ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-13194/18 от 05.09.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА  ________________________________________________________________ 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу 

Резолютивная часть объявлена 5 сентября 2019 года  Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:  председательствующего судьи Стрегелевой Г.А., 

судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Смольяниновой Т.Н., 

при участии представителей:

от Крымской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>,  ул.Мальченко, д.22, <...>) – ФИО1 (дов. от  18.12.2018), ФИО2 (дов. от 18.12.2018), 

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике  Крым и городу Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>,  ул.Александра Невского, д.1, <...>) – не явились, о  месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 

от общества с ограниченной ответственностью «Крымавтопорт» (ОГРН  <***>, ИНН <***>, ул.Мальченко, 17А, <...>) – ФИО3 (дов. от 14.12.2018), 

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством  использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать  первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу  Крымской таможни на решение Арбитражного суда Республики Крым от  12.02.2019 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (судьи Яковлев А.С.,  Карев А.Ю., Омельченко В.А.) по делу № А83-13194/2018, 

установил:

Крымская таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Крым  с заявлением о признании недействительными принятых 29.09.2018 


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым  и городу Севастополю по делу № 07/4590-17 решения и предписания. 

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с  ограниченной ответственностью «Крымавтопорт» (далее – общество). 

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.2019,  оставленным без изменения постановлением Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019, в удовлетворении  заявления отказано. 

В кассационной жалобе Крымская таможня просит отменить решение  и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований, указывая несоответствие выводов суда  апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам, установленным  судами, и имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно  определены юридически значимые обстоятельства, неправильно  применены нормы материального и процессуального права. 

В отзыве на жалобу Управление ФАС России по Республике Крым и  городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России, управление,  антимонопольный орган) просит отказать в удовлетворении кассационной  жалобы, позиция управления ранее была изложена в отзывах на заявление  и апелляционную жалобу Крымской таможни, а также ходатайствовало о  рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. 

Общество в отзыве на жалобу считает доводы Крымской таможни  необоснованными, поскольку обращалось в таможню с заявлением о  включении его в реестр владельцев складов временного хранения, а не  иных мест временного хранения. 

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по  правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее. 

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов,  содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения  принявших участие в судебном заседании представителей Крымской  таможни и общества, суд кассационной инстанции не находит оснований  для отмены решения и постановления судов. 

Как следует из материалов дела, общество «Крымавтопорт»  обратилось в антимонопольный орган с жалобой (исх. № 35 от 11.07.2017) о  нарушении Крымской таможней антимонопольного законодательства в  связи с необоснованным отказом обществу в издании и подписании  приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля (далее –  ПЗТК) в пределах границ склада временного хранения (далее – СВХ) и  прилегающей к нему территории при предоставлении государственной  услуги по включению в Реестр владельцев СВХ. 

В результате проверки указанного в жалобе факта Крымским УФАС  установлено, что 16.12.2015 общество обратилось в Крымскую таможню с  заявлением о включении его в Реестр владельцев СВХ. Таможенный орган 


отказал во включении общества в Реестр владельцев СВХ (отказ от  18.01.2016 № 06-26/00321). 

Во исполнение предписания Крымского УФАС России от 31.03.2017  по делу № 07/3198-16 и на основании заявлений от 15.12.2015 № 123, от  28.04.2017 № 19 Крымской таможней принят приказ от 26.05.2017 № 276, в  соответствии с которым общество с 26.05.2017 включено в реестр  владельцев СВХ, свидетельству о включении в реестр присвоен номер  10010/260517/10003/1 и контроль за деятельностью СВХ открытого типа  возложен на таможенный пост Симферополь-Центральный. 

Однако, приказ о создании ПЗТК в пределах границ СВХ таможней не  был издан и в письме от 03.08.2017 № 06-26/07192, направленному в  управление, таможня пояснила, что, в связи с тем, что общество  «Крымавтопорт» не является владельцем земельного участка  (прилегающей территории), на котором будут совершаться с товарами,  находящимися под таможенным контролем, иные таможенные операции,  исключающие их временное хранение (открытие/завершение процедуры  таможенного транзита, погрузочно-разгрузочные операции, взятие проб и  образцов, в том числе, иными государственными контролирующими  организациями), подготовить и издать приказ о создании ПЗТК в пределах  границ СВХ и прилегающей к нему территории, не нарушая положений  статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном  регулировании» (далее – Закон № 311-ФЗ, Закон о таможенном  регулировании), не представляется возможным. 

Усмотрев действиях Крымской таможни, выразившихся в  необоснованном отказе обществу в издании и подписании приказа о  создании ПЗТК в пределах границ СВХ и прилегающей к нему  территории, что приводит или может привести к устранению ООО  «Крымавтопорт» с рынка услуг по хранению и складированию грузов,  подлежащих таможенному оформлению, признаки нарушения  установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26  июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите  конкуренции, Закон № 135-ФЗ) запрета, Крымским УФАС на основании  статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ таможне выдано предупреждение о  необходимости в срок до 14.11.2017 прекратить действия, содержащие  признаки нарушения антимонопольного законодательства, для чего  принять меры по обеспечению конкуренции путем издания приказа о  создании ПЗТК в пределах границ СВХ общества и прилегающей к нему  территории. 

Письмом от 13.11.2017 № 06-26/10525 (поступило в УФАС  16.11.2017) Крымская таможня сообщила Управлению о результатах  рассмотрения предупреждения и указала, что общество как владелец СВХ  открытого типа, является лицом, уполномоченным выполнять действия,  предусмотренные пунктом 9 Порядка представления документов и  сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад  временного хранения (иные места временного хранения товаров), 


помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и  иные места временного хранения, представления отчетности о товарах,  находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи  разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных  местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, и  может самостоятельно перемещать товары из места расположения  таможенного поста Симферополь - Центральный Крымской таможни  (место доставки товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной  процедурой таможенного транзита) в место временного хранения, без  осуществления таможенным органом форм таможенного контроля. 

Крымская таможня в указанном ответе сообщила, что не допустила  нарушение требований антимонопольного законодательства, не создала  какому-либо из хозяйствующих субъектов преимущественные условия. 

Поскольку доказательств исполнения выданного предупреждения  Крымской таможней в антимонопольный орган не представлено, в  отношении таможенного органа приказом УФАС от 24.11.2017  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства   № 07/4590-17. 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного  законодательства Крымским УФАС рассмотрены представленные  Крымской таможней и обществом пояснения и доказательства в  обоснование своих доводов, проведен анализ состояния конкуренции на  товарном рынке услуг по хранению и складированию грузов, подлежащих  таможенному оформлению на открытом СВХ за период 2017г. – 5 месяцев  2018г., которым установлено, что доля ООО «Крымский ТЛТ» составляет  100%. 

Антимонопольным органом установлено, что в нарушение Закона о  таможенном регулировании (действовавшем в спорный период),  Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг",  Административного регламента Федеральной таможенной службы по  предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев  складов временного хранения, утвержденного Приказом ФТС России от  18.11.2011 № 2355 (далее – Регламент № 2355), Крымская таможня приняла  приказ о включении ООО «Крымавтопорт» в реестр владельцев СВХ без  издания приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля в  пределах границ СВХ и прилегающей к нему территории ввиду того, что  общество не является владельцем земельного участка. 


Представленный Крымской таможней при рассмотрении дела приказ  от 16.01.2018 № 17 оценен антимонопольным органом как не дающий  возможности ООО «Крымавтопорт» осуществлять деятельность на рынке  услуг по хранению и складированию грузов, подлежащих таможенному  оформлению, в связи с тем, что на прилегающей к СВХ территории,  предназначенной для нахождения на ней транспортных средств,  перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение  времени, необходимого для завершения таможенной процедуры  таможенного транзита, не создана ПЗТК, с которой в течение 3х часов  после завершения процедуры таможенного транзита товары должны  перемещаться на СВХ ООО «Крымавтопорт». 

Действия Крымской таможни по необоснованному отказу обществу  в издании и подписании приказа о создании ПЗТК в пределах границ СВХ  и прилегающей к нему территории оценены Крымским УФАС России как  препятствие со стороны органа государственной власти для осуществления  деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не  предусмотренных законодательством требований. 

Решением от 29 июня 2018 г. N 07/860 комиссия Управления  Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу  Севастополю, рассмотрев дело N 07/4590-17, признала Крымскую  таможню нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от  26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с  необоснованным отказом ООО "Крымавтопорт" в издании и подписании  приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах  границ склада временного хранения и прилегающей к нему территории  при предоставлении государственной услуги по включению в Реестр  владельцев складов временного хранения. 

На основании указанного решения Крымской таможне выдано  предписание о прекращении нарушения антимонопольного  законодательства от 29 июня 2018 г. № 07/861, которым предписано в срок  до 15.08.2018 устранить нарушение антимонопольного законодательства  путем совершения действий, направленных на обеспечении конкуренции  при предоставлении государственной услуги, обеспечив реализацию  предусмотренного законом права свободного доступа хозяйствующим  субъектам на рынок услуг по хранению и складированию грузов,  подлежащих таможенному оформлению на открытом СВХ. 

Не согласившись с решением и предписанием Крымского УФАС  России по делу № 07/4590-17, Крымская таможня обратилась в  арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды  обоснованно исходили из следующего. 

Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства  экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защита 


конкуренции и создание условий для эффективного функционирования  товарных рынков (часть 2 статьи 1). 

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих  субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них  исключается или ограничивается возможность каждого из них в  одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения  товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона   № 135-ФЗ). 

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, признаки  ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов,  не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение  цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих  условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих  субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий  на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на  товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в  соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица  либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не  входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также  иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего  субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем  порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном  рынке. 

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности  хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не  предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к  товарам или к хозяйствующим субъектам. 

Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде  всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых  отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в  конкурентную среду посредством использования административных  (волевых) инструментов. 

Из совокупности приведенных выше норм права и подпункта "д"  пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что  антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите  конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об  обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае,  когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого  законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов,  осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в  соответствующих географических границах. 

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых  таможенными органами, в том числе с использованием системы  управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного 


законодательства Таможенного союза и законодательства государств -  членов Таможенного союза (подпункт 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного  кодекса Таможенного союза, действовавшего в спорный период, далее –  ТК ТС). 

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а  также в других местах, определяемых таможенными органами, где  находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие  сведения о них, в том числе в электронной форме (пункт 3 статьи 95 ТК  ТС). 

Пунктом 1 статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза  территории складов временного хранения отнесены к зонам таможенного  контроля. 

Согласно статье 167 ТК ТС временное хранение товаров - это  хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах  временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с  заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий,  предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без  уплаты таможенных пошлин, налогов. 

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 168 ТК ТС, местами временного  хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в  соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;  места временного хранения должны отвечать требованиям по их  расположению, обустройству и оборудованию, установленным  законодательством государств - членов таможенного союза; места  временного хранения являются зоной таможенного контроля. 

В статье 163 Закона № 311-ФЗ установлен порядок создания,  функционирования и ликвидации зон таможенного контроля. 

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль  Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска  через Государственную границу Российской Федерации, в местах  осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки  (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в  местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под  таможенным контролем товары (часть 2 названной статьи). 

Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая  должностных лиц иных государственных органов, через границы зон  таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения  таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев,  установленных названным Федеральным законом и иными федеральными  законами (часть 4 названной статьи). 

Регламентом № 2355 предусмотрен порядок оказания  государственной услуги по ведению реестра владельцев складов  временного хранения, в соответствии с пунктом 26 которого при  рассмотрении заявления лица о включении его в реестр владельцев  складов временного хранения должностные лица таможни готовят 


одновременно документы, в том числе проект приказа о включении в  реестр и о создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах  границ СВХ и прилегающей к нему территории, заполняют бланк  Свидетельства о включении в Реестр. 

Согласно пункту 28 Административного регламента после  подготовки указанных в пункте 26 документов руководителем таможни  принимается решение о включении лица в реестр путем одновременного  подписания трех документов: приказа о включении лица в реестр, приказа  о создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах границ  СВХ и прилегающей к нему территории, подписания свидетельства о  включении в реестр. 

Иных действий, как верно отмечено судами, таможенного органа при  включении лица в реестр владельцев СВХ Административным  регламентом не предусмотрено. 

Судами установлено, что Крымская таможня, приняв решение о  включении ООО "Крымавтопорт" в реестр владельцев складов временного  хранения, приказ о создании постоянной зоны таможенного контроля в  пределах границ СВХ и прилегающей к нему территории не издала в силу  того, что ООО "Крымавтопорт" не является владельцем земельного  участка (прилегающей территории). 

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что неотъемлемой  частью получения государственной услуги по включению в реестр  владельцев складов временного хранения является издание приказа о  создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах границ СВХ  и прилегающей к нему территории, и орган государственной власти -  Крымская таможня, установив не предусмотренные законом и иными  нормативными актами требования, создала ООО "Крымавтопорт"  объективные препятствия по реализации права на занятие законной  экономической деятельностью, поскольку указала на необходимость  владения земельным участком на праве собственности. 

При этом требование таможенного органа о принадлежности  земельного участка на праве собственности было предметом оценки судов  при рассмотрении арбитражного дела № А83-2515/2016, которые пришли к  выводу, что нахождение у общества в аренде оборудованной площадки с  находящимися на ней сооружениями для размещения СВХ товаров и  транспортных средств отвечает требованиям, установленным  законодательством (постановления Двадцать первого арбитражного  апелляционного суда от 02.11.2016 и Арбитражного суда Центрального  округа от 24.01.2017, определением Верховного Суда Российской  Федерации от 22.05.2017 № 301-КГ17-4681 отказано в передаче  кассационной жалобы Крымской таможни для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации). 

Также судебными актами по делу № А83-8626/2017 (решение  Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2017, оставленное без 


изменения постановлением Двадцать первого арбитражного  апелляционного суда от 04.12.2017 и постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 22.03.2018) установлено, что не предусмотренные  законодательством требования Таможни при предоставлении  государственной услуги по включению в реестр владельцев складов  временного хранения ввиду принадлежности земельного участка обществу  на праве аренды, а не на праве собственности, верно признаны  антимонопольным органом нарушением положений пункта 2 части 1  статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ. 

Кроме того, антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о  нарушении Крымской таможней антимонопольного законодательства было  установлено, что приказом от 16 января 2018 года № 17 зона постоянного  таможенного контроля была установлена Таможней только в пределах  помещения и площадки склада временного хранения, а на прилегающей к  складу временного хранения территории (ч. 2 статьи 71 Федерального  закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ), указанной Обществом в составе поданных  в таможенный орган документах, зона таможенного контроля установлена  не была, при этом замечаний относительно Плана-схемы и описания СВХ  при рассмотрении заявления о включении в реестр владельцев складов  временного хранения ООО "Крымавтопорт" Крымской таможней  отражено не было. 

Учитывая установленные антимонопольным органом  обстоятельства, суды пришли к верному выводу, что совокупность  действий Таможни в отношении общества «Крымавтопорт» по решению  вопроса о включении его в реестр владельцев СВХ и создании ПЗТК  свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи  15 Закона о защите конкуренции в виде необоснованного препятствования  осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе  путем установления не предусмотренных законодательством Российской  Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. 

Доводы Крымской таможни, изложенные в кассационной жалобы,  были предметом проверки и правовой оценки судов, не свидетельствуют о  неправильном выяснении судами обстоятельств спора и неверном  применении норм права. 

Поскольку выводы судов основаны на всестороннем, полном,  исследовании имеющихся в деле доказательств, судами правильно  применены нормы материального права, предусмотренных статьей 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований  для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.2019 и  постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 


16.05.2019 по делу № А83-13194/2018 оставить без изменения,  кассационные жалобы - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Г.А. Стрегелева
Судьи Е.В. Власов
 Т.В. Лукашенкова