ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-9973/20 от 17.03.2021 АС Ярославской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 марта 2021 года

Дело № А82-9973/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.     

Полный текст постановления изготовлен марта 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Общества – ФИО2, действующей на основании доверенности от 06.07.2020 (присутствовала на судебном заседании 10.03.2021 в Арбитражном суде Ярославской области, после перерыва не явилась),

представителей Инспекции – ФИО3, действующей на основании доверенности от 25.05.2020, ФИО4, действующей на основании доверенности от 15.01.2021 (присутствовали на судебном заседании 10.03.2021 в Арбитражном суде Ярославской области),  ФИО5, действующей на основании доверенности от 15.01.2021, ФИО3, действующая на основании доверенности от 25.05.2020 (присутствовали после перерыва в судебном заседании 17.03.2021 в Арбитражном суде Костромской области),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2020 по делу №А82-9973/2020, 

по заявлению акционерного общества «Скоково» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительными решений ,

установил:

акционерное общество «Скоково» (далее – АО «Скоково», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 22.01.2020 № 79 о привлечении к ответственности и № 1 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2020 заявленные требования АО «Скоково» удовлетворены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области с принятым решениемсуда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы считает, что денежные средства, полученные Обществом путем увеличения уставного капитала являются бюджетными инвестициями, в связи с чем в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговый вычет по НДС заявлен налогоплательщиком неправомерно.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области 10.03.2021, куда явились представители Инспекции и Общества и после перерыва в судебном заседании при содействии Арбитражного суда Костромской области 17.03.2021, куда явились представители Инспекции.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Общества указала на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении жалобы отказать.

В суд апелляционной инстанции от АО «Скоково» поступило ходатайство с просьбой не рассматривать апелляционную жалобу после перерыва в судебном заседании 17.03.2021 без участия представителя Общества, отложить рассмотрения апелляционной жалобы в связи с отъездом представителя Общества в командировку. Заявленное ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонено судом, поскольку предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для обязательного отложения судебного разбирательства отсутствуют. Иных причин для отложения рассмотрения апелляционной жалобы Обществом не указано. Поскольку в апелляционной инстанции дело рассматривается повторно, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в данном судебном заседании по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после перерыва в судебном заседании дело рассматривается в отсутствие представителя Общества.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной АО «Скоково» налоговой декларации  по  налогу на добавленную  стоимость за 2 квартал 2019 года (корректировка № 1). В ходе проверки Инспекцией было установлено неправомерное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с тем, что организация в спорном налоговом периоде приобретала основные средства за счет бюджетных инвестиций.

Результаты проверки отражены в акте от 22.11.2019 № 1001 (т. 1 л.д. 24-31).

22.01.2020 начальником Инспекции было принято решение № 79 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 325 133 рублей 50 копеек. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штраф, а также НДС в сумме 6 502 671 рубля и  пени в сумме 387 051 рубля 32 копеек (т. 1 л.д. 10-16).

Решением Инспекции от 22.01.2020 № 1 Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 6 264 760 рублей (т. 1 л.д. 18).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 17.03.2020 № 60 решения Инспекции от 22.01.2020 № 79 и № 1 оставлены без изменения (т. 1 л.д. 43-49).

Не согласившись с решениями Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 170, 171, 172 НК РФ пришел к выводу о правомерном применении Обществом налогового вычета по НДС.     

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 настоящего Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Ярославской области от 30.12.2016 № 1381-п утверждена региональная программа «Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2016 - 2021 годы (далее - Программа).

Пунктом 1.4.3. Программы установлено развитие материально-технической базы и производственных мощностей АО «Скоково» в 2017 - 2020 годах, согласно которому за счет собственных средств АО «Скоково» планируется создать и ввести в эксплуатацию на территории полигона ТКО АО «Скоково»: линию по сортировке ТКО, поступающих на полигон, пропускной мощностью 25 тыс. тонн в год планируемой стоимостью 2810,00 тыс. рублей; линию по прессованию отходов (пресса ПГП-45 и ПГП-30), не подлежащих переработке (хвостов), планируемой стоимостью 1300,00 тыс. рублей.

За счет средств областного и федерального бюджетов планируется создать объект утилизации отходов - комплекс по дроблению отходов на территории полигона ТКО АО «Скоково», не являющийся объектом капитального строительства, путем монтажа легковозводимой конструкции и приобретения оборудования. Объем финансирования данного мероприятия составляет 50800,00 тыс. рублей.

Софинансирование мероприятия, указанного в абзаце пятом данного подпункта, за счет средств областного и федерального бюджетов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» путем заключения соглашений между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Ярославской области.

За счет межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету Ярославской области планируется осуществить поддержку производственной деятельности объекта размещения отходов полигона ТКО АО «Скоково» в целях развития материально-технической базы и производственных мощностей АО «Скоково». Объем финансирования данного мероприятия составляет 322000,00 тыс. рублей.

Финансирование мероприятия, указанного в абзаце девятом данного подпункта, за счет межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету Ярославской области осуществляется на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 05.06.2018 № 369-РП путем заключения соглашения между Правительством Москвы и Правительством Ярославской области о предоставлении межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету Ярославской области в целях проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие территорий Ярославской области.

Перечень мероприятий, входящих в утвержденную Программу предусматривает осуществление, в том числе, таких мероприятий как создание объекта утилизации отходов - комплекса по дроблению отходов на территории полигона ТКО АО «Скоково» и поддержка производственной деятельности объекта размещения отходов полигона ТКО Скоково с плановым объемом финансирования в размере 50800 тыс. рублей и в размере 322 000 тыс. рублей за счет увеличения уставного капитала АО Скоково.

Поддержка производственной деятельности АО «Скоково» предусматривает приобретение техники, обеспечивающей процесс размещения ТКО в количестве 5 единиц в 2018 году и 9 единиц в 2019 году, создание станции весового контроля, создание станции очистки фильтрата полигона ТКО, обустройство технологических подъездов к карте разгрузки, ограждение полигона, приобретение станции заправки горюче-смазочными материалами, приобретение сигнализатора порогового двухканального с датчиками радиационного контроля, приобретение трансформаторной подстанции.

Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) от 11.07.2018 № 983-р как единственного акционера АО «Скоково» определено увеличить уставный капитал Общества путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 372 800 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей (т. 1 л.д. 60-61).

Увеличение уставного капитала Общества производилось в порядке, установленном Постановлением Правительства Ярославской области от 11.07.2012 № 640-п «О порядке увеличения уставных фондов (капиталов) государственных предприятий Ярославской области и хозяйственных обществ с участием Ярославской области».

В соответствии с установленным порядком в комиссию по оценке целесообразности увеличения уставных фондов (капиталов) государственных предприятий Ярославской области и хозяйственных обществ с участием Ярославской области Обществом 02.08.2018 была подана заявка, по результатам рассмотрения которой комиссией было принято решение об увеличении уставного капитала Общества.

Заявка на увеличение уставного фонда (капитал) от 02.08.2018 предполагала увеличение в сумме 372 800 000 рублей в целях развития инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе ТКО:

- создание объекта утилизации отходов – 50 800 тыс. рублей;

- развитие материально-технической базы и производственных мощностей полигона ТКО – 332 000 тыс. рублей.

В силу Постановления Правительства Ярославской области от 07.09.2018 № 669-п решением единственного акционера Общества уставный капитал АО «Скоково» признан подлежащим увеличению на 372 800 000 рублей, Департаменту поручено произвести расходы в указанной сумме за счет средств, предусмотренных Департаменту на данные цели Законом Ярославской области от 25.12.2017 № 65-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в рамках реализации региональной программы «Развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2016-2020 года (т. 2 л.д. 22-23).

Цена размещения дополнительных акций определена советом директоров АО «Скоково» в размере 1 000 рублей за акцию; акции дополнительного выпуска оплачиваются при приобретении (размещении) в полном объеме денежными средствами в безналичной форме путем их перечисления на расчетный счет Общества.

Приобретение акций производилось по договорам, заключенным Обществом и Департаментом в ноябре - декабре 2018 года (т. 1 л.д. 72-87).

В соответствии с решением Банка России от 19.03.2019 осуществлена государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска акций АО «Скоково» (т. 1 л.д. 65).

В Устав Общества внесены соответствующие изменения, в отношении которых осуществлена государственная регистрация.

Во 2 квартале 2019 года Обществом были приобретены станция топливозаправочная, весы автомобильные, сигнализатор ионного излучения, трансформаторная подстанция, экскаватор, компактор и фронтальный погрузчик общей стоимостью 67 792 044 рублей, в том числе 11 298 674 рубля НДС, который был заявлен Обществом к вычету.

Довод Инспекции о том, что применение вычета по НДС в указанном размере произведено Обществом неправомерно, поскольку имущество было приобретено за счет денежных средств, полученных Обществом путем увеличения уставного капитала, которые являются бюджетными инвестициями, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.

 На основании пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 213 Гражданского кодекса РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Таким образом, денежные средства, полученные путем увеличения уставного капитала за счет дополнительного выпуска акций, являются собственными средствами Общества.

Соответственно при соблюдении общих условий для применения вычета Общество вправе воспользоваться налоговым вычетом при оплате товаров (работ, услуг) с помощью указанных денежных средств.

В Постановлении от 30.06.2009 № 2635/09 Президиум ВАС РФ также пришел к выводу, что денежные средства, полученные обществом в виде дополнительного вклада в уставный капитал, являются его собственными средствами.

Следовательно, применение вычета по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, является правомерным.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что установление Инспекцией использования Обществом для расчетов денежных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, не может служить основанием для отказа в вычете НДС.

Ссылка Инспекции на пункт 2.1 статьи 170 НК РФ, отклоняется апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае применению не подлежит.

Кроме того, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правомерно учтена правовая позиция, содержащаяся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 по делу 66а-4751/2020, согласно которой полученные АО Скоково денежные средства от продажи акций стали его собственностью и, следовательно, строительство подъездных путей к картам разгрузки за счет данных денежных средств признано осуществленным за счет собственных средств предприятия, а не за счет бюджетных средств.

При этом апелляционный суд учитывает, что принцип единообразия судебной практики при разрешении разных споров, вытекающих из общих обстоятельств дела, требует согласованности правовых выводов, содержащихся в судебных актах по этим спорам. Принимаемые судом решения в отношении одного лица не должны при их исполнении вступать в противоречие и порождать новые споры.

Таким образом, предусмотренные главой 21 НК РФ условия для применения налогового вычета по НДС Обществом соблюдены.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал недействительными решения налогового органа от 22.01.2020 № 79 и №1.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не влияющие на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции, и не являющиеся основанием для его отмены или изменения.

Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 03.11.2020 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.11.2020 по делу №А82-9973/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

ФИО6

ФИО1