ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-4545/2023 |
04 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2023 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2023 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2023 по делу № А82-4545/2023
по заявлению администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
к Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Авдат» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
администрация городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области (далее – ответчик, Инспекция)№ 5 от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Авдат» (далее – Общество).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебный актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В жалобе Администрация указывает, что не является субъектом административного правонарушения, так как Администрация не осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...>.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.10.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27.10.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.10.2022 Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при реконструкции объекта капитального строительства - кардиологического корпуса под многоквартирный жилой дом по адресу: <...>.
Проверкой установлено, что собственником объекта и земельного участка под ним по указанному адресу является Администрация. В нарушение статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент), части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) на момент выезда на место 25.10.2022 строительные работы на объекте не велись длительное время (более 6 месяцев), строительная техника на объекте отсутствовала, объект не охранялся, оконные и дверные проемы были открыты, ограждение отсутствовало, консервация объекта не произведена, на объект и на строительную площадку имелся свободный доступ третьих лиц, что создало прямую угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды Администрацией не обеспечена.
Администрацией принимались меры по обеспечению безопасности объекта на основании решения суда от 16.08.2019, однако на момент прокурорской проверки имелся свободный доступ на объект; объем консервации недостаточен. Из МУ МВД России «Рыбинское» в адрес прокуратуры постоянно поступает информация о нахождении на крыше и внутри объекта несовершеннолетних.
27.12.2022 по факту выявленных нарушений прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
02.03.2023 должностное лицо Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление № 5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением Администрации наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности ответчиком в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему административного правонарушения, не усмотрев существенных нарушений в ходе проведения проверки и при производстве по делу об административном правонарушении, отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона административного правонарушения выражается, в том числе в нарушении требований технических регламентов при реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно статье 35 Технического регламента строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Технического регламента).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено непринятие Администрацией мер по консервации объекта капитального строительства по адресу: <...>, в нарушение требований Технического регламента.
При этом Инспекцией верно в качестве субъекта административного правонарушения определена Администрация, так как по части 1 статьи 37 Технического регламента обязанность по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, возложена на собственника здания, а в рассматриваемом случае именно Администрация является собственником спорного объекта незавершенного строительства. Кроме того, по смыслу инвестиционного контракта (договору) от 29.07.2014, Администрация является заказчиком работ по завершению строительства здания кардиологического корпуса по адресу: <...>.
Неосуществление самой Администрацией реконструкции объекта капитального строительства не свидетельствует о том, что она не является субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Таким образом, в деянии заявителя доказано событие административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления об административном правонарушении не пропущен.
Административное наказание установлено заявителю с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2023 по делу № А82-4545/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.09.2023 по делу № А82-4545/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | С.С. Волкова |
Судьи | ФИО2 ФИО1 |