ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-2780/17 от 15.02.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-2780/2017

19 февраля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2017,

принятое судьей Кашириной Н.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017,

принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,

по делу № А82-2780/2017

по иску Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области

(ИНН: 7604044726, ОГРН: 1027600695220)

к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования

(ИНН: 7727032382, ОГРН: 1027739712857),

к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Ярославской

области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)

о взыскании 500 000 рублей

и у с т а н о в и л :

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании в солидарном порядке с Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – Территориальный фонд) 500 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2017 с Федерального фонда в пользу Департамента взыскано 500 000 рублей долга. В удовлетворении требования к Территориальному фонду отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, основания для взыскания с Федерального фонда 500 000 рублей на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику отсутствуют, поскольку Федеральный фонд не был привлечен к участию в деле по иску Лобашовой О.С. к Департаменту, а решением Кировского районного суда города Ярославля от 06.12.2013 по делу № 2-4695/2013 на Федеральный фонд не возложено никаких обязанностей. Кроме того, заявитель указал, что предоставление в 2017 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2012 году, является нарушением Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Лобашовой О.С. (медицинский работник) и ГУЗ ЯО «Брейтовская центральная районная больница» (работодатель) 11.09.2012 заключен трудовой договор.

Лобашова О.С. 13.08.2013 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей на приобретение жилья.

Письмом от 19.08.2013 Департамент отказал Лобашовой О.С. в заключении договора на предоставление единовременной выплаты в связи с тем, что Лобашовой О.С. не соблюдено требование о прибытии (переезде) на работу в 2013 году.

Решением Кировского районного суда города Ярославля от 06.12.2013 по делу № 2-4695/2013, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24.03.2014, на Департамент возложена обязанность по заключению с Лобашовой О.С. договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей и предоставлению указанной выплаты.

Во исполнение данного решения суда Департамент перечислил Лобашовой О.С. платежным поручением от 24.11.2014 № 4804 денежную сумму в размере 1 000 000 рублей.

Ссылаясь на то, что указанная выплата осуществляется в равных долях за счет средств областного бюджета и средств Федерального фонда, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 50, частями 1212.5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Порядком заключения договора на предоставление в 2013 и 2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.12.2012 № 1524-п, Порядком финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2013 № 42-п, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил исковое требование, взыскав спорную сумму за счет бюджета Федерального фонда.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В пункте 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закона № 326-ФЗ) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В 2013 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 12.2 статьи 51 Закона № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом.

Постановлениями Правительства Ярославской области от 27.12.2012 № 1524-п и от 31.01.2013 № 42-п утвержден «Порядок заключения договора на предоставление в 2013 году единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» и «Порядок финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» (далее – Порядок № 42-п).

В соответствии с указанными постановлениями Правительства Ярославской области Департамент определен уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области на заключение с медицинскими работниками договора на предоставление в 2013 и 2014 годах единовременной компенсационной выплаты и предоставление в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов.

Согласно пункту 3 Порядка № 42-п финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат в 2013 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – Территориальный фонд) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд) в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджета Ярославской области.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Департамент направлял в установленном порядке в Федеральный фонд заявку на получение иных межбюджетных трансфертов.

Департамент исполнил возложенную на него решением Кировского районного суда города Ярославля от 06.12.2013 по делу № 2-4695/2013 обязанность по перечислению Лобашовой О.С. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей на приобретение жилья.

Данные факты Федеральный фонд не отрицает.

При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что финансирование спорной выплаты должно осуществляться за счет средств Федерального фонда и средств областного бюджета в равных долях, суды правомерно взыскали с Федерального фонда 500 000 рублей.

Довод заявителя жалобы о невозможности предоставления в 2017 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2012 году, отклоняется, поскольку спорная выплата связана с исполнением вступившего в законную силу судебного акта и восстановлением прав медицинского работника в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу № А82-2780/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Ю.В. Новиков

И.В. Чижов