ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-19249/20 от 13.07.2021 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

14 июля 2021 года

Дело № А82-19249/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.      

Полный текст постановления изготовлен июля 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,

при участии в судебном заседании:

индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича,

представителя ответчика – Шатохиной И.Н., действующей на основании доверенности от 29.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2021 по делу №А82-19249/2020, 

по заявлению индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича (ИНН: 761000698761, ОГРН: 304761031500338)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942)

третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН: 7710349494, ОГРН: 1027700575385),

Федеральное агентство по туризму (ИНН: 7708550300, ОГРН: 1057746091369) ,

опризнании незаконным отказа в предоставлении субсидии и обязании выплатить субсидию,

установил:

индивидуальный предприниматель Смирнов Олег Александрович    (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконнымотказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 и обязании ответчика произвести действия, направленные на выплату субсидии, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2021 заявленные требования ИП Смирнова О.А. удовлетворены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области с принятым решениемсуда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы указывает, чтообъект туристской индустрии, принадлежащий Предпринимателю, не включен в единый перечень классифицированных гостиниц, который был доведен до Федеральной налоговой службы Министерством экономического развития РФ по постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.

Также Инспекция указывает, что согласно данным ЕГРИП по состоянию на 10.06.2020 основным видом деятельности Предпринимателя являлась «Аренда и управление собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (ОВЭД 68.20.2); «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» (ОКВЭД 55.10) в качестве основного вида деятельности указана Предпринимателем лишь 17.06.2020.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, куда явились Предприниматель и представитель Инспекции.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании и в представленном отзыве Предприниматель указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.08.2020 ИП Смирнов О.А. обратился в налоговый орган с заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 (л.д. 8).

Сообщением от 17.08.2020 № 164951 налоговый орган отказал Предпринимателю в предоставлении субсидии по двум основаниям (л.д. 9):

- не включение объектов туристской индустрии, принадлежащих получателю субсидии, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,

- получатель субсидии (социально ориентированная некоммерческая организация) не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847 / в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.06.2020 № 906.

Не согласившись с отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976, требования Предпринимателя признал обоснованными.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции и Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976.

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой.

Данный реестр формируется Федеральной налоговой службой на основании информации, представляемой Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 6 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица или в виде почтового отправления;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.06.2020, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению № 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно) (пункт 6 Правил).

Как следует из материалов дела, ИП Смирнову О.А. на праве собственности принадлежит объект туристской индустрии - Гостевой дом «На Лесной», который классифицирован Торгово-промышленной палатой при Правительстве Ярославской области 16.03.2020 и внесен в Федеральный перечень классифицированных гостиниц 17.03.2020 под номером 550022473 (л.д. 17, 18, 93-104).

Министерством экономического развития РФ в суд первой инстанции представлен отзыв, в котором подтвержден факт включения объекта ИП Смирнова О.А. в единый перечень классифицированных гостиниц, информация о включении в перечень доведена до ФНС России письмом от 02.06.2020 №17712-СГ/Д28, условия для включения в реестр получателей субсидии соблюдено (л.д. 22-23).

Также Министерством экономического развития РФ, на которое постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 возлагалась обязанность по представлению в ФНС РФ информации об объектах туристкой индустрии, даны пояснения о том, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901, Ростуризм осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности. В настоящее время перечень лиц, сведения о которых включены в единый перечень классифицированных гостиниц, ведет Ростуризм. До передачи этих полномочий в Ростуризм Министерство экономического развития РФ письмом от 02.06.2020 довело до сведения ФНС России перечень субъектов, имеющих право на получении отсрочки уплаты налогов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (л.д. 73-74).

Министерство экономического развития РФ в отзыве от 26.04.2021  подтвердило факт включения ИП Смирнова О.А. в единый перечень классифицированных гостиниц по состоянию на 10.06.2020, имеющим право претендовать при соблюдении иных условий на получении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства от 02.07.2020 № 976 (л.д. 90-91).

Подтверждения того, что информация о включении ИП Смирнова О.А. в единый перечень классифицированных гостиниц доводилась до ФНС России в целях формирования иного реестра,  налоговым органом не представлено.

Федеральное агентство по туризму не представило пояснений о том, передавалась ли информация об объекте ИП Смирнова О.А. в ФНС России, ограничившись пояснением о том, что формирование реестра получателей субсидии не относится к функциям Ростуризма.

Вместе с тем апелляционный суд полагает, что недочеты в межведомственном взаимодействии не могут являться основанием для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами.

Заявление на получение субсидии ИП Смирновым О.А., направлено в налоговый орган в предусмотренный Правилами срок.

Все остальные условия, предусмотренные Правилами для получения субсидии, Предпринимателем соблюдены. Указанные обстоятельства Инспекцией не оспариваются.

В суде первой инстанции представитель Инспекции пояснила, что проверка соответствия получателя субсидии условиям ее получения производится в автоматическом режиме программным комплексом. Поскольку в составе информации, представленной Министерством экономического развития РФ в Федеральную налоговую службы, отсутствовали сведения о заявителе и его объекте туристкой индустрии, в автоматическом режиме сформировался отказ в предоставлении субсидии. Обязанности для проверки налоговым органом соблюдения условий для получения субсидии в ином режиме не установлено.

Дополнительно представитель Инспекции пояснила, что второе основание для отказа в получении субсидии (отсутствие предпринимателя в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций) также сформировано в автоматическом режиме.

Учитывая, что заявитель не претендовал на получение субсидии как социально ориентированная некоммерческая организация, в связи с чем, отсутствие Предпринимателя в реестре таких организаций не могло быть препятствием в получении субсидии, соответственно, отказ по этому основанию правомерно признан судом первой инстанции незаконным.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия, предусмотренные Правилами для получения субсидии, Предпринимателем соблюдены.

В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что включение Предпринимателя в реестр получателя отсрочки (рассрочки) уплаты налогов по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 имеет те же основания, что и для реестра получателей субсидии по постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку в оспариваемом решении суда указано, что отсрочка (рассрочка) уплаты налогов по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 предоставлялась, в частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, объекты которых включены в единый перечень классифицированных гостиниц, то есть по тем же основаниям.

Таким образом, суд первой инстанции указал, что одним из условий предоставления как отсрочки уплаты налогов по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, так и субсидии по постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 № 976, является включение объекта заявителей в единый перечень классифицированных гостиниц.

Соответственно, как в рамках постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, так и в рамках постановления Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 используется единый перечень классифицированных гостиниц.

Довод Инспекции о том, что согласно данным ЕГРИП по состоянию на 10.06.2020 основным видом деятельности Предпринимателя являлась «Аренда и управление собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (ОВЭД 68.20.2); «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» (ОКВЭД 55.10) в качестве основного вида деятельности указана Предпринимателем лишь 17.06.2020, отклоняется апелляционным судом, поскольку подпунктом «в» пункта 3 Правил установлено, что субсидия предоставляется, если отрасль, в которой ведется деятельность получателя по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 10.06.2020, относится к отраслям согласно Приложению № 3, либо если объект туристской индустрии, включающий гостиницы принадлежащие заявителю, включен в перечень классифицированных гостиниц.

Таким образом, выполнение одновременно обоих условий для предоставления субсидии подпунктом «в» пункта 3 Правил не предусмотрено.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал недействительным отказ Инспекции, выраженный в сообщении от 17.08.2020 № 164951 и обязал налоговый орган предоставить субсидию.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.04.2021 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2021  по делу № А82-19249/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных