ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-3729/2023 от 31.01.2024 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-3729/2023

31 января 2024 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Когута Д.В.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Метроном»

на решение Арбитражного суда Ярославской области 19.07.2023 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023

по делу № А82-3729/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Метроном»

(ОГРН: 1037601003329, ИНН: 7607024894)

о признании незаконным и отмене постановления Владимирской таможни от 10.02.2023 о привлечении к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Метроном» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владимирской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 10.02.2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Арбитражный суд Ярославской области решением от 19.07.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023, отказал в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

По мнению заявителя, вина Общества в совершении вмененного правонарушения отсутствует, поскольку получением разрешений на вывоз товара за пределы Российской Федерации должен заниматься собственник товара, а право собственности на спорный товар перешло к покупателю 19.04.2022, в момент его передачи представителю ТОО «Проектные решения». Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Таможня в отзыве отклонила доводы Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Обществом в Таможню с применением электронной цифровой подписи 12.05.2022 подана статистическая форма учета перемещения товаров с регистрационным номером 10103000/120522/С621255 (системный номер ED202205144235291) за апрель 2022 года, в которых заявлены сведения о вывезенных в отчетном месяце в Республику Казахстан в адрес ТОО «Проектные решения» товарах, в том числе товар № 4 – сокоохладитель COOLEQ JD-12+12, в количестве одной штуки, стоимостью 27 789 рублей 22 копейки, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8418 69 000 8, страна происхождения Китай; товар № 6 – конфорка ITERMA для ПКИ-КВ 340X340 IP-3500 BUILTIN передняя/задняя, в количестве двух штук, стоимостью 18 322 рубля 60 копеек, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8419 90 850 9, страна происхождения Россия; товар № 8 – картофелечистка МОК-400, в количестве одной штуки, стоимостью 43 117 рублей 84 копейки, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8438 60 000 0, страна происхождения Беларусь; товар № 10 – льдогенератор SCOTSMAN MF 46 AS ОХ ГРАНУЛ, в количестве одной штуки, стоимостью 264 199 рублей 55 копеек, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8418 69 000 8, страна происхождения Италия.

В графе 10 «Документы» статистических форм не указаны сведения о сертификате о происхождении товаров по форме СТ-1 либо ином разрешительном документе, сопровождающем поставку товаров, вывозимых в Республику Казахстан.

На запросы Таможни Обществом представлены копии следующих документов: договора поставки от 03.03.2022 № 78531-2/Р, товарных накладных от 19.04.2022 № 959307, 959310, 959320, счетов-фактур от 19.04.2022 № Ш738622403-959307-4, Э681320804-959310-4, Ш845722503-959320-4, транспортной накладной от 19.04.2022 № 959307, талона о прохождении государственного контроля, а также технической документации на указанные товары. Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 и разрешения соответствующих министерств не представлены.

В ходе анализа представленных Обществом документов установлено, что рассматриваемые товары классифицируются в подсубпозициях 8418 69 000 8, 8419 90 850 9, 8438 60 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, вывоз данных товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан должен сопровождаться документами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 312).

Согласно представленному талону о прохождении государственного контроля, выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, транспортное средство, перевозящее указанные товары, пересекло государственную границу Российской Федерации 24.04.2022.

По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что Общество вывезло указанные товары за пределы территории Российской Федерации без соблюдения установленных Постановлением № 312 запретов и ограничений, и возбудил в отношении нарушителя дело об административном правонарушении № 10103000-3095/2022 по статье 16.3 КоАП РФ.

В ходе административного расследования сертификат о происхождении товара формы СТ-1, заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также разрешение на вывоз, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, сопровождающие поставку спорных товаров, Общество не представило.

Уведомлением от 14.12.2022 № 55-11/23914 таможенный орган известил Общество о составлении 28.12.2022 в 12 часов 00 минут в отношении него протокола об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Уведомление получено заявителем 20.12.2022.

По факту нарушения требований Постановления № 312 Таможней 28.12.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела, Таможня постановлением от 10.02.2023 привлекла Общество к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), Постановлением № 312, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводам о наличии и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии со стороны Таможни существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Согласно указанной норме основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В статье 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза (далее – международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона № 289-ФЗ).

В силу части 4 статьи 2 Закона № 289-ФЗ, в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (часть 5 статьи 2 Закона № 289-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 2 Закона № 289-ФЗ при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах – членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

В целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности, Президентом Российской Федерации издан указ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности», согласно подпункту «б» пункта 1 которого до 31.12.2023 включительно необходимо обеспечить специальную экономическую меру в виде ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 312 установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств – членов Евразийского экономического союза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней по перечню согласно приложению № 1 (пункт 1).

В перечень отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, включены включены холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов; тепловые насосы, кроме установок для кондиционирования воздуха товарной позиции 8415; машины, оборудование промышленное или лабораторное с электрическим или неэлектрическим нагревом (исключая печи, камеры и другое оборудование товарной позиции 8514) для обработки материалов в процессе с изменением температуры, таком как нагрев, варка, жаренье, дистилляция, ректификация, стерилизация, пастеризация, пропаривание, сушка, выпаривание, конденсирование или охлаждение, за исключением машин и оборудования, используемых в бытовых целях; водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), неэлектрические (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8418, 8419 (за исключением 8419 40 000)).

В перечень отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, включено оборудование для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное, кроме оборудования для экстрагирования или приготовления жиров или масел животного происхождения или нелетучих жиров или масел растительного или микробиологического происхождения (код ТН ВЭД ЕАЭС 8438).

Разрешительный порядок вывоза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, включенных в приложение № 1 к настоящему постановлению, реализуется посредством выдачи Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разрешений на вывоз (пункт 3 Постановления № 312).

Порядок выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней, указанных в приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 №312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации», утвержден Приказом Минсельхоза России от 13.03.2022 № 142 (далее – Порядок выдачи разрешений).

Суды установили и заявителем жалобы не оспаривается, что спорные товары – сокоохладитель COOLEQ JD-12+12, в количестве одной штуки, классификационный код 8418 69 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС (товар № 4); конфорка ITERMA для ПКИ-КВ 340X340 IP-3500 BUILTIN передняя/задняя, в количестве двух штук, классификационный код 8419 90 850 9ТН ВЭД ЕАЭС (товар № 6); картофелечистка МОК-400, в количестве одной штуки, классификационный код 8438 60 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (товар № 8); льдогенератор SCOTSMAN MF 46 AS ОХ ГРАНУЛ, в количестве одной штуки, классификационный код 8418 69 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС (товар № 10), вывезен Обществом за пределы Российской Федерации без получения разрешения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на его вывоз.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Вопреки позиции заявителя жалобы, именно Общество обязано было получить разрешение на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, поскольку являлось поставщиком по договору поставки от 03.03.2022 № 78531-2/Р и лицом, подавшим 12.05.2022 в Таможню статистическую форму учета перемещения товаров.

Как разъяснено в письме ФТС России от 22.03.2022 № 01-07/15151 каждому конкретному факту нарушения с учетом всех обстоятельств необходимо давать оценку наличия вины в деянии лица (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ). При этом следует учитывать даты вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, даты принятия (утверждения) уполномоченными государственными органами соответствующих порядков выдачи разрешений на вывоз товаров, фактическую возможность лица получить разрешение, обращения лиц за получением разрешений либо разъяснений, дату и время принятия товаров к перевозке и их фактического вывоза из РФ перевозчиком, даты и время регистрации таможенной декларации.

Суды установили, что в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения; не представил доказательства обращения в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации за получением разрешения или за разъяснениями относительно порядка выдачи разрешения на вывоз.

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Судами проверены процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции нормы статьи 16.3 КоАП РФ, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить нарушителя от ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, судами не выявлено.

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу № А82-3729/20233 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Метроном» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

Д.В. Когут