610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-9500/2018 |
11 апреля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен апреля 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 по делу №А82-9500/2018, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению непубличного акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
о признании недействительным предписания,
установил:
непубличное акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» (далее - заявитель, НАО «Управдом Фрунзенского района», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) о признании недействительным предписания от 26.02.2018 № 522-07-02/18-1.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что оспариваемое предписание соответствует требованием законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества. Ответчик полагает неправомерным увеличение НАО «Управдом Фрунзенского района» размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на индекс инфляции.
НАО «Управдом Фрунзенского района» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, НАО «Управдом Фрунзенского района» является управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> (далее – МКД) на основании договора управления от 01.04.2015 № Н22/2015 (л.д. 67).
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что размер платы за жилое (нежилое) помещение определяется общим собранием собственников ежегодно с учетом предложений Управляющей организации и информации о техническом состоянии общего имущества не позднее 1 декабря года, предшествующего расчетному.
Согласно протоколу от 05.12.2016 № Н22/2016/2 общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома был утвержден размер платы за содержание жилого помещения 19 рублей 70 копеек за 1 кв.м на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (пункт 1 протокола).
В соответствии с указанным протоколом общего собрания собственников помещений МКД по третьему вопросу повестки принято следующее решение: «С 01.01.2018 размер платы за содержание жилого помещения на календарный год подлежит индексации на индекс инфляции (индекс потребительских цен) за прошедший год, который определяется Федеральной службой государственной статистики по Ярославской области, но не более чем на 4,9 % с 1 января года, в котором производится индексация. Механизм образования первоначальной цены и ее составляющих при индексации не затрагивается. Принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных ежегодных решений об изменении такой платы на индекс инфляции не требуется».
Департамент на основании приказа от 06.02.2018 в период с 12.02.2018 по 26.02.2018 провел документарную проверку по вопросу соблюдения Обществом правил содержания и ремонта указанного МКД, а также по вопросу установления размера платы за содержание жилого помещения.
Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу <...>, на неправомерное установление НАО «Управдом Фрунзенского района» размера платы за содержание жилого помещения в данном МКД.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.02.2018 № 522-07-2/18, согласно которому административным органом установлено нарушение лицензионных условий и требований, выразившееся в следующем.
В период с января 2017 по декабрь 2017 года выставляемая Обществом плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме составляла 19 рублей 70 копеек за 1 кв.м и соответствовала пункту1 протокола от 05.12.2016 (без учета включения в состав платы за содержание жилого помещения платы за холодную воду, стоки, электрическую энергию, предоставленные на общедомовые нужды). В январе 2018 года указанная плата была увеличена до 20 рублей 39 копеек на индекс инфляции по Ярославской области, но не более чем на 4,9 % (пункт 3 протокола от 05.12.2016 № Н22/2016/2).
Указанное изменение размера платы было расценено Департаментом как нарушение требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части установления размера платы за содержание жилого помещения.
По результатам проверки НАО «Управдом Фрунзенского района» выдано предписание от 26.02.2018 № 522-07-02/18-1 об устранении выявленных нарушений в срок до 27.04.2018 (л.д. 55).
Данным предписанием на Общество возложена обязанность на основании части 7 статьи 45 ЖК РФ инициировать проведение общего собрания собственников помещений МКД с целью принятия решения (с учетом предложений управляющей организации) об установлении размера платы за содержание жилых помещений в МКД; привести размер платы за содержание жилого помещения, выставляемый жителям МКД в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг МКД, в соответствии с принятым решением общего собрания собственников помещений в МКД. В случае, если собственниками помещений в МКД не будет принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, либо указанное собрание будет неправомочно, привести размер платы за содержание жилого помещения в МКД в соответствие с действующим постановлением мэрии города Ярославля, устанавливающим размер платы за содержание жилого помещения в городе Ярославле, соответствующего степени благоустройства данного многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием административного органа от 26.02.2018 № 522-07-02/18-1, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области при рассмотрении дела не усмотрел, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований, для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременного наличия двух условий: несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относятся порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
При этом фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в договоре только на момент его заключения. На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ фиксированная стоимость может применяться не менее одного года.
Из приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений такого дома, является обязательным для управляющей компании, и не может самостоятельно изменяться управляющей компанией, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом и договором управления многоквартирным домом.
На основании пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 № 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В рассматриваемом случае, согласно протоколу от 05.12.2016 № Н22/2016/2, общим собранием собственников помещений в МКД № 22 по улице Ньютона города Ярославля предусмотрена с 01.01.2018 индексация размера платы за содержание жилого помещения на индекс инфляции за прошедший год, который определяется Федеральной службой государственной статистики по Ярославской области, но не более чем на 4,9 %.
Таким образом общее собрание собственников помещений МКД в соответствии с пунктом 3.1 договора управления от 01.04.2015 № Н22/2015 приняло решение об установлении порядка изменения ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения в размере 19 рублей 70 копеек за 1 кв.м на индекс инфляции по Ярославской области, что составило 20 рублей 39 копеек за 1 кв.м.
Наличие такого решения предоставляет НАО «Управдом Фрунзенского района» право на увеличение в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в связи с изменением уровня инфляции.
При таких обстоятельствах условия договора управления и требования действующего законодательства при изменении управляющей организацией за содержание и ремонт жилого помещения в рассматриваемом МКД считаются соблюденными.
В этой связи суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования Общества о признании недействительным предписания Департамента от 26.02.2018 № 522-07-02/18-1 об устранении выявленных нарушений.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 по делу № А82-9500/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | ФИО2 ФИО1 |