ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-8151/2022 от 27.07.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-8151/2022

01 августа 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителя

от заявителя: Сухачева А.Е. (доверенность от 10.09.2021)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

акционерного общества «Рыбинский комбикормовый завод»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2023 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023

по делу № А82-8151/2022

по заявлению акционерного общества «Рыбинский комбикормовый завод» о признании в части незаконным и отмене предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области

и у с т а н о в и л :

акционерное общество «Рыбинский комбикормовый завод» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 2, 3 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее – Управление) от 01.10.2021 № 8 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Арбитражный суд Ярославской области решением от 29.01.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023, отказал в удовлетворении заявленного требования.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, вывод судов о том, что объект АО «РККЗ» попадает в зону возможного химического заражения в военное время, в связи с чем работники данного предприятия подлежат обеспечению средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543, является необоснованным. Территория Общества в мирное время в зону потенциально опасного химического поражения (загрязнения) не попадает, соответственно, у Управления отсутствовали правовые основания для выдачи оспариваемого предписания. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемое предписание не соответствует такому обязательному требованию, как правовая определенность.

Подробно позиция изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом
Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Управление на основании решения от 01.09.2021
№ 8 провело в отношении Общества плановую выездную проверку в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны.

По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении Обществом части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) и пунктов 6, 7, 9, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 (далее – Положение № 543).

Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.10.2021 № 8.

По итогам проверки Обществу выдано предписание от 01.10.2021 № 8, которым оно обязяно устранить выявленные нарушения, а именно: провести мероприятия по обеспечению работников Общества средствами индивидуальной защиты органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть зона возможного химического загрязнения (заражения) вокруг химически опасных объектов, из расчета на 105 процентов от их общей численности (пункт 2); провести мероприятия по обеспечению работников Общества медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 30 процентов от их общей численности (пункт 3).

Не согласившись с пунктами 2, 3 предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Законом № 28-ФЗ, Положением № 543, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности выданного Обществу предписания в указанной части.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201
АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (статья 2 указанного Федерального закона).

Частью 2 статьи 4 Закона № 28-ФЗ установлено, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с подпунктом 16.4 пункта 16 Приказа МЧС России от 14.11.2008
№ 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций.

Приказом МЧС России от 01.10.2014 утверждено Положение № 543.

Пунктами 2,3 Положения № 543 предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты. Накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов (пункт 6 Положения № 543).

Согласно пунктам 7, 9 Положения № 543 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями работников этих организаций. Накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты осуществляется: для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – средства индивидуальной защиты органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100 процентов от их общей численности. Количество запасов (резервов) средств индивидуальной защиты увеличивается на 5 процентов от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных; для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30 процентов от их общей численности.

Как установлено в ходе проверки, Обществом не создан надлежащий резерв средств индивидуальной защиты для работников организации, имеющей риск химического загрязнения (заражения).

В соответствии с Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа
от 01.11.2015 № 2683 создано муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» города Рыбинск (далее – МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» г. Рыбинск). Основной целью его деятельности является обеспечение выполнения полномочий Администрации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соблюдению первичных мер пожарной безопасности и обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Управление 28.09.2021 направило в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» г. Рыбинск, запрос о предоставлении информации о нахождении (расположении) объекта надзора – Общества (город Рыбинск, улица Ошурковская, дом 2) на территории в пределах границ зон возможного химического загрязнения (заражения), устанавливаемой вокруг химически опасных объектов.

В Управление на указанный запрос 29.09.2021 поступил ответ, о нахождении территории Общества в военное время в зоне химического заражения (хлор) от ОСК ГП ЯО «Северный водоканал».

Таким образом, на момент окончания проверочных мероприятий в отношении Общества указанная информация находилась в распоряжении Управления.

Письмом от 09.11.2021 МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», г. Рыбинск, дополнительно сообщило Управлению о том, что радиус химического заражения местности составляет (по расчетам Главного управления МЧС России по Ярославской области) от ОСК ГП ЯО «Северный водоканал» (класс опасности – 2, хлор – до 42 тонн, регистрационный номер -0056903/1 1) – 8,88 километра, площадь химического заражения – 10,3 квадратного километра.

Общество (город Рыбинск, улица Ошурковская, дом 2) расположено на удалении 2,4 километра от ОСК ГП ЯО «Северный водоканал» (п. Копаево, Ярославский тракт, 69). По имеющейся в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», г. Рыбинск, информации, на военное время (особый период) Общество не включено в перечень организаций, продолжающих свою деятельность. Мобилизационное задание муниципального уровня у Общество отсутствует.

На военное время территория, на которой расположены производственные и административные помещения Общества, попадают в зону химического заражения (хлор) от ОСК ГП ЯО «Северный водоканал» (данные оценки обстановки от МЧС России на военное время (письмо ГБУ ЯО ПСС Ярославской области от 06.10.2020 № 172с) и части 2 «Прогнозирование и оценка обстановки в условиях применения противником оружия массового поражения» «Методики по порядку формирования исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны на период 2021 – 2025 год» (письмо ГБУ ЯО ПСС Ярославской области от 14.09.2020 № 46с) в связи с тем, что прогнозируется полное уничтожение ОСК в результате нанесения противником нескольких ударов современными средствами поражения и, следовательно, полное разрушение объекта с последующим химическим заражением местности.

Расчет глубины зоны заражения произведен отделом инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения Управления в соответствии с разделом 2 «Прогнозирование глубины зоны заражения СДЯВ (РД 52.04.253-90)» «Методики прогнозирования масштабов заражения сильно-действующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте».

Расчетные данные Управления по прогнозированию масштабов химического заражения учитываются органами местного самоуправления в обязательном порядке и отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения и территорий.

План гражданской обороны и защиты населения и территории городского округа города Рыбинска Ярославской области разработан в соответствии с предоставленными Управлению расчетными данными. План согласован в Управлении и утвержден главой городского округа города Рыбинска 25.12.2020.

Доказательств, опровергающих расчетные данные по прогнозированию масштабов химического заражения, утвержденные 25.12.2020 главой городского округа города Рыбинска, Общество не представило.

Таким образом, довод заявителя о том, что Управлением не представлено надлежащих доказательств расположения территории Общества в пределах зоны химического заражения от ОСК (хлор) государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал», суды правомерно отклонили.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что работники Общества (выполняющие свои рабочие функции по указанному адресу) подлежат обеспечению средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями Положения № 543.

Совокупность условий, необходимых для признания предписания недействительным в оспариваемой части, в данном случае отсутствует.

Установив, что выданное по результатам проверки предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны в части пунктов
2, 3 по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способом, не противоречащим положениям действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.01.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 по делу № А82-8151/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Рыбинский комбикормовый завод» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова