610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 24 мая 2022 года | Дело № А82-19138/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
при участии в судебном заседании посредством систем веб-конференции:
представителя заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 28.12.2020 № 01-01-18/34,
представителя ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности от 29.12.2021 № 05-54/135,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Ярославский завод «Красный Маяк»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2022 по делу № А82-19138/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению публичного акционерного общества «Ярославский завод «Красный Маяк» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Владимирской таможне (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
публичное акционерное общество «Ярославский завод «Красный Маяк» (далее – заявитель, ПАО «ЯЗКМ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владимирской таможни (далее – ответчик, Таможня, таможенный орган, административный орган) от 09.11.2021 № 10103000-1555/2021.
Названным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Основанием для привлечения Общества к ответственности стало нарушение пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 (далее – Правила №891), выразившееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за сентябрь 2021 года. Фактически Общество представило отчетность 15.10.2021, тогда как должно было представить не позднее 14.10.2021. По данному нарушению составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2021 № 10103000-1555/2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области в виде резолютивной частиот 27.01.2022 (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)) в удовлетворении требований заявителя отказано.Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения, а также отсутствия оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
07.02.2022 по ходатайству Общества арбитражным судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Общество настаивает на наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствии в действиях заявителя пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Согласно жалобе назначенное Обществу административное наказание (штраф) является чрезмерным.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы.
Более подробно позиции сторон со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложены в жалобе и в отзыве на нее.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 01.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении жалобы.
Определением от 20.04.2022 назначено судебное заседание, которое в последующем на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 19.05.2022.
В судебном заседании 19.05.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 24.05.2022.
По ходатайству сторон судебное заседание проведено с использованием систем веб-конференции (часть 1 статьи 153.2 АПК РФ).
Представители сторон, участвовавшие в судебном заседании, поддержали занятые по делу позиции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере статистического учета перемещения товаров. Объективная сторона административного правонарушения заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 278 указанного Закона статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
В силу части 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения установлены Правилами № 891.
Согласно пункту 5 указанных Правил российское лицо обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил № 891).
В силу пункта 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Согласно пункту 10 Правил № 891 местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Контроль в отношении своевременности представления статистических форм возложен на таможенные органы (пункт 12 Правил № 891).
Из материалов дела следует, что ПАО «ЯЗКМ» в рамках контракта от 08.01.2021 № 21/2021 в соответствии с международной транспортной накладной от 09.09.2021 № 2109408, товарными накладными от 09.09.2021 №2109408/2, 2109414, счетами-фактурами от 09.09.2021 № 2109408/2, 2109414 произвело отгрузку товара со склада в адрес получателя – ТОО «Центр оборудования НС» (Республика Казахстан). В связи с этим Общество в силу изложенных норм должно было представить статистическую форму учета в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, то есть до 14.10.2021 включительно.
Вместе с тем согласно регистрационному номеру 10103000/151021/С460050 Общество представило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период – сентябрь 2021 года в таможенный орган только 15.10.2021, то есть с нарушением установленного пунктом 9 Правил № 891 срока.
Факт наличия названного нарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе статистической формой, пояснениями Общества, протоколом об административном правонарушении от 21.10.2021 и свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Пояснения заявителя жалобы о наличии технических неполадок компьютерного оборудования, установленного в ПАО «ЯЗКМ», при подаче статистической формы документально не подтверждены. Период, в течение которого возникли и имели место такие неполадки, как и меры, которые податель жалобы предпринял в целях устранения обстоятельств, препятствующих исполнению им действующих правил и норм, Общество, ограничившись лишь ссылкой на то, что для их устранения потребовались сутки, не указало. Доказательстваневозможности устранения неполадок в более короткий срок в целях исполнения обязанности по представлению статистической формы, попытки направления 14.10.2021 отчетности в таможенный орган и сбоя в работе личного кабинета ПАО «ЯЗКМ» в этот день, как и обращения последнего в службу технической поддержки, в дело не представлены (статья 65 АПК РФ).
Факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение совершения вменяемого нарушения, материалами дела не подтвержден. При этом осуществляя поставку товаров по внешнеэкономическим сделкам на регулярной основе, ПАО «ЯЗКМ», проявив должную степень осмотрительности и заботливости, объективно имело возможность осуществить подачу статистической формы в таможенный орган, учитывая установленный пунктом 9 Правил № 891 срок (10 рабочих дней). Надлежащая организация публично значимой деятельности в области таможенного дела и осуществление должного контроля выполнения работниками своих функций находятся в компетенции юридического лица, последнее самостоятельно решает внутриорганизационные вопросы. Такое обстоятельство как технические неисправности в работе организации основанием для освобождения юридического лица от ответственности не является.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество как профессиональный участник рассматриваемых отношений предприняло все зависящие от него, исчерпывающие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, и недопущению совершения административного правонарушения, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном ему правонарушении.
Изложенные обстоятельства также исключают возможность применения в настоящем деле положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ), Обществом всех мер, необходимых для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, принято не было.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в деянии заявителя установлен и доказан. Обстоятельства, в силу которых юридическое лицо не подлежит административной ответственности, в настоящем деле отсутствуют.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая совершение административного правонарушения, приводит доводы о его малозначительности.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5).
Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Вместе с тем признание вины в совершении административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, не являются обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения, поскольку учитываются при назначении административного наказания. Как и факт устранения нарушения (в данном случае подача статистической формы) подлежит учету лишь при назначении наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Оценив представленные в настоящее дело доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера деяния заявителя, апелляционный суд приходит к выводу о невозможности освобождения Общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Заявитель не приводит достаточных и надлежащих аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований действующего законодательства.
Следует отметить, что при оценке формальных составов административных правонарушений, к числу которых относится и состав правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Соответственно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а, вопреки позиции заявителя, в ненадлежащем исполнении им своих публично-правовых обязанностей в области таможенного дела. Подобное поведение обязанных субъектов, очевидно, препятствует осуществлению своевременного таможенного контроля (учета) за перемещением товаров. Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Союза должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника таких правоотношений.
Предмет, характер и обстоятельства выявленного административного правонарушения не позволяют исключить его существенную угрозу охраняемым отношениям.Совершение правонарушения впервые, как и нарушение срока представления статистической отчетности на один день, исключительными обстоятельствами не являются и не характеризуют совершенное Обществом правонарушение как малозначительное. Обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения не имеют свойства исключительности.
По изложенным мотивам доводы заявителя о возможности признания совершенного им деяния малозначительным подлежат отклонению как основанные на ошибочной оценке фактических обстоятельств настоящего дела. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя о неоднократном привлечении его к административной ответственности неосновательны.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ элементами состава правонарушения являются: непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Обязанность представления такой формы предусмотрена частью 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ применительно к каждой сделке, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств – членов Союза. Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров (пункт 9 Правил № 891).
ПАО «ЯЗКС» несвоевременно представило в таможенный орган статистические формы по разным поставкам разным контрагентам, осуществленным в рамках исполнения разных контрактов, а, следовательно, каждое из таких действий образует самостоятельный состав вменяемого правонарушения, что является основанием для привлечения к административной ответственности применительно к каждому правонарушению.
Аргументы заявителя жалобы о том, что в настоящем деле подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, апелляционным судом рассмотрены и отклонены.Основанием для применения данной нормы является факт проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого выявлено два и более правонарушения, что в настоящем деле отсутствует. Контрольные (надзорные) мероприятия в смысле, придаваемом законодательством о государственном контроле (надзоре) и таможенным законодательством, административным органом в отношении ПАО «ЯЗКМ» не проводились, соответствующее распоряжение не выносилось, административное правонарушение выявлено в рамках текущей деятельности таможенного органа по ведению таможенной статистики и предоставленных ему полномочий.
Статистическая форма представляется по каждому из контрактов посредством ее заполнения на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет (www.customs.ru) через личный кабинет обязанного лица с использованием электронной подписи, регистрируется в автоматическом режиме с присвоением регистрационного номера. Каждая статистическая форма учета имеет самостоятельный характер. Та статистическая форма, которая представлена с нарушением установленного законом срока, помечается в системе отдельно, что и служит основанием для вывода должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, о наличии в деянии обязанного лица признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ.
Административное правонарушение было выявлено в результате непосредственного его обнаружения уполномоченным должностным лицом (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ и разъяснениями пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 при совершении юридическим лицом административного правонарушения и выявлении конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии настоящим Кодексом.
Часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей. Возможность назначения иного наказания санкцией указанной нормы не предусмотрена.
Административное наказание в виде штрафа назначено Обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. По убеждению суда апелляционной инстанции, назначенное административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Чрезмерности подлежащей взысканию суммы административного штрафа не усматривается.
Правовых и фактических оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ по делу не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, апелляционный суд находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Решение Арбитражного суда Ярославской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2022 (резолютивная часть от 27.01.2022) по делу № А82-19138/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Ярославский завод «Красный Маяк» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | В.А. Устюжанинов |