АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А82-21032/2020 |
29 апреля 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е. ,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В. ,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.12.2020),
от Министерства экономического развития Российской Федерации: ФИО2
(доверенность от 07.02.2022),
от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: ФИО3
(доверенность от 21.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства экономического развития Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021
по делу № А82-21032/2020
по заявлению частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 89 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконными действий Министерства экономического развития Российской Федерации
и у с т а н о в и л :
частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) по несвоевременному включению Учреждения в реестр получателей субсидий из федерального бюджета, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (далее – Правила № 976); о признании незаконным бездействия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) по несвоевременной подаче сведений для включения Учреждения в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 (далее – Постановление № 847); о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области (далее – Инспекция) по направлению Учреждению сообщения от 14.08.2020 № 161974 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 976, и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2021 действия Минэкономразвития России по несвоевременному включению Учреждения в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также действия Инспекции по направлению Учреждению сообщения от 14.08.2020 № 161974 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 976, признаны незаконными. Производство по делу в части требования к Рособрнадзору прекращено; Министерство финансов из числа ответчиков исключено в связи с отсутствием предъявляемых к нему требований.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Минэкономразвития России не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, незаконность действий Минэкономразвития России, выразившихся в несвоевременном включении заявителя в реестр получателей субсидии, предусмотренной Правилами № 976, не доказана. Учреждение не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в результате незаконного бездействия Рособрнадзора. Суды не учли, что именно на Рособрнадзор возложена обязанность по предоставлению Минэкономразвития России сведений об Учреждении для своевременного включения его в реестр. Отсутствие акта Минэкономразвития России, предусмотренного первоначальной редакцией Постановления № 847, не влияет на обязанность Рособрнадзора предоставить сведения в Минэкономразвития России для формирования спорного реестра. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что Минэкономразвития России не располагает сведениями о частных образовательных организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Учреждение и Рособрнадзор в отзывах на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы Минэкономразвития России.
Министерство финансов отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа.
Доводы Инспекции, изложенные в отзыве на кассационную жалобу Минэкономразвития России и связанные с обжалованием принятых судебных актов, не принимаются к рассмотрению судом кассационной инстанции.
По смыслу части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывом на кассационную жалобу является документ, в котором участвующее в деле лицо заявляет возражения относительно жалобы.
Между тем указанные доводы Инспекции представляют собой самостоятельные кассационные требования, которые могли быть предъявлены не иначе как с соблюдением правил, предусмотренных в статье 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако данные условия Инспекцией не соблюдены, кассационная жалоба в суд округа не подана.
Инспекция и Министерство финансов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 14.08.2020 Учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 976.
По результатам рассмотрения заявления Инспекция отказала Учреждению в предоставлении субсидии (сообщение об отказе от 14.08.2020 № 161974), поскольку получатель субсидии не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 01.07.2020 в соответствии с Постановлением № 847.
Посчитав свои права нарушенными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правилами № 976 и Постановлением № 847, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что Учреждение лишилось права на получение мер государственной поддержки в результате незаконных действий Минэкономразвития России, выразившихся в несвоевременном включении заявителя в реестр получателей субсидии, предусмотренной Правилами № 976.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил № 976 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – получатель субсидии) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее – субсидия).
Субсидия предоставляется один раз на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению № 1 (далее – реестр получателей субсидий), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
В пункте 3 Правил № 976 установлено, что условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 (далее –
заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица (личный кабинет налогоплательщика –
индивидуального предпринимателя) (далее – кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению № 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В силу пункта 4 Правил № 976 условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» или включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» по состоянию на 1 июля 2020 г.;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В пункте 6 Правил № 976 установлено, что для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 названных Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10 июля 2020 г.:
– информацию об объектах туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, включенных в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, по состоянию на 10 июня 2020 г.;
– перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 1 июля 2020 г. в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
– перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся поставщиками социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» по состоянию на 1 июля 2020 г.
Согласно пункту 7 Правил № 976 налоговый орган в случае выявления в результате проведения проверки информации в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются, в том числе, нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 906 утверждено Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Положение № 906), в соответствии с которым Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению реестра социально ориентированных некоммерческих организаций; Минэкономразвития России поручено в течение 10 рабочих дней издать акт, определяющий порядок представления сведений в реестр.
Приказом Минэкономразвития России от 02.07.2020 № 386 утвержден Порядок представления в Министерство экономического развития Российской Федерации сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Порядок № 386).
Согласно пункту 2 Порядка № 386 социально ориентированные некоммерческие организации для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:
– социально ориентированная некоммерческая организация являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2010, № 15, ст.1736) (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 года;
– социально ориентированная некоммерческая организация в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г. являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
– социально ориентированная некоммерческая организация состоит в реестре организаций – поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2019, № 18, ст.2215) (далее – Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»);
– социально ориентированная некоммерческая организация получила статус социально ориентированной некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг в период с 1 января 2017 г. до 1 апреля 2020 года.
В пункте 10 Порядка № 386 установлено, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 1 июля 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Положение № 847), которое определяет порядок ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в случае, когда некоммерческая организация является частной образовательной организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 1).
В силу пункта 2 Положения № 847 уполномоченным органом по формированию и ведению реестра некоммерческих организаций является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – уполномоченный орган). Информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации (далее – федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 3 Положения № 847 информация, содержащаяся в реестре, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 3 рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.
Согласно пункту 6 Положения № 847 Федеральные органы исполнительной власти представляют в уполномоченный орган сведения для включения в реестр: в течение 10 рабочих дней со дня получения некоммерческой организацией лицензии; ежегодно в течение 30 рабочих дней со дня представления отчетов благотворительными организациями в Министерство юстиции Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 13.03.2014 серия 76 ЛО2 № 0000029, выданной Департаментом образования Ярославской области; согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Учреждения является «Образование дошкольное» (код 85.11 ОКВЭД).
В соответствии с уставом Учреждения целями его деятельности является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Суды установили, что основанием для отказа Учреждению в предоставлении спорной субсидии послужило то обстоятельство, что заявитель по состоянию на 01.07.2020 не был включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (в соответствии Положением № 847).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что предоставление Рособрнадзором сведений в Минэкономразвития России для формирования реестра некоммерческих организаций, согласно редакции Постановления № 847 от 15.06.2020, предусматривалось в соответствии с актом Минэкономразвития России, на издание которого устанавливался срок 10 рабочих дней, однако Минэкономразвития России такой акт в установленный Постановлением № 847 срок не издало, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в результате действий (бездействия) Минэкономразвития России по несвоевременному включению Учреждения в реестр получателей субсидии последнее лишилось права на получение мер государственной поддержки.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Учреждением требование в обжалуемой части.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу № А82-21032/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.Е. Бердников | |
Судьи | Ю.В. Новиков Т.В. Шутикова |