ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-20128/2019 |
26 марта 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Крепкие традиции»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2020 по делу № А82-20128/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Крепкие традиции» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Крепкие традиции» (далее – заявитель, Общество, ООО «ТД «Крепкие традиции») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – ответчик, Департамент) № 90/19 от 16.10.2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ТД «Крепкие традиции» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что во исполнение требований Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) Общество приняло все меры для недопущения нарушения требований закона со стороны должностных лиц; директором Общества проведен инструктаж сотрудников об ответственности за розничную продажу алкогольной продукции. Вместе с тем продавцом по собственной инициативе реализована алкогольная продукция по цене ниже минимальных розничных цен. Факт нарушения продавцом магазина ограничений, установленных Законом № 171-ФЗ, не свидетельствует о недостаточности принятых Обществом мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при осуществлении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами Департаментом в рамках задания от 08.07.2019 № 7 проведен анализ отчета по реализации продукции по цене ниже минимальной цены за период с 01.06.2019 по 16.06.2019, сформированный при использовании ресурса ЕГАИС и функционала «Личного кабинета» Департамента на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (http://service.fsrar.ru). В результате контрольных мероприятий выявлен факт розничной продажи 07.06.2019 в 16 ч. 55 мин. ООО «ТД «Крепкие Традиции» алкогольной продукции – водки «Граф Ледофф лайт» (объем 0,7 л), алкоголь 40%, с нарушением минимальных цен, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 градусов» (далее – Приказ № 58н).
05.09.2019 Общество получило извещение от 02.09.2019 № 11-09/120 о составлении 23.09.2019 в 10 ч. 00 мин. протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
23.09.2019 должностное лицо Департамента в отсутствие представителя Общества составило в отношении ООО «ТД «Крепкие Традиции» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, по факту нарушения требований Приказа № 58н.
Определением от 04.10.2019, полученным Обществом 09.10.2019, назначено рассмотрение дела об административном правонарушении.
16.10.2019 должностное лицо Управления в присутствии законного представителя Общества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление № 90/19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объективная сторона административного правонарушения выражается, в том числе в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Закон № 171-ФЗ устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 11 Закона № 171-ФЗ установлено, что закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент реализации заявителем алкогольной продукции действовал Приказ № 58н.
Приказом № 58н установлена цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (водки), в размере 215 рублей за 0,5 литра готовой продукции (подпункт «д» пункта 1).
Как следует из материалов дела, 07.06.2019 в 16 ч. 55 мин. Обществом в нарушение указанных требований законодательства осуществлена розничная продажа водки «Граф Ледофф лайт» (объем 0,7 л), алкоголь 40%, по цене 259 рублей 00 копеек, что ниже минимальной розничной цены, установленной Приказом № 58н. Факт продажи алкогольной продукции подтверждается копией кассового чека (л. д. 68), выгрузкой из ЕГАИС (л. д. 69-71).
Наличие выявленных нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Заявитель указывает на реализацию алкогольной продукции по цене ниже минимальных розничных цен продавцом по своей инициативе.
Однако осуществление противоправных действий (бездействия) работником не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, так как в данном случае реализация алкогольной продукции осуществлена в магазине Общества наемным работником, что подтверждается трудовым договором (л. д. 12-14). Покупатели, приобретая алкогольную продукцию в магазине Общества, предполагают совершение продавцом действий по продаже алкогольной продукции от имени Общества.
Неисполнение заявителем требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником (в данном случае продавцом) не является обстоятельством, освобождающим Общество от административной ответственности, а свидетельствует лишь об отсутствии надлежащего контроля со стороны заявителя за действиями своего работника.
Довод общества о принятии всех мер для недопущения нарушения требований закона со стороны должностных лиц опровергается установленным Департаментом фактом продажи алкоголя с нарушением минимальных цен.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не находит.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Необходимо отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, кроме того, предусмотренный указанной статьей механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Соблюдение установленного законодательством порядка ценообразования в сфере оборота алкогольной продукции направлено на достижение указанных целей.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении возложенной на заявителя публично-правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий.
Административное наказание установлено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного Ярославской области от 29.01.2020 по делу № А82-20128/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2020 по делу № А82-20128/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Крепкие традиции» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | С.С. Волкова |
Судьи | ФИО2 ФИО1 |