ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-4858/2021 от 30.11.2021 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

02 декабря 2021 года

Дело № А82-4858/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.   

Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Минаевой Е.В., Черных Л.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2021 по делу №А82-4858/2021, 

по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третьи лица: Правительство Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Департамент финансов Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Управленец» (ИНН:  <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ростов-Сити» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «ЯШМА» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

о взыскании 35 925 855 рублей 45 копеек убытков ,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Ярославской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент, ответчик) о взыскании 35 925 855 рублей 45 копеек убытков, вызванных возникшей в январе - декабре 2020 года межтарифной разницей.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2021 исковые требования Учреждения удовлетворены.

Департамент с принятым решениемсуда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что Учреждение не доказало наличия совокупности условий для привлечения Департамента к ответственности в виде возмещения убытков. Ссылаясь на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Департамент указывает, что  бюджетное законодательство не предусматривает предоставление субсидий государственным учреждениям.

В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Стороны и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По общему правилу, по требованию о взыскании убытков обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: противоправность действий (бездействий) ответчика, факт и размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца. При недоказанности одного из указанных обстоятельств иск о возмещении убытков не подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлений Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014         № 721-П утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций     (далее – Порядок № 721-П).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 2.2 Порядка № 721-п, субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям: теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают убытки, связанные с установлением льготных тарифов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, иностранных юридических лиц. Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Субсидии предоставляются на основании договора, ежемесячных отчетов и документов, подтверждающих размер недополученных доходов коммунальных ресурсов (услуг).

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Как следует из материалов дела, пунктом 14 Устава к основным видам деятельности Учреждения отнесены производство, передача и распределение тепловой энергии, производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, транспортировка по трубам тепловой энергии и теплоносителя, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, оказание услуг, связанных с транспортировкой воды, удаление и очистка сточных вод, отходов, оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод.

Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 № 838 за Учреждением закреплены на праве оперативного управления котельные, бойлерные, сети теплоснабжения и иные объекты.

Постановлениями органов местного самоуправления Учреждению присвоен статус гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающей и теплосетевой организации, единой теплоснабжающей организации.

Между Учреждением и управляющими организациями заключены договоры (контракты) на поставку тепловой энергии и теплоносителя, подачу холодной питьевой воды, прием сточных вод в целях последующего оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Факт оказания истцом коммунальных услуг подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017        № 260-тэ, от 19.12.2019 № 441-тэ Учреждению установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2020 год.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2019 № 419-во Учреждению установлены тарифы на питьевую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение и транспортировку сточных вод на 2020 год.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 № 332-г/вс Учреждению установлены тарифы на горячую воду, поставляемую потребителями на 2020 год.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что при осуществлении деятельности по теплоснабжению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению Учреждение несло убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты с населением за коммунальные услуги производились по тарифам, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца. Убытки в виде разницы в тарифах истцу не возмещены.

Поскольку истец обеспечивал теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение населения и нес расходы в связи с этой деятельностью, то он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на указанные услуги.

Согласно расчету истца размер недополученных доходов (убытков) составил 35 925 855 рублей 45 копеек.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу, что истец доказал совокупность условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению Учреждению выпадающих доходов в размере межтарифной разницы между фактически установленным и экономически обоснованным тарифом.

Ссылаясь на положения статьи 78 БК РФ, Департамент указывает, что бюджетное законодательство не предусматривает предоставление субсидий государственным учреждениям. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку гражданское и бюджетное законодательство не содержит запрета на возмещение бюджетному учреждению убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, горячее водоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.

Исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.

Кроме того, в силу статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, которые могут предоставляться также и на другие цели.

В соответствии с пунктами 2.8, 2.9, 2.10, 2.14 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденнымПостановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 №1315-п, Департамент осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также государственное регулирование иных регулируемых цен (тарифов), плат, надбавок, наценок.

Согласно пункту 5.5 Положения, а также пункту 1.4 Порядка № 721-П Департамент является главным распорядителем, получателем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета.

Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов, связанных с выплатой субсидии на компенсацию выпадающих доходов.

Учитывая изложенное, Департамент является обязанным субъектом по компенсации Учреждению потерь, вызванных межтарифной разницей.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика убытки в сумме 35 925 855 рублей 45 копеек.

Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе Департамента не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2021  по делу № А82-4858/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

ФИО2

ФИО1