ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-20365/20 от 24.10.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-20365/2020

28 октября 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Александровой О.В.,

судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителей

от заявителя: Хрусталева Е.В. (доверенность от 28.12.2021),

от заинтересованного лица: Крутихиной Н.В. (доверенность от 11.05.2022 № 01-1/144)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2022 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022

по делу № А82-20365/2020

по заявлению акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района»

(ИНН: 7602063917, ОГРН: 1077602005216)

об отмене постановления

Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области

(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)

о привлечении к административной ответственности,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – прокуратура Дзержинского района города Ярославля, прокуратура Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью «Развитие общедоступного современного строительства газопроводов», общество с ограниченной ответственностью «Союз спасателей» и акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль»,

и у с т а н о в и л :

акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об отмене постановления Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее – Департамент) от 22.10.2020
№ 782-02-1/20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Дзержинского района города Ярославля (далее – Прокуратура), прокуратура Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью «Развитие общедоступного современного строительства газопроводов», общество с ограниченной ответственностью «Союз спасателей» и акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль».

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2022 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 решение суда оставлено без изменения.

Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Обществу вменено ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию общего имущества, а не необеспечение доступа исполнителей для проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования и проверки состояния вентиляционных каналов. Вмененное нарушение является длящимся, поскольку выражено в уклонении от надлежащего исполнения обязанности. Срок выполнения обязанности по содержанию имущества не установлен, имущество подлежит надлежащему содержанию на постоянной основе.

По мнению Департамента, пункт 12 и подпункт «б» пункта 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410) не устанавливают срок (дату) исполнения обязанности.

Департамент указывает, что сведения об извещении собственников о проведении проверки в материалах дела отсутствуют.

Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Департамента.

Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество в 2019 – 2020 годах осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: город Ярославль, улица Батова, 5, корпус 2.

В отношении Общества с 27.08.2020 по 16.09.2020 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований.

Одновременно Прокуратура провела в отношении Общества проверку исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверок установлено, что с целью надлежащего содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также дымовых и вентиляционных каналов Общество заключило с исполнителями следующие договоры: от 01.09.2016 № 1 на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирного жилого дома (30.05.2019 Общество письмом от 29.05.2019 уведомило исполнителя о расторжении договора с 01.07.2019); от 05.06.2019 № ЯФ-ВДГО/ВКГО-559 (у)/19 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома; от 29.12.2017 № 1/В/2017 на проведение работ по проверке технического состояния и прочистке вентиляционных каналов и газоходов в многоквартирных домах (в соответствии с соглашением от 31.01.2019 договор расторгнут с 01.02.2019); от 11.03.2019 № З/В/2019 на проведение работ по проверке технического состояния и прочистке вентиляционных каналов и газоходов в многоквартирных домах; от 20.12.2019 № 6/В/2020 на проведение работ по проверке технического состояния и прочистке вентиляционных каналов и газоходов в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 1.3 договора от 01.09.2016 № 1 сроки, очередность и периодичность работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования определяются заказчиком и исполнителем в графике технического обслуживания жилых домов, являющемуся приложением № 2 к договору. Согласно графику на 2019 год работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в указанном доме должны были проводиться в январе.

Работы по техническому обслуживанию проведены 15.01.2019, однако техническое обслуживание не было пройдено в квартирах № 2, 7, 8, 9, 11, 15, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 34, 38, 39, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 57, 58, 65, 67, 70, 71, 74, 80, 81, 82, 83, 88, 89, 90, 93, 94, 97, 104, 107, 113, 116, 117, сведения о том, что в 2019 году проводились повторные выходы в квартиры, в которых техническое обслуживание проведено не было, отсутствуют.

Согласно пункту 2.3 договора от 05.06.2019 № ЯФ-ВДГО/ВКГО-559 (у)/19 техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется не реже одного раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг).

В силу пункта 2.4 данного договора сроки и очередность работ по техническому обслуживанию определяются заказчиком и исполнителем в графике технического обслуживания жилых домов. Стороны согласовали график технического обслуживания, в соответствии с которым в 2020 году работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в доме должны быть проведены в январе.

В результате проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с графиком технического обслуживания и двух повторных выходов работников исполнителя доступ в жилые помещения № 9, 14, 27, 28, 37, 38, 43, 71, 74, 80, 86, 92 обеспечен не был, в связи с чем составлен акт об отказе в допуске от 26.07.2020. Уведомлением от 17.08.2020 исполнитель предложил Обществу в течение сорока календарных дней от даты направления указанного уведомления обеспечить допуск в названные помещения. По состоянию на 16.09.2020 сведения о проведении осмотра общего имущества (внутридомового газового оборудования) в квартирах № 9, 14, 27, 28, 37, 38, 43, 71, 74, 80, 86, 92 названного дома отсутствуют.

В соответствии с пунктами 1.2 договоров от 29.12.2017 № 1/В/2017, от 11.03.2019 № З/В/2019, от 20.12.2019 № 6/В/2020 в процессе эксплуатации газоходов и вентиляционных каналов периодическая проверка происходит не реже трех раз в год (не позднее чем за семь календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через семь дней после окончания отопительного сезона).

Общество представило акты проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме от 12.02.2019, от 15.05.2019, от 06.09.2019, от 24.01.2020 и от 22.05.2020, согласно которым проверка технического состояния дымовых и вентиляционных каналов была проведена не во всех квартирах многоквартирного дома.

Согласно актам проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в доме в 2019 году от 12.02.2019, от 15.05.2019, от 06.09.2019 не проведена проверка технического состояния системы вентиляции в квартирах № 2, 7 – 9, 13 – 18, 21, 22, 24, 30-32, 34, 35, 37, 38, 42 – 44, 51, 52, 54, 57, 58, 63, 64, 69 – 72, 77, 83, 88, 89, 91, 93-95, 98 – 100, 103, 104, 106, 107, 109, 110, 113, 114, 116.

В соответствии с актами проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в доме в 2020 году от 24.01.2020 и от 22.05.2020 не проведена проверка технического состояния системы вентиляции в квартирах № 5, 7, 9, 13, 14, 18, 21, 25, 26, 31, 32, 37 – 39, 43, 44, 46, 50, 55, 57, 58, 71, 74, 80, 88, 89, 92, 94 – 96, 99, 103, 104, 107, 108, 110, 113, 114, 117, 118.

Согласно пунктам 2.2.4 договоров от 11.03.2019 № З/В/2019, от 20.12.2019
№ 6/В/2020 в случае отсутствия доступа в жилые помещения (первичный выход по графику) исполнитель обязуется совершить повторный выход в течение последующих двух недель в квартиры, где не было обеспечено доступа при первичном выходе, уведомив об этом заказчика за 5 дней.

На основании пунктов 3.2 и 3.3 данных договором представители заказчика в любое время в течение текущего месяца осуществляют выборочное обследование газоходов и вентканалов многоквартирного дома, результаты таких обследований оформляются соответствующими актами.

По состоянию на 16.09.2020 сведений о проведении повторного выхода в квартиры, где не было обеспечено доступа при первичном выходе, а также о проведении Обществом выборочного обследования газоходов и вентиляционных каналов, отсутствовали.

С учетом изложенного Департамент пришел к выводу о том, что Общество не предприняло необходимые меры для обеспечения условий для проведения обследования газоходов и вентиляционных каналов дома в 2019 – 2020 годах, не обеспечило доступ в жилые помещения для проведения проверки.

В постановлениях от 22.10.2020 № 782-02-1/20 и от 24.08.2020 Департамент и Прокуратура пришли к выводу о том, что Общество в 2020 году не обеспечило допуск специалистов специализированной организации в квартиры № 9, 14, 27, 28, 37, 38, 43, 71, 74, 80, 86, 92 при проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования; не обеспечило допуск специалистов в квартиры № 5, 7, 9, 13, 14, 18, 21, 25, 26, 29, 31, 32, 37, 38, 39, 43, 44, 46, 50, 55, 56, 57, 58, 71, 74, 80, 88, 89, 92, 94, 95, 96, 99, 103, 104, 107, 108, 110, 113, 114, 117, 118 при проведении проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в январе и мае 2020 года; не приняло достаточные меры для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в квартирах № 2, 7, 8, 9, 11, 15, 24, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 34, 38, 39, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 57, 58, 65, 67, 70, 71, 74, 80, 81, 82, 83, 88, 89, 90, 93, 94, 97, 104, 107, 113, 116, 11 в 2019 году; не приняло достаточные меры для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в квартирах № 9, 14, 27, 28, 37, 38, 43, 71, 74, 80, 86, 92 в 2020 году; не провело проверку технического состояния системы вентиляции в квартирах № 2, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 24, 30-32, 34, 35, 37, 38, 42, 43, 44, 51, 52, 54, 57, 58, 63, 64, 69, 70, 71, 72, 77, 83, 88, 89, 91, 93, 94, 95, 98, 99, 100, 103, 104, 106, 107, 109, 110, 113, 114, 116 в 2019 году; не провело проверку технического состояния системы вентиляции в квартирах № 5, 7, 9, 13, 14, 18, 21, 25, 26, 31, 32, 37, 38, 39, 43, 44, 46, 50, 55, 57, 58, 71, 74, 80, 88, 89, 92, 94, 95, 96, 99, 103, 104, 107, 108, 110, 113, 114, 117, 118 в 2020 году; не приняло меры к восстановлению работоспособности системы вентиляции в квартирах № 3 и 44, не функционирующей по состоянию на 06.09.2019.

Результаты проверки оформлены актом проверки от 16.09.2020 № 1929-13-5/20.

В отношении Общества составлен протокол от 28.09.2020 № 1929-13-5/20-Ю/1.

Постановлением Департамента от 22.10.2020 № 782-02-1/20 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 1.6, 2.1 и 14.1.3 КоАП РФ, статьями 161, 192 и 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), Правилами содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006
№ 491, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент вынесения постановления срок для привлечения Общества к ответственности истек.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного кодекса.

На основании части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).

В статье 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования к лицензиату, в том числе, в пункте 7 определено, что помимо требований, перечисленных в пунктах 1 – 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.

Такие требования изложены в пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014
№ 1110, и включают, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.

Так, в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям.

На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом; оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме; осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения.

Из пункта 10 Правил № 491 следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт «г»).

В пункте 21 Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, – организация проведения работ по их устранению.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов (пункт 5 Правил
№ 410).

Надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы (подпункт «а» пункта 11 Правил № 410).

В силу подпункта «в» пункта 12 Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) не реже трех раз в год (не позднее чем за семь календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через семь дней после окончания отопительного сезона).

Согласно подпункту «б» пункта 43 Правил № 410 исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже одного раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к данным правилам.

Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с данными правилами (пункт 46 Правил № 410).

Как следует из материалов дела и установили суды, с 21.08.2020 (момент взрыва бытового газа), многоквартирный дом расселен, доступ в дом ограничен.

Следовательно, с указанной даты у Общества прекратилась обязанность по выполнению работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем и системы вентиляции.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 22.10.2020, то есть за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности.

Кроме того, как верно указал апелляционный суд, в приложениях к договорам от 29.12.2017 № 1/В/2017, от 11.03.2019 № З/В/2019, от 20.12.2019 № 6/В/2020 определены графики проведения обходов помещений многоквартирного дома: февраль, май и сентябрь 2019 года, февраль, май и сентябрь 2020 года. Проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов осуществлялись 12.02.2019, 15.05.2019, 06.09.2019, 24.01.2020, 22.05.2020; при отсутствии доступа в соответствующие помещения в силу пункта 2.2.4 договоров в течение последующих двух недель применительно к каждой из названных дат должен был быть совершен повторный выход в квартиры.

Течение срока давности для привлечения к ответственности началось по истечении установленного для повторного выхода срока и на момент вынесения спорного постановления данный срок истек.

На 21.08.2020 срок проведения проверки эксплуатации газоходов и вентиляционных каналов (не позднее чем за семь календарных дней до начала отопительного сезона) не истек, поскольку графиками предусмотрена возможность проведения проверок в течение сентября 2020 года).

С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об истечении срока давности привлечения Общества к административной ответственности по данным эпизодам.

Довод Департамента об обратном отклоняется судом округа. В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Кроме того, факт непринятия Обществом мер по восстановлению работоспособности системы вентиляции в квартирах № 3 и 44 материалами дела не подтвержден. Согласно ведомости технического обслуживания помещений от 24.01.2020 в квартирах № 3 и 44 дома тяга в вентиляционных и дымовых каналах имеется, неисправностей не зафиксировано.

С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу № А82-20365/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.В. Александрова

Судьи

Н.Н. Домрачева

И.Л. Забурдаева