ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-18441/15 от 19.09.2016 АС Ярославской области

56/2016-14272(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А82-18441/2015  23 сентября 2016 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2016.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества «Лакокрасочные материалы»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2016,  принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и 

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016,

принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,  по делу № А82-18441/2015 

по заявлению акционерного общества «Лакокрасочные материалы» 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконными и об отмене постановления о привлечении 

к административной ответственности и представления Центрального управления  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 

и у с т а н о в и л :

акционерное общество «Лакокрасочные материалы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными и об отмене  постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, техно- логическому и атомному надзору (далее – Управление) от 29.12.2015 

 № 4.2-Пс/0736-4703пл-2015 о привлечении к административной ответственности на осно- вании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правона-


рушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей и представления об  устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 29.12.2015 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Суд решением от 01.04.2016 изменил оспариваемое постановление в части назна- чения наказания, уменьшив размер штрафа до 100 000 рублей, и отказал в удовлетворении  остальной части заявленных требований. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 ука- занное решение оставлено без изменения. 

Общество частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим об- стоятельствам дела. Управление допустило существенные нарушения порядка привлече- ния к административной ответственности, не известив законного представителя Общества  о дате, времени и месте составлении протокола. Кроме того, заявитель жалобы полагает,  что на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенное наказание должно быть заменено на  предупреждение. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе. 

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили. 

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом  Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Управление с 14 по 25.12 2015 провело плановую  выездную проверку Общества с целью осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:  площадки малотоннажного опытно-промышленного производства краски и эмалей,  рег. № А18-02688-0001; участка жидкого сырья, рег. № А18-02688/0002, а также с целью  мониторинга состояния антитеррористической защищенности опасных производственных  объектов. 

В ходе проверки установлен ряд нарушений требований действующего законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.12.2015 

 № 4.2-4703пл-А/0757-2015.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление составило протокол от 25.12.2015 № 4.2-Пр/0736-4703пл-2015 и приняло постановление от 29.12.2015 4.2-Пс/0736-4703пл-2015 о назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей. 

В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Обществу выдано представление от 29.12.2015 об  устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно представлению Общество обязано принять меры к устранению  нарушений и представить информацию в Управление. 

Общество не согласилось с постановлением и представлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Руководствуясь статьями 1.5, 2.9, 4.1, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, статьями 3, 4, 


9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного  правонарушения (за исключением нарушения, выраженного в осуществлении деятельности без лицензии), не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не уста- новил процессуальных нарушений при производстве по дел об административном право- нарушении. В то же время суд счел возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей. 

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осу- ществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. 

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуати- рующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных пра- вовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правитель- ства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. 

Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства в области  промышленной безопасности (за исключением нарушения, выраженного в осуществлении  деятельности без лицензии) судами установлен, подтвержден материалами дела и Обществом не отрицается. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения пра- вил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но  данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2  статьи 2.1 КоАП РФ). 

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество  приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено. 

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях  Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое уста- новлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Суды, не установив оснований для признания незаконным постановления, обосно- ванно признали законным и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. 

Довод заявителя о нарушение Управлением порядка привлечения к административной ответственности отклоняется в силу следующего. 

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на  основаниях и в порядке, установленных законом. 

Из статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном право-


нарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, при- влекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица протокол  может быть составлен лишь в случае, если лицо в установленном порядке было извещено о  времени и месте составления протокола, но не явилось в установленный срок. 

Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что законный представитель  Общества был надлежащим образом извещен о составлении протокола 25.12.2015 в 

КоАП РФ не содержит положений о необходимости вручения уведомления о времени и месте составления протокола лично законному представителю юридического лица. 

При таких обстоятельствах довод Общества о том, что Управление не обеспечило  процессуальные гарантии защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, несостоятелен. 

При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд обоснованно учел характер совершенного правонарушения, степень вины нару- шителя, его имущественное и финансовое положение и снизил размер штрафа до 100 000  рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Правовых оснований для замены вида административного  наказания у суда кассационной инстанции не имеется с учетом предоставленных полномо- чий (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приве- денные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных  судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда  кассационной инстанции. 

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный  суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм  процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых  судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.  В связи с этим государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотре- ние кассационной жалобы, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном стать- ей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2016 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу № А82-18441/2015 оставить без  изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Лакокрасочные материалы» –  без удовлетворения. 


Возвратить акционерному обществу «Лакокрасочные материалы» из федерального 

бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, упла-

ченную по платежному поручению от 01.08.2016 № 18.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную 

силу со дня его принятия.

Председательствующий  Н.Ю. Башева

Судьи  О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова