ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
25 августа 2021 года Дело №А83-11378/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 августа 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Горбуновой Н.Ю., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И.,
при участии:
от федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - Кривулина Ирина Николаевна, представитель по доверенности от 20 сентября 2019 года № 45/544, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от товарищества собственников недвижимости «Звездный 1П» - Живанюк Наталья Григорьевна, председатель правления, полномочия подтверждаются сведениями из ЕГРЮЛ, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
рассмотрев апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2021 года по делу №А83-11378/2020,
по иску федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к товариществу собственников недвижимости «Звездный 1П»
при участии третьих лиц – федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым
о взыскании долга по договору энергоснабжения
установил:
федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (далее – ФКУ «Управление Черноморского флота», истец) обратилось с иском к товариществу собственников недвижимости «Звездный 1П» (далее – ТСН «Звездный 1П») о взыскании задолженности за фактически потребленную тепловую энергию в период с 01 января 2017 г. по 31 марта 2019 г. в размере 1.291.007,71 руб.; пени за несвоевременную оплату фактически потребленной тепловой энергии за период с 15 мая 2018 г. по 01 марта 2020 г. в размере 266.778,68 руб.; пени за несвоевременную оплату фактически потребленной тепловой энергии за период с 02 марта 2020 г. по день фактического исполнения обязательств
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с ТСН «Звёздный 1П» в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» задолженность за потреблённую тепловую энергию в размере 1.280.596,60 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в данной части новый судебный акт, которым довзыскать с ТСН «Звёздный 1П» задолженность за фактически потребленную тепловую энергию в размере 10.411,11 руб., пени за несвоевременную оплату фактически потребленной тепловой энергии за период с 15 мая 2018 г. по 01 марта 2020 г. в размере 266.778,68 руб., пени за несвоевременную оплату фактически потребленной тепловой энергии за период с 01 марта 2020 г. по день фактического исполнения обязательств.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года апелляционная жалоба принята к производству.
В судебное заседание явился представитель ТСН «Звёздный 1П», просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в пояснениях от 16 августа 2021 г. основаниям. Представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Поскольку решение обжаловано истцом в части применения судом тарифа в размере 2.300 руб./Гкал, а также в части отказа во взыскании пени, судом проверяется судебный акт только в обжалованных частях.
В части применения тарифа в размере 2.300 руб./Гкал, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в том числе следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям (часть 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Поскольку затраты организаций коммунального хозяйства могут ежегодно изменяться, в соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. №520, организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года финансовое обоснование в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам, которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Как видно из материалов дела ФКУ «Управление Черноморского флота» обязанность, закрепленную в указанных выше нормах, ни в 2017, ни в 2018 г. не исполнило, тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельной в с. Витино, Сакского района, Республики Крым, и поставляемую населению в многоквартирном жилом доме №1 по ул. Степная в с. Витино, не устанавливались. Тарифы установлены лишь с 31 марта 2019 г.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определения Судебной коллегии по экономическим спорам 10 Верховного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2018 г. №303-ЭС17-14909, при установлении факта получения потребителем тепловой энергии на теплоснабжение, судам следует исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить размер фактических расходов теплоснабжающей организации на теплоснабжение объектов применительно к расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования. Указанный подход применен также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2018 г. №303-ЭС17-18242.
С учетом изложенной правовой позиции и принимая во внимание, что ТСН «Звездный 1П» не оспаривает факт получения тепловой энергии на теплоснабжение многоквартирного жилого дома №1 в с. Витино Сакского района Республики Крым в период с 01 января 2017 г. по 31 марта 2019 г., с целью установления размера фактических расходов ФКУ «Управление Черноморского флота» на теплоснабжение указанного многоквартирного жилого дома применительно к экономически обоснованным расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования, суд предложил сторонам провести финансово-экономическую экспертизу, от чего они отказались.
Принимая во внимание отказ сторон от проведения судебной экспертизы по делу, учитывая позицию Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, изложенную в письме от 16 августа 2021 г. о том, что в период с 01 января 2017 г. по 31 марта 2019 г. оправданным является тариф в размере 2.300,00 руб./Гкал, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности определения суммы долга исходя из тарифа 2.300,00 руб./Гкал. Доказательств обоснованности иного размера экономически обоснованных расходов истца на теплоснабжение спорного дома в спорный период, ответчиком в материалы дела не представлено. Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08 декабря 2020 г. по делу № А83-14759/2018.
В части отказа во взыскании пени суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
ФКУ «Управление Черноморского флота», не получив в спорный период тариф для оплаты тепловой энергии, поставляемой собственникам помещений в многоквартирном жилом доме №1 по ул. Степная, с. Витино Сакского района Республики Крым, лишило ответчика возможности своевременно заключить договор теплоснабжения жилого дома и оплачивать потребленную тепловую энергию в соответствии с нормами Закона о теплоснабжении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, к требованию ФКУ «Управление Черноморского флота» о взыскании с ТСН «Звездный 1П» пени подлежит применению пункт 3 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении искового требование ФКУ «Управление Черноморского флота» о взыскании с ответчика пени правомерно отказано. Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08 декабря 2020 г. по делу №А83-14759/2018.
Таким образом, основания для изменения или отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют, нарушений или неправильного применения норм процессуального или материального права, апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку ФКУ «Управление Черноморского флота» в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2021 года по делу №А83-11378/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А. В. Зарубин
Судьи Н. Ю. Горбунова
Н. А. Ольшанская