ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-15710/2008 от 25.08.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-15710/2008-37

28 августа 2009 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Масловой О.П., Тютина Д.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала –

Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной

железной дороги

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2009,

принятое судьей Ландарь Е.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009,

принятое судьями Хоровой Т.В., Черных Л.И., Лобановой Л.Н.,

по делу № А82-15710/2008-37

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное

учреждение) в Кировском районе горда Ярославля

о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной

железной дороги 112 416 рублей 99 копеек штрафа

и у с т а н о в и л :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе горда Ярославля (далее – Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной железной дороги (далее – ОАО «РЖД», Общество) 112 416 рублей 99 копеек штрафа на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2009 заявленное требование удовлетворено частично: с учетом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации с Общества взыскан штраф в сумме 37 472 рублей 33 копеек. В удовлетворении остальной части требования Управлению отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права.

Ссылаясь на статью 27 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», заявитель жалобы считает, что Общество необоснованно привлечено к ответственности за вменяемое ему правонарушение в виде взыскания штрафа, так как оно представило индивидуальные сведения персонифицированного учета с учетом разъяснений, данных Управлением. Заявитель также указал, что исправленные формы документов персонифицированного учета Общество представило в двухнедельный срок после обнаружения ошибок, поэтому в соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 к нему не применяются финансовые санкции.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов ОАО «РЖД», просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление провело проверку Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной железной дороги – филиала ОАО «Северная железная дорога» за 2006-2007 годы, результаты которой оформило актом от 22.05.2008 № 18.

В ходе проверки Управление установило факт представления Обществом недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в частности, о стаже работы, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за 2006 и 2007 годы, на застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, включены периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в течение неполного рабочего времени).

По результатам рассмотрения материалов проверки начальник Управления вынес решение от 17.06.2008 № 4/5 о привлечении к ответственности, предусмотренной в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 112 416 рублей 99 копеек.

В адрес Общества было направлено требование от 08.07.2008 № 4/5 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 19.07.2008.

Неуплата Обществом санкции в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд за её взысканием.

Руководствуясь статьями 109, 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьями 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 316-О, Арбитражный суд Ярославской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из доказанности материалами дела факта правонарушения, однако уменьшил размер штрафа, усмотрев в действиях Общества обстоятельства, смягчающие ответственность.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемом особыми условиями труда, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В определении от 18.07.2006 № 316-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах. Именно поэтому пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516), предусмотрено положение, согласно которому в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Само по себе это не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Как видно из материалов дела и установили суды, страхователь представил недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования, в частности, о стаже работы, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за 2006 и 2007 годы, на застрахованных лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно: данные сведения не содержали указание на неполный режим рабочего времени, а весь период работы был указан как работа в местностях Крайнего Севера (районах Крайнего Севера) (далее – МКС (РКС)).

Суды также установили и материалами дела подтверждается, что Управлением в письме от 18.10.2007 № 06-02/12770 Обществу был разъяснен вопрос заполнения индивидуальных сведений без указания территориальных условий – МКС (РКС), однако в 2008 году Обществом индивидуальные сведения, вопреки ответу Управления, представлены с указанием кодов МКС (РКС).

При таких обстоятельствах Управление правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, признал наличие смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем снизил размер взыскиваемого штрафа до 37 472 рублей 33 копеек.

Довод заявителя жалобы о неправомерном применении к нему финансовой санкции со ссылкой на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данным письмом не предусмотрены выявленные Управлением нарушения. Ошибки установлены в результате документальной проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о трудовом стаже.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу № А82-15710/2008-37 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной железной дороги – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.П. Маслова

Д.В. Тютин