610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-6400/2020 |
21 января 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2021 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2020 по делу № А82-6400/2020
по заявлению акционерного общества «Техническая бумага» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
акционерное общество «Техническая бумага» (далее – заявитель, Общество, АО «Техническая бумага») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – ответчик, административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2020 № ОК-10-03-01/20/ЮЛ, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены: постановление Департамента от 27.02.2020 № ОК-10-03-01/20/ЮЛ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Департамент в апелляционной жалобе указывает, что АО «Техническая бумага» не представлены доказательства, подтверждающие прекращение заявителем осуществления регулируемой деятельности по транспортировке сточных вод с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. Ответчик полагает, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие факт осуществления АО «Техническая бумага» регулируемого вида деятельности - оказание услуг по транспортировке сточных вод, а именно: схема водоснабжения и водоотведения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области на период с 2018 года по 2027 год, договор о предоставлении услуг от 01.01.2009, приказ Департамента от 14.11.2017 № 72-во «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для акционерного общества «Техническая бумага» (Рыбинский муниципальный район) на 2018-2022 годы, приказ Департамента от 21.11.2018 № 125-вн «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2017 № 72-во». Из апелляционной жалобы ответчика следует, что правовая оценка указанным документам судом первой инстанции не дана, в обжалуемом судебном акте не отражена. Административный орган также настаивает на том, что материалами дела подтверждено наличие в частной собственности АО «Техническая бумага» коллектора с магистральной сетью в п. Искра Октября Покровского сельского поселения, а также факт оказания Обществом услуги по перекачке канализационных стоков от жилищного фонда п. Искра Октября (зона эксплуатационной ответственности КНС и напорный коллектор от п. Искра Октября до г. Рыбинска). На основании изложенного Департамент приходит к выводу о том, что АО «Техническая бумага», осуществляя деятельность по транспортировке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, является субъектом естественной монополии и регулируемой организацией, в связи с чем Общество обязано раскрывать информацию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Стандарты № 6, Постановление Правительства РФ от 17.01.2013 № 6), в установленные сроки.Департамент также не согласен с выводом суда о пропуске ответчиком срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.По мнению ответчика, исходя из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ и части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в их взаимосвязи с требованиями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) и Стандартов № 6 срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.8.1 КоАП РФ (за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организациями коммунального комплекса) составляет один год.
АО «Техническая бумага» в отзыве на апелляционную жалобу указало, что Департамент не представил доказательств отнесения Общества к субъектам естественных монополий, поскольку заявитель отсутствует в реестре субъектов естественных монополий и не осуществляет деятельность в сфере водоотведения. Общество полагает, что в рассматриваемом случае на основании части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца. В подтверждение своей правовой позиции заявитель ссылается на судебную практику. Общество обращает внимание на то, что объективная сторона вменяемого в вину АО «Техническая бумага» административного правонарушения заключается в формальном нарушении порядка, способа или сроков, установленных стандартами раскрытия. Из апелляционной жалобы следует, что рассматриваемое административное правонарушение является нарушением в области порядка управления, не относится к законодательству о естественных монополиях и не регулирует тарифы организаций коммунального комплекса. Кроме того АО «Техническая бумага» указывает на нарушение ответчиком процедуры привлечения Общества к административной ответственности в части ненадлежащего извещения заявителя о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
07.12.2020 в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области. В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
В судебном заседании 07.12.2020 объявлен перерыв до 14 час. 50 мин. 14.12.2020 в порядке статьи 163 АПК РФ. 14.12.2020 в судебном заседании суда апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области принял участие представитель заявителя.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное заседание по делу отложено до 14 час. 30 мин. 18.01.2021.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 № 1315-п «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившими силу постановления Правительства области от 09.08.2012 № 709-п», проведены контрольно-надзорные мероприятия по наблюдению и анализу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» в отношении АО «Техническая бумага».
Наблюдение и анализ информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6, осуществлены применительно к факту раскрытия информации, источнику опубликования, срокам и периодичности раскрытия, полноте раскрытия информации.
22.01.2020 в ходе проведения наблюдений и анализа раскрытия АО «Техническая бумага» информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 установлены нарушения в отношении:
1) факта раскрытия информации, источника опубликования установлено следующее.
На официальном сайте (http://ri.eias.ru) АО «Техническая бумага» в нарушение пунктов 3, 6.1 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 информация, подлежащая раскрытию по формам размещения информации в сфере водоотведения, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - Формы), не опубликована.
2) Полноты и сроков раскрытия информации по формам размещения информации в сфере водоотведения установлено следующее.
На официальном сайте (http://ri.eias.ru) АО «Техническая бумага» в нарушение:
- подпунктов «а»-«ж» пункта 38 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 не раскрыты сведения об организации (FAS.JKH.OPEN.INFO.ORG.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.1.1 Общая информация о регулируемой организации, Форма 3.1.2 Общая информация об объектах водоотведения регулируемой организации, Форма 3.1.3 Информация об отсутствии сети «Интернет», Форма 3.1.3 Информация об отсутствии сети «Интернет» единовременно (информация раскрывается единовременно, далее в случае изменений сведений об организации - в течение 10 дней со дня таких изменений);
- пункта 46, подпунктов «а»-«з» пункта 47 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 не раскрыто Предложение об установлении цен (тарифов) на 2020 год (Код шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.REQUEST.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.11 Информация о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией, Форма 3.12.1 Информация о предложении об установлении тарифов в сфере водоотведения на очередной период регулирования, Форма 3.12.2 Информация о предложении величин тарифов на водоотведение, транспортировку воды) в срок до 10 мая 2019 года;
- подпунктов «а»-«в» пункта 36, пункта 44 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 не раскрыта Информация о ценах (тарифах) и плановых показателях на 2019 год (Код шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO: Форма 1.0.1 Основные параметры раскрываемой информации, Форма 3.2 Информация о величинах тарифов на водоотведение, транспортировку воды, Форма 3.9 Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, Форма 3.10 Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятии, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения) в срок до 30 января 2019 года;
- подпунктов «а»-«л» пункта 39, подпунктов «а»-«ж» пункта 40, подпунктов «а-з» пункта 41 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 не раскрыты Фактические показатели (FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.VO: Форма 3.5.1. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), Форма 3.6. Информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям) в срок до 30 апреля 2019 года;
- подпунктов «а»-«г» пункта 21 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 не раскрыта информация Доступ к товарам и услугам (FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO) за 1 квартал 2019 года в срок до 30 апреля 2019 года, за 2 квартал 2019 года в срок до 30 июля 2019 года, за 3 квартал 2019 года в срок до 30 октября 2019 года.
Указанные нарушения зафиксированы в акте систематического наблюдения и анализа информации от 22.01.2020 № 10-03-01/20 (л.д.57-59).
04.02.2020 уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении АО «Техническая бумага» составлен протокол об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (л.д.62-65).
27.02.2020 Департамент вынес в отношении АО «Техническая бумага» постановление № ОК-10-03-01/20/ЮЛ, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.84-91).
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что заявитель не является субъектом вменяемого правонарушения, а также о том, что Департаментом пропущен срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в связи с чем отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее,заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий, а именно:
в непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Из оспариваемого постановления Департамента от 27.02.2020 следует, что АО «Техническая бумага» привлечено к административной ответственности как лицо, осуществляющее деятельность по водоотведению (транспортировка сточных вод) с использованием централизованной системы, являясь субъектом естественной монополии (л.д.88).
В силу второго и третьего абзацев статьи 3 Закона № 147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; под субъектом естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К услугам, оказываемым в условиях естественной монополии, относятся услуги по осуществлению водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (пункт 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона № 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
Судом первой инстанции установлено, что в реестре субъектов естественных монополий отсутствуют сведения относительно АО «Техническая бумага». Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 «О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий» в случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.
При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях следует установить два основных критерия:
1. Наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;
2. Наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства отнесения АО «Техническая бумага» к субъектам естественных монополий и оказания Обществом услуг по транспортировке сточных вод Департамент ссылается на схему водоснабжения и водоотведения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области на период с 2018 года по 2027 год, утвержденную Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.02.2018 № 39 (л.д.96), договор о предоставлении услуг от 01.01.2009 (л.д.97-100), приказ Департамента от 14.11.2017 № 72-во «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для акционерного общества «Техническая бумага» (Рыбинский муниципальный район) на 2018-2022 годы» (л.д.101-103), приказ Департамента от 21.11.2018 № 125-вн «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2017 № 72-во» (л.д.104-106).
Из водоснабжения и водоотведения Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области на период с 2018 года по 2027 год, утвержденной Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.02.2018 № 39, следует, что в зону эксплуатационной ответственности АО «Техническая бумага» входят КНС и напорный коллектор от п. Искра Октября до г. Рыбинска.
На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона № 147-ФЗ). Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (часть 3 статьи 17 Закона № 147-ФЗ).
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406) установлено, что после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает: а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа; б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В силу пункта 12 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункты 14, 15 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406).
В материалы настоящего дела в качестве доказательства установления регулируемой организации – АО «Техническая бумага» на спорный период тарифов на транспортировку сточных вод представлены приказ Департамента от 14.11.2017 № 72-во «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для акционерного общества «Техническая бумага» (Рыбинский муниципальный район) на 2018-2022 годы» (л.д.101-103), приказ Департамента от 21.11.2018 № 125-вн «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2017 № 72-во» (л.д.104-106).
Вопреки доводам Общества, установление тарифа в отсутствие соответствующего заявления АО «Техническая бумага» не противоречит изложенным выше требованиям законодательства.
В качестве доказательства фактического осуществления Обществом деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, в материалы дела представлен договор от 01.01.2009 о предоставлении услуг по перекачке канализационных стоков от жилищного фонда п. Искра Октября, заключенный между МУП Рыбинского муниципального района Ярославской области «Коммунальные системы» (заказчик) и АО «Техническая бумага» (исполнитель) (л.д.97-100).
Согласно пункту 5.1.1 названного договора его срок определен на период с 01.01.2008 по 31.12.2008. Однако в пункте 5.2 стороны договора согласовали условие о том, что договор считается продленным на тех же условиях на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявила о его расторжении. Доводы о расторжении договора от 01.01.2009 АО «Техническая бумага» не заявило.
Вопреки доводам АО «Техническая бумага», само по себе введение решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.09.2017 по делу № А82-17265/2016 в отношении МУП Рыбинского муниципального района Ярославской области «Коммунальные системы» (л.д.131-134)процедуры конкурсного производства не является бесспорным доказательством прекращения деятельности должника, и, как следствие, окончания исполнения сторонами обязанностей по договору от 01.01.2009.
Учитывая изложенное выше нормативное регулирование и фактические обстоятельства дела, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что АО «Техническая бумага» оказывает услуги по водоотведению, то есть осуществляет регулируемую деятельность в сфере коммунального хозяйства, обязано соблюдать требования законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, и, соответственно, является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Наличие и доказанность в рассмотренном деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, заявителем по существу не оспариваются, проверены судом апелляционной инстанции и признаны установленными.
В этой связи апелляционной коллегия приходит к выводу о том, что состав вменяемого в вину заявителю административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, доказан.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования о признании незаконным и отмене постановления ответчика от 27.02.2020, также исходил из того, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как было указано выше, пункт 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, в частности, в сферах водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 34 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6.
Таким образом, устанавливая административную ответственность организаций за нарушение сроков раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ обеспечивает соблюдение предусмотренной частью 1 статьи 34 Закона № 416-ФЗ обязанности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации. При этом в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности, сделан без учета специальной нормы права, устанавливающей соответствующую обязанность организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, субъектов естественных монополий.
Вопреки выводам суда первой инстанции в рассматриваемом случае подлежит применению специальный (годичный) срок давности привлечения к административной ответственности, а не общий (двухмесячный).
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 1606-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2020 № 303-ЭС20-19859.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Процедура производства по делу об административном правонарушении, регламентированная нормами КоАП РФ, в данном конкретном случае, вопреки мнению заявителя, административным органом соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, свидетельствующие об объективной незаконности оспариваемого постановления и носящие неустранимый характер, отсутствуют. Направление извещения о составлении протокола в отношении Общества на официальный электронный адрес отдела кадров АО «Техническая бумага» не противоречит положениям статей 25.15, 28.2 КоАП РФ, пункта 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.
Дело об административном правонарушении рассмотрено Департаментом на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их взаимной связи и в совокупности, административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с соблюдением требований статьи 24.1 КоАП РФ.
Доводы и аргументы заявителя об обратном являются несостоятельными и подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права во взаимной связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного оспариваемое постановление Департамента от 27.02.2020 № ОК-10-03-01/20/ЮЛ является законным, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2020 по делу №А82-6400/2020 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований АО «Техническая бумага» о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 27.02.2020.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.09.2020 по делу № А82-6400/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления акционерного общества «Техническая бумага» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) о признании незаконным и отмене постановления Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 27.02.2020 № ОК-10-03-01/20/ЮЛ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |