ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-20198/2021 от 30.08.2022 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-20198/2021

05 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .  

Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Кононова П.И., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

без участия представителей,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобупубличного акционерного общества «Россети Центр»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2022 по делу

№ А82-20198/2021

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2

о признании незаконными постановления и представления,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Центр» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Россети Центр») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление) от 18.11.2021 о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-554/2021 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, представления от 18.11.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – третье лицо, ФИО2).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «Россети Центр» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество настаивает на отсутствии в его деянии состава вменяемого ему административного правонарушения. Иные выводы суда, по мнению заявителя, сделаны при неправильном применении норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно оценил противоречия между протоколом об административном правонарушении и постановлением о привлечении к административной ответственности. ПАО «Россети Центр» обращает внимание на то, что в протоколе об административном правонарушении ссылок на нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861, Правила технологического присоединения), не содержалось. Более подробно доводы Общества со ссылками на фактические обстоятельства дела, нормы права приведены в апелляционной жалобе.

УФАС письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы Общества.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.08.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 02.08.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в УФАС поступило обращение третьего лица на нарушение со стороны ПАО «Россети Центр» Правил технологического присоединения.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что 13.01.2021 ФИО2 обратился в адрес ПАО «Россети Центр» с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

22.01.2021 по результатам рассмотрения заявки между ПАО «Россети Центр» и ФИО2 заключен договор № 42054526 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, дер. Назарово, кадастровый номер земельного участка 76:14:030103:395.

Согласно пункту 11.1 технических условий заявитель осуществляет строительство новых линий электропередачи (ВЛИ/КЛ 0,4 кВ) от точки присоединения до ВРУ заявителя.

29.01.2021 ФИО2 в адрес сетевой организации направил письмо с уведомлением о невозможности выполнения пункта 11.1 технических условий ввиду расположения точки присоединения через автомобильную дорогу с заявлением на изменение положений технических условий в части расположения точки присоединения.

В письме от 08.02.2021 № МР1-ЯР/Р-13-11/26 Общество указало на расположение точки присоединения не далее 15 метров от границы участка заявителя, что, по мнению Общества, не противоречит пункту 25(1) Правил технологического присоединения.

Из пояснений ПАО «Россети Центр», представленных в антимонопольный орган, следует, что такое расположение точки присоединения полностью соответствует требованиям Правил № 861 и не налагает на ФИО2 обязанности по урегулированию отношений с третьими лицами. Нахождение провода над земельным участком, по мнению Общества, не требует какого-либо оформления земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как ВЛ является линейным объектом (движимым имуществом).

11.06.2021 антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела № 076/04/9.21-554/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

10.08.2021 по результатам рассмотрениядела № 076/04/9.21-554/2021  ответчик составил протокол об административном правонарушении, которым деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 67-69).

18.11.2021 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела № 076/04/9.21-554/2021, вынесло постановление, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 5-8).

В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес Общества выдано обязательное для исполнения представление от 18.11.2021, которым на него возложена обязанность в течение месяца принять меры по устранению причин совершенного правонарушения, а именно: исполнить обязанности, возложенные на сетевую организацию договором № 42054526 от 22.01.2021 о технологическом присоединении, в соответствии с Правилами № 861 и с учетом выводов должностного лица антимонопольного органа, изложенных в постановлении о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-554/2021 об административном правонарушении, а также направить в адрес Ярославского УФАС России информацию о принятых сетевой организацией мерах (л.д. 9).

Не согласившись с постановлением и представлением УФАС, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями о признании их незаконными и отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного заявителю административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, признав оспариваемое постановление и представление законными и обоснованными, отказав в удовлетворении заявленных требований. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).

Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона                     № 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами № 861 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).

Процедура технологического присоединения установлена в пункте 7 Правил № 861.

Согласно подпункту «а» пункта 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проанализировав изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подпункт «а» пункта 25(1) Правил № 861, устанавливая возможность расположения точки присоединения за пределами границ земельного участка, указывает на исключительный характер такой возможности, обусловленный определенными в данной норме  условиями.

В рассматриваемом случае согласно пункту 7 технических условий от 19.01.2021 № 20653027 точка присоединения энергопринимающего устройства расположена на выходных контактах коммутационного аппарата в распределительной коробке от ШУР на опоре № 13.1 ВЛ-0,4 кВ № 4 ТП-763. В соответствии с пунктом 11.1 указанных технических условий заявитель (третье лицо) осуществляет строительство новых линий электропередачи (ВЛИ/КЛ 0,4 кВ) от точки присоединения на границе земельного участка до ВРУ заявителя.

Обращаясь с жалобой в УФАС, ФИО2 указал на то, что на него техническими условиями возлагается обязанность осуществить работы не только в пределах границ своего участка, но и на территории земельных участков, принадлежащих иным лицам. По мнению третьего лица, обязанность заявителя по обустройству линии электропередачи за пределами своего земельного участка предполагает урегулирование сетевой организации с собственником иного земельного участка.

При рассмотрении жалобы третьего лица антимонопольный орган установил, что Общество в нарушение изложенных нормативных положений не согласовало с собственником земельного участка (кадастровый номер 76:14:030103:491) ФИО3 в порядке, исключающем наложение на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации, строительство и эксплуатацию линий электропередачи ФИО2

В суд первой инстанции ПАО «Россети Центр» также не представило соответствующих доказательств (подписанный между сетевой организацией и собственником участка ФИО3 договор, соглашение с изложением всех необходимых условий пользования участком – право пользования, срок, оплата и т.п.).

Представленная ПАО «Россети Центр» в материалы дела схема согласования прохождения электрических сетей не отвечает перечисленным выше требованиям, в связи с чем не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 25 (1) Правил № 861.

Факт выявленных в деятельности Общества нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии ПАО «Россети Центр» события вменяемого административного правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.

Вместе с тем, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.

Доказательств, подтверждающих, что сетевая компания предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах следует признать доказанным нарушение Обществом требований Правил технологического присоединения и наличие его вины в совершении данного нарушения.

Ссылки заявителя жалобы на наличие противоречий между оспариваемым постановлением и протоколом об административном правонарушении судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются.Протоколом от 10.08.2021 Обществу вменяется административное правонарушение по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Вынесенное на основании протокола от 10.08.2021 постановление по содержанию соответствует названному протоколу.В обоих указанных документах ответчик пришел к выводу о неправомерности действий сетевой организации, выдавшей заявителю (третьему лицу) технические условия без надлежащего согласования расположения точки подключения на чужом земельном участке. Оспариваемое постановление и протокол от 10.08.2021 содержат указание на конкретную норму требований, которая была нарушена заявителем как субъектом естественной монополии (подпункт «а» пункта 25 (1) Правил № 861).

Довод Общества об указании ответчиком в качестве нарушенных норм пункта 16 Правил № 861 не принимается, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, обозначенное обстоятельство не является существенным нарушением, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело № 076/04/9.21-554/2021 об административном правонарушении. В протоколе и постановлении имеется описание выявленных нарушений.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.

Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом административное правонарушение как малозначительное, не установлено.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, что составляет минимальный размер санкции для юридических лиц по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствий, суд первой инстанции изменил размер назначенного Обществу постановлением антимонопольного органа от 18.11.2021 административного наказания в виде административного штрафа, снизив его до 50 000 рублей. Выводы суда в обозначенной части участвующими в деле лицами не оспариваются.

Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Суд считает, что в данном случае назначенное заявителю наказание не повлечет чрезмерного ограничения экономических прав последнего.

Правовых и фактических оснований для замены назначенного заявителю оспариваемым постановлением административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Поскольку оснований для признания незаконным постановления УФАС от 18.11.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении не установлено, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обоснованно признано судом первой инстанции законным.

Представление является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленное. Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос об уплате заявителем государственной пошлины по жалобе на основании части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ не рассматривался.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2022 по делу                № А82-20198/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Центр» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

ФИО4

ФИО1