ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-4051/2021 от 24.12.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-4051/2021

29 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г. ,

судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н. ,

при участии представителей

от Департамента градостроительства мэрии города Ярославля:

ФИО1 по доверенности от 05.10.2021,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы третьих лиц –

Департамента градостроительства мэрии города Ярославля и

мэрии города Ярославля

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021

по делу № А82-4051/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунары»

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным приказа

Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)  и

об устранении допущенного нарушения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Департамент градостроительства мэрии города Ярославля,

мэрия города Ярославля,

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Коммунары» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее – Комитет) от 09.03.2021 № 884 «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе в Дзержинском районе». Заявитель просил суд обязать Комитет подготовить проект постановления о предоставлении земельного участка, направить проект постановления в мэрию города Ярославля (далее – Мэрия), доказательства его направления представить Обществу.

Заявленные требования основаны на статьях 15, 27, 39.14 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 307, 307.1, 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемое решение Комитета является незаконным и препятствует Обществу в реализации прав по договору от 14.04.2015 № 41 о развитии застроенной территории.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительства мэрии города Ярославля (далее – Департамент) и Мэрия.

Арбитражный суд Ярославской области решением от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021, удовлетворил заявление, признал недействительным приказ Комитета от 09.03.2021 № 884, обязал заинтересованное лицо в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект постановления о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 и направить его в Мэрию.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент и Мэрия обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Основной довод заявителей жалоб состоит в том, что ООО «Коммунары» ненадлежащим образом исполнило свои обязательства по договору от 14.04.2015 № 41 о развитии застроенной территории, в части расселения квартир № 4 и № 9 по переулку Коммунаров, дом 1, поскольку не предоставили их собственникам ФИО2 и ФИО3 жилые помещения взамен изымаемых. Заявители настаивают, что уже предоставленные земельные участки по договору от 14.04.2015 № 41 о развитии застроенной территории равноценны встречному предоставлению Общества в рамках названного обязательства.

Мэрия и Департамент ссылаются на статью 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и указывают, что для размещения трансформаторной подстанции земельный участок на испрашиваемом праве не может быть предоставлен, ибо в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предоставление земельного участка для названной цели использования возможно на ином праве.

Кроме того, Департамент указывает, что предоставление спорного земельного участка под размещение трансформаторной подстанции является преждевременным, так как она предназначена для электроснабжения многоквартирных жилых домов № 1 и № 2, для строительства которых земельные участки Обществу еще не предоставлены.

Департамент 23.12.2021 представил в суд кассационной инстанции уточнение к своей кассационной жалобе, которое судом округа не принимается к рассмотрению, поскольку направлено иным участникам процесса лишь 22.12.2021, то есть в сроки, не обеспечивающие иным лицам возможность представить арбитражному суду свои объяснения относительно этих уточнений.

В судебном заседании окружного суда представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

ООО «Коммунары» отзывом на жалобу отклонило доводы заявителей и просило оставить их без удовлетворения.

ООО «Коммунары», Комитет и Мэрия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Комитет в ходатайстве от 18.11.2021 и ООО «Коммунары» в отзыве на жалобу просили рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 9 часов 30 минут 24.12.2021.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда по данному делу проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав полномочного представителя Департамента, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, на основании статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и протокола о результатах аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории от 25.03.2015 № 2 между Мэрией в лице Комитета и ООО «Коммунары» заключен договор от 14.04.2015 № 41 о развитии застроенной территории.

В подпункте 1.1 договора предусмотрено, что Исполнитель обязан в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории, расположенной в Дзержинском районе города Ярославля, площадью 28 116 квадратных метров, в районе пересечения переулка Коммунаров и Тутаевского шоссе, а Мэрия обязуется создать необходимые условия для выполнения этого обязательства.

В подпункте 3.1 договора предусмотрена обязанность Общества разработать проект планировки территории, в том числе проект межевания территории.

Согласно подпункту 3.2 названного договора на ООО «Коммунары» возложена обязанность до 30.09.2016 создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в многоквартирном доме № 1 по переулку Коммунаров.

В соответствии с подпунктом 3.3 договора ООО «Коммунары» обязано уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления мэрии города Ярославля жилые помещения, находящиеся в частной собственности, в многоквартирных домах, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 договора, и земельные участки, на которых расположены эти дома, либо по соглашению с собственниками таких помещений предоставить взамен изымаемых другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену в доме № 1а по переулку Коммунаров до 30.09.2015; в доме № 1 по переулку Коммунаров до 30.09.2016.

В подпунктах 7.1 и 7.2 договора установлена потребность в жилых помещениях, определенная на основании требований Жилищного кодекса Российской Федерации, для исполнения Обществом обязательства, предусмотренного подпунктами 3.2 и 3.3 договора.

Согласно подпункту 4.3 договора после выполнения обязательства, предусмотренного подпунктом 3.1 договора и по мере выполнения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.2 и 3.3 договора – мэрия обязуется предоставить ООО «Коммунары» без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством земельные участки, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления и которые не предоставлены в пользование и (или) владение гражданам и юридическим лицам, в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения соответствующего заявления с приложением необходимых документов.

Общество исполнило свою обязанность, предусмотренную подпунктом 3.1 договора, и разработало проект планировки территории, который утвержден Мэрией и предполагает образование четырех участков для строительства многоквартирных домов и двух участков для строительства трансформаторных подстанций.

Постановлениями Мэрии от 12.09.2016 № 1407 и от 31.05.2017 № 758 в собственность Общества бесплатно предоставлены соответственно два земельных участка – площадью 7 179 квадратных метров и площадью 5 565 квадратных метров, расположенные в границах территории, подлежащей развитию.

Общество 20.12.2019 обратилось в Комитет заявлением от 18.12.2019 о предоставлении в собственность (без проведения торгов) земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:118 для строительства трансформаторной подстанции.

Приказом председателя Комитета от 22.01.2020 № 176 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 100 квадратных метров, с кадастровым номером 76:23:010911:118, заявителю отказано по причине неполного исполнения Обществом обязанностей предусмотренных в подпунктах 3.2 и 3.3 договора.

Решением Арбитражного суда от 16.10.2020 по делу № А82-2684/2020, вступившим в законную силу, приказ председателя Комитета от 22.01.2020 № 176 признан незаконным и на Комитет возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Общества от 20.12.2019 с учетом позиции, сформулированной в решении.

Повторно рассмотрев заявление Общества, Комитет приказом от 09.03.2021 № 884 отказал Обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что до настоящего времени не расселены квартиры № 4 и № 9 в доме № 1 по переулку Коммунаров.

Полагая, что приказ Комитета от 09.03.2021 № 884 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения спорного договора) развитие застроенной территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 кодекса.

В силу статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по упомянутому договору одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 – 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 – 9 части 3 настоящей статьи.

В части 3 названной нормы поименованы существенные условия договора, к числу которых отнесены и обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (пункт 4); обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома (пункт 5); обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 – 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части (пункт 9).

По смыслу пункта 1 статьи 39.1 и статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения спорного договора) следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и образованные в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, предоставляются в собственность лицу, с которым заключен этот договор, бесплатно без проведения торгов.

Общий порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован положениями статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 кодекса. При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Подпункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ в качестве основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывает на недопустимость предоставления земельного участка на заявленном виде прав.

ООО «Коммунары» в установленном порядке обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, в собственность бесплатно, без проведения торгов.

Отказывая Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, Комитет указал на невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде права и неисполнение в полном объеме обязательств по расселению граждан.

Оценивая данные доводы Комитета, суды справедливо сослались на поименованные нормы права, действующие на момент заключения договора о развитии застроенной территории и подачи Обществом заявления о предоставлении земельного участка, и статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и указали, что законом предусмотрено предоставление земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, именно на праве собственности. Более того, суд указал, что возможность предоставления земельного участка для строительства трансформаторной подстанции на ином праве, с учетом параметров предполагаемого строительства, Комитетом не исследовалась, а потому соответствующее решение муниципального органа носило формальный характер.

В отношении второго довода Комитета, окружной суд также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, относительно того, что по условиям спорного договора (подпункт 4.3) предоставление земельного участка Обществу не поставлено в зависимость от полного исполнения подпунктов 3.2 и 3.3 договора.

С учетом изложенного доводы кассаторов рассмотрены и отклоняются как юридически несостоятельные. Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по делу № А82-4051/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента градостроительства мэрии города Ярославля и мэрии города Ярославля – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

О.Н. Голубева

М.Н. Каманова