрбитражного суда Ярославской области от 20.12.2017 по делу № А82-14113/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос об уплате заявителем государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2017 по делу №А82-14113/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Левобережного сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

П.И. Кононов

Е.В. Минаева