АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А82-7790/2022
25 сентября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –
дачного некоммерческого партнерства «Раздолье»
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023
по делу № А82-7790/2022
по заявлению дачного некоммерческого партнерства «Раздолье»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным
отношениям администрации Гаврилов-Ямского муниципального района
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
администрации Гаврилов-Ямского муниципального района
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным решения об отказе
и у с т а н о в и л :
дачное некоммерческое партнерство «Раздолье» (далее – Партнерство, ДНП «Раздолье») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению по архитектуре, градостроительству, имущественным и земельным отношениям, администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (далее – Управление) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, изложенного в письме № 07.07-09/22 от 07.04.2022.
Заявление основано на статьях 39.3, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивировано несогласием заявителя с отказом Управления.
Арбитражный суд Ярославской области определением от 03.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлек администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района (далее – Администрация).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 27.12.2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023, отказал в удовлетворении заявления.
Суды исходили из того, что в отсутствие доказательств невозможности эффективного использования земельных участков, снижения стоимости земельных участков, необеспечения реализации прав и законных интересов граждан и их объединений ответчик правомерно руководствовался принципом, закрепленным в пункте 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
Партнерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить. Аргументов в обоснование своей позиции заявитель не привел.
Отзывы в суд округа не поступили.
Управление ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Суд округа удовлетворил ходатайство.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДНП «Раздолье» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 76:04:112701:354, 76:04:112701:355, 76:04:112701:356, 76:04:112701:375, 76:04:112701:376, 76:04:112701:581, 76:04:112701:582, 76:04:112701:583, 76:04:112701:584, 76:04:112701:391, 76:04:112701:392, 76:04:112701:580 из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района, утвержденным решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 16.12.2021 № 133 (далее – Правила землепользования), указанные земельные участки расположены в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий».
Партнерство 18.02.2022 обратилось в Администрацию с предложением о внесении изменений в Правила землепользования в части изменения территориальной зоны для спорных земельных участков с зоны СХ-1 на зону СХ-2 «Зона сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения сельскохозяйственного производства».
Решением комиссии по вопросам внесения изменений в Схему территориального планирования, Генеральные планы и Правила землепользования и застройки Гаврилов-Ямского муниципального района от 29.03.2022 главе Администрации рекомендовано отказать во внесении изменений в Правила землепользования.
Администрация 07.04.2022 отказала заявителю во внесении изменений в Правила землепользования в силу следующего. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования названные земельные участки находятся в территориальной зоне СХ-1, в которой разрешено производить сельскохозяйственную продукцию без права возведения зданий и строений на соответствующем земельном участке. Участки, расположенные в зоне СХ-1, в силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации имеют особый правовой режим (приоритет их использования), особую охрану и потому не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Партнерство не согласилось с отказом Администрации и обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно части 41 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Частью 9 статьи 35 ГрК РФ установлено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 10 статьи 35 ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Правил землепользования.
ДНП «Раздолье» в предложении о внесении изменений в Правила землепользования указало, что земельные участки не используются эффективно, в силу чего снижается их стоимость, а также не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Однако доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, Партнерство в Администрацию не представило.
Справки Федерального государственного бюджетного учреждения государственной станции агрохимической службы «Ярославская» о состоянии плодородия почвы представлены заявителем только в суд и не оценивались ответчиком при принятии решения по предложению по внесению изменений в Правила землепользования.
Правилами землепользования урегулированы зоны сельскохозяйственного использования (статья 13). К территориальной зоне СХ-1 «Зоны сельскохозяйственных угодий» относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Строительство объектов капитального строительства на данных землях не предусмотрено. Территориальная зона СХ-2 «Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения» предназначена для ведения сельского хозяйства, в том числе для размещения зданий и сооружений, используемых для производства, хранения первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Одним из видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны СХ-2 является скотоводство.
В процессе судебного разбирательства заявитель пояснял, что изменение территориальной зоны с зоны СХ-1 на зону СХ-2 необходимо для осуществления на земельных участках скотоводства.
В отсутствие доказательств невозможности эффективного использования земельных участков, снижения стоимости земельных участков, необеспечения реализации прав и законных интересов граждан и их объединений ответчик правомерно руководствовался принципом, закрепленным в пункте 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Администрации не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущены.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 по делу № А82-7790/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства «Раздолье» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г. Кислицын
Судьи
С.В. Бабаев
В.Ю. Павлов