ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-17276/20 от 18.08.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-17276/2020

18 августа 2021 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л. ,

судей Когута Д.В., Радченковой Н.Ш. ,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области

на решение Арбитражного суда от 03.02.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021

по делу № А82-17276/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания

«Наш район» (ИНН: 7612048869; ОГРН: 1187627015036)

о признании незаконным и об отмене постановления

Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области

о привлечении к административной ответственности

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш район» (далее – Общество, Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее – Департамент, административный орган) от 21.05.2019 № 433-02-8/19 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125 000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 03.02.2021 заявленное требование удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением апелляционного суда от 15.04.2021 решение суда оставлено без изменения.

Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Ссылаясь на статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее  –  Правила № 410), Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, материалами дела подтверждено наличие события и состава вмененного Обществу административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3                       КоАП РФ. Оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения заявленного требования у судов не имелось.

  Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

              Общество в отзыве возразило против доводов заявителя.

 Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела, Департамент в ходе внеплановой проверки, проведенной в отношении Общества, установил, что в домах, находящихся в управлении последнего, не проведена диагностика внутридомового газового оборудования для определения остаточного ресурса системы газоснабжения и планирования дальнейших ремонтных работ по адресам: микрорайон  Цветочный, дома № 5, 14; улица Луначарского, дом 4, а также работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО по адресам микрорайон Цветочный, дома 14, 15, 19; улица Старостина дома  № 16, 18, 20,  21, 22 за период 2018 – 2019 годов.

Государственный жилищный инспектор Департамента составил в отношении Общества протокол  от 19.04.2019 № 1095-12-1/19-Ю/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. В качестве объективной стороны правонарушения Обществу вменено нарушение лицензионных требований, установленных частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее  –  Положение № 1110), подпунктами «а», «б», «г» пункта 10, подпунктами «а», «в», «з» пункта 11 Правил № 491, пунктами 8, 43 Правил  № 410, пунктом 21 Минимального перечня, пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.8.5 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 № 101 (далее – Положение № 101).

           Департамент вынес постановление от 21.05.2019 № 433-02-8/19 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.

Общество оспорило принятое постановление в судебном порядке.

Руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами № 491,  410, Минимальным перечнем, Положением                  № 1110, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Департамента.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьи 13.19.2 данного кодекса.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В статье 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования к лицензиату.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ помимо требований, перечисленных в пунктах 1 – 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.

В пункте 5 Правил № 491 определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

На основании пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт «г»).

Пунктом 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты «а», «в», «з»).

В соответствии с пунктом Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.

Пунктом 8 Правил № 410 предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, в отношении внутридомового газового оборудования – лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в том числе управляющей организацией).

На основании подпункта «б» пункта 43 Правил № 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами (пункт 46 Правил № 410).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 21 которого определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а именно: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.

Порядок проведения диагностики на внутренних газопроводах в жилых домах установлен Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденным приказом Госстроя России от 03.05.2000 № 101, согласованным письмом Госгортехнадзора России от 02.03.2000 № 03-35/77 (далее – Положение № 101).

Согласно пункту 3.4  Положения № 101 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.98 № 71 (далее – Правила № 71), производится по истечении нормативного срока службы  –  30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Правила № 71, пункт 3.8.5 которых устанавливал, что нормативный срок эксплуатации газового оборудования устанавливается в соответствии с паспортами (инструкциями) заводов-изготовителей; для внутренних газопроводов этот срок составляет 30 лет и что по истечении нормативного срока службы следует проводить диагностику технического состояния газопроводов и оборудования с целью определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию на весь срок продления жизненного цикла, или обоснования необходимости замены, утратили силу в связи с изданием постановления Госгортехнадзора РФ от 21.07.2000 № 42.

После отмены Правил № 71 первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы  –  30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию и производится в соответствии с Положением № 101.

Как видно из материалов дела, Обществу вменяется в вину нарушение приведенных нормативных требований, которое выразилось в непроведении за период с 2018 по 2019 год работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО в отношении МКД по адресам: город Углич, мкрн. Цветочный, дома 14, 15, 19; улица Старостина, дома 16, 18, 20, 21, 22, а также в непроведении по состоянию на 01.03.2019 диагностики газопроводов домов для определения остаточного ресурса системы газоснабжения и планирования дальнейших ремонтных работ в отношении МКД по следующим адресам: город Углич, мкрн. Цветочный, дома 5, 14; улица Луначарского, дом 4

Суды верно указали, что в целях установления необходимости проведения диагностирования ВДГО многоквартирных домов следует выяснить дату ввода газопровода конкретного МКД в эксплуатацию.

Вместе с тем материалы настоящего дела не содержат надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих ввод в эксплуатацию газопроводов соответствующих многоквартирных домов и сроков эксплуатации газового оборудования.

Ссылка Департамента на представленный Обществом в рамках контрольно-надзорных мероприятий список многоквартирных домов правомерно отклонена судами, поскольку названный список содержит лишь сведения о годе постройки жилых домов. Вместе с тем для проведения первичной диагностики внутреннего газопровода по истечении нормативного срока службы, составляющего 30 лет, имеет существенное значение день ввода газопровода в эксплуатацию, а не год постройки соответствующего жилого дома. Срок постройки МКД и день ввода в них внутреннего газопровода в эксплуатацию являются двумя различными юридическими фактами.

Кроме того, суды установили и не оспаривает административный орган, МКД №16, 18, 20, 21, 22 по улице Старостина и МКД № 5, 14 микрорайона Цветочный города Углич не находятся в управлении ООО «УК «Наш район», в связи с чем Общество в части данных домов не является лицом, ответственным за соблюдение требований действующего жилищного законодательства, касающихся ремонта и технического обслуживания ВДГО и диагностирования газопроводов.

Относительно МКД № 5 и 14 микрорайона Цветочный Обществом в материалы дела представлены акты о проведении технического обслуживания ВДГО в 2018 – 2019 годах. В данной части нарушения периодичности проведения технического обслуживания ВДГО суды не усмотрели.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае не установлен (не доказан) необходимый элемент состава вменяемого Обществу административного правонарушения, а именно его объективная сторона, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое постановление незаконным и удовлетворили заявление Общества.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда от 03.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу №  А82-17276/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

Д.В. Когут

Н.Ш. Радченкова