ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-4585/2021 от 14.12.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-4585/2021

19 декабря 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

при участии представителей

от истца: ФИО1 (доверенность от 09.01.2023),

ФИО2 (доверенность от 09.01.2023),

от ответчика – Министерства тарифного регулирования Ярославской области:

ФИО3 (доверенность от 11.09.2023)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства тарифного регулирования Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023

по делу № А82-4585/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Департаменту регулирования тарифов Ярославской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и

Департаменту финансов Ярославской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании убытков,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Федеральная антимонопольная служба России,

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области,

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент, в настоящее время – Министерство тарифного регулирования Ярославской области) и Департаменту финансов Ярославской области (далее – Департамент финансов) о взыскании 1 702 736 рублей 60 копеек реального ущерба за 2018 год, связанного с нарушением законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при установлении розничных цен на газ, и 110 004 325 рублей 73 копеек упущенной выгоды.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России), Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 иск удовлетворен частично, с Департамента в пользу истца взыскано 1 702 736 рублей 60 копеек убытков и 3049 рублей расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Министерство тарифного регулирования Ярославской области (далее – Министерство) не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Министерства, учитывая специфику тарифного регулирования, выпадающие доходы газораспределительной организации от реализации природного газа населению учитываются в последующих периодах регулирования. Субсидирование выпадающих доходов газоснабжающей организации, возникающих из-за разницы между экономически обоснованной и установленной розничной ценой на природный газ, потребляемый населением, в Ярославской области законодательно не предусмотрено. Суды не учли, что возмещая Обществу убытки за 2018 год, у него возникает двойная компенсация одних и тех же сумм, а именно в связи с отражением их в тарифах на 2020 год и путем удовлетворения иска за счет казны Ярославской области.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2023 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Соколовой Л.В. на судью Бердникова О.Е.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент ЖКХ) от 19.12.2017 № 282-г/пр и от 19.12.2018 № 280-г/пр установлены розничные цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2018 и 2019 годы соответственно.

Приказом ФАС России от 24.06.2019 № 823/19 «Об отмене приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 № 280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» установлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при установлении розничных цен.

Департамент ЖКХ признан нарушившим подпункт «а» пункта 4, пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.10.2011 № 252-э/2, при установлении розничных цен на природный газ на 2018 год приказом от 19.12.2017 № 282-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2018 год».

Общество, указав, что в связи утверждением Департаментом ЖКХ на 2018 год тарифа с нарушением установленного порядка формирования розничной цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области, у него возникли убытки в виде неполученного дохода за 2018 год, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения», Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил иск частично. Суд пришел к выводу о том, что за счет казны Ярославской области подлежат возмещению убытки в размере 1 702 736 рублей 60 копеек.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В пункте 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.

Статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

Цены на газ, в том числе розничные цены на газ, реализуемый населению на территории Российской Федерации, и тарифы на оказание услуг по его транспортировке по трубопроводам подлежат государственному регулированию. Розничные цены на газ, реализуемый населению для бытовых нужд утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 21 Закона № 69-ФЗ, подпункт «е» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее – Основные положения № 1021).

Согласно пункту 10 Основных положений № 1021 регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 приказа Федеральной службы по тарифам России от 27.10.2011 № 252-э/2 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению» (далее – Методические указания № 252-э/2) государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.

На основании пункта 13 Методических указаний № 252-э/2 в случае, если структура и (или) уровень установленных на момент вступления настоящих Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию».

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что приказом ФАС России от 24.06.2019 № 823/19 Департамент признан нарушившим подпункт «а» пункта 4, пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний № 252-э/2 при установлении розничных цен на природный газ на 2018 год приказом от 19.12.2017 № 282-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2018 год».

В связи с тем, что на момент рассмотрения заявления ФАС России приказ от 19.12.2017 № 282-г/пр утратил силу, возможность для его отмены отсутствовала.

ФАС России установлено, что исходя из фактических значений 2017 года объемов реализации газа и средней розничной цены на первое и второе полугодие 2018 года (1 607 714,395 тыс. руб. с налогом на добавленную стоимость) и исходя из фактических значений 2017 года объемов реализации газа и установленных цен (тарифов) (1 567 700,54 тыс. руб. с налогом на добавленную стоимость), установленные Департаментом тарифы на 2018 год привели к образованию недополученных доходов у Общества в размере 40 013,85 тыс. руб. (с налогом на добавленную стоимость).

Факт убыточной деятельности Общества за 2018 год сторонами не оспаривается и подтвержден экспертным заключением от 25.12.2019 № 299-э/г/пр по уровню розничных цен на природный газ, реализуемый населению на территории Ярославской области, на 2020 год.

Из расчета истца следует, что в 2018 году транспортировано 303 321,93 тыс. куб. м газа для реализации населению. Начислено населению за поставленный газ в объеме 322 856,79 тыс. куб. м.

По направлениям использования, согласно данным Общества, объем фактически поставленного населению газа составил:

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) – 59 565,08 тыс. куб. м;

- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа – 223,85 тыс. куб. м;

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) – 29 873,20 тыс. куб. м;

- на отопление или отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) – 210 738,98 тыс. куб. м;

- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, - 29 20,82 тыс. куб. м.

Величина экономически обоснованного тарифа, которая подлежала бы применению в первом и втором полугодии 2018 года, без учета применения Департаментом индекса роста цен на газ, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемого на федеральном уровне в среднем по субъекту Российской Федерации определена Обществом и Департаментом в соответствии с пунктом 23 Методических указаний № 252-6/2 и составляет по данным Общества:

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) на 1-е полугодие – 7743,62 рубля, на 2-е полугодие – 7564,64 руб.;

- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) на 1-е полугодие – 7743,62 рубля, на 2-е полугодие – 7564,64 рубля;

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) на 1-е полугодие – 5810,44 рубля, на 2-е полугодие – 5804,72 рубля;

- на отопление или отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) на 1-е полугодие – 4988,51 рубля, на 2-е полугодие – 5056,45 рубля;

- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, на 1-е полугодие – 4988,51 рубля, на 2-е полугодие – 5056,45 рубля.

По утверждению Департамента, экономически обоснованный тариф не совпадает с расчетом Общества исключительно из-за применения правил округления и отличается на 1-2 копейки.

Таким образом, согласно расчету Общества, в 2018 году исходя из объема фактически транспортированного газа населению и экономически обоснованного уровня тарифов по каждому направлению, доход Общества должен был составить 1 702 572 664 рубля 90 копеек с налогом на добавленную стоимость.

Судами установлено, что фактически населению было начислено 1 700 869 928 рублей 30 копеек с налогом на добавленную стоимость.

В связи с произведенным расчетом убыток Общества в 2018 году составил 1 702 736 рублей 60 копеек.

Довод заявителя жалобы о том, что указанные убытки Общества учтены и компенсированы при тарифном регулировании на 2020 год, отклоняется, как не подтвержденный имеющимися в деле доказательствами.

При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требование Общества о взыскании убытков в сумме 1 702 736 рублей 60 копеек.

Судами правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А82-4585/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина