ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-1336/20 от 06.11.2020 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

6 ноября 2020 года

г.Калуга

                 Дело № А83-1336/2020

Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи                  Стрегелевой Г.А., рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья «ЖК-3» на решение Арбитражного суда  Республики Крым от 16.04.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А83-1336/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

У С Т А Н О В И Л:

товарищество собственников жилья «ЖК-3» (далее – ТСЖ, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912, решений от 26.12.2019 №091S19190018978, №091S19190018979 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», принятых Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (далее – Управление ПФ РФ в г.Феодосии, управление).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.04.2020, принятым путем подписания резолютивной части, в части требования ТСЖ «ЖК-3» о признании недействительными актов о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912 производство по делу прекращено. В удовлетворении требования о признании недействительными решений Управления ПФ РФ в г.Феодосии от 26.12.2019 №091S19190018978, №091S19190018979 отказано. С ТСЖ «ЖК-3» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей .

По заявлениям Управления ПФ РФ в г.Феодосии и ТСЖ «ЖК-3» 16.04.2020 арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 решение суда от 16.04.2020 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ТСЖ «ЖК-3» просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судами при принятии решения и постановления нарушены нормы материального права.

Податель жалобы со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 №84-КА19-1, указал на ошибочность выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что деятельность председателя правления ТСЖ ФИО1 относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора с ТСЖ, поскольку товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого, в том числе и председатель правления, не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов ТСЖ «ЖК-3» им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом. Вознаграждение, выплачиваемое председателю правления ТСЖ, установлено общим собранием членов ТСЖ «ЖК-3» (протокол от 28.01.2017 №1), не основано на трудовых отношениях, в связи с чем у Управления ПФ РФ в г.Феодосии отсутствовали основания для привлечения ТСЖ «ЖК-3» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Также заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что акты от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912 не являются ненормативными правовыми актами.

В отзыве на кассационную жалобу Управление ПФ РФ в г.Феодосии считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы ТСЖ «ЖК-3» были предметом проверки и правовой оценки судов.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 286 с учетом установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, установлено судами, страхователем в установленный законом срок по телекоммуникационным каналам связи представлены отчеты по форме СВЗ-М «исходные» за сентябрь, октябрь 2019 года без указания сведений о застрахованных лицах.

В результате проведенной в отношении страхователя проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее- Закон №27-ФЗ), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа по представленным сведениям (СЗВ-М) Управлением ПФ РФ в г.Феодосии установлено, что ТСЖ «ЖК-3» не представлены сведения об одном застрахованном лице  - председателе правления ТСЖ по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь, октябрь 2019г.

По результатам проверки составлены акты от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912 и приняты решения от 26.12.2019 №091S19190018978, №091S19190018979 о привлечении ТСЖ «ЖК-3» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанными актами и решениями                      Управления ПФ РФ в г.Феодосии, ТСЖ «ЖК-3» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными решений Управления ПФ РФ в г.Феодосии суд первой инстанции исходил из того, что у товарищества собственников жилья «ЖК-3» имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в отношении председателя правления ТСЖ, поскольку деятельность ФИО1 в рамках предоставленных ей законом полномочий относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора. В части оспаривания актов проверки производство по делу судом прекращено, в связи с тем, что акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912 не являются ненормативным правовыми актами и не подлежат самостоятельному оспариванию.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации                    от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному обеспечению.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ определено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в Пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации                от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

На основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представленные ТСЖ «ЖК-3» сведения по форме СЗВ-М по типу «исходные» за сентябрь-октябрь 2019 года не содержат сведений в отношении застрахованного лица (председателя правления ТСЖ «ЖК-3»).

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 Жилищного кодекса).

На основании положений частей 1 и 3 статьи 147 Жилищного кодекса руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества.

Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Подпунктом 11 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса установлено, что общее собрание членов ТСЖ, являющееся высшим органом управления ТСЖ, определяет размер вознаграждения, в частности, председателя правления товарищества.

В силу пункта 11 части 2 статьи 145 и пункта 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.

Как следует из материалов дела, председатель правления в спорный период руководил текущей деятельностью ТСЖ «ЖК-3».

Протоколом общего собрания членов ТСЖ «ЖК-3» от 28.01.2017 №1 председателю правления ФИО1 определено вознаграждение в размере 5000 рублей в месяц.

Следовательно, данные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое ФИО1 в рамках гражданско-правовых отношений ТСЖ «ЖК-3» с председателем правления, в связи с исполнением последним услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций в интересах товарищества.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у ТСЖ «ЖК-3» имеется обязанность по предоставлению сведений, указанных пункте 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в отношении председателя правления ТСЖ за сентябрь, октябрь 2019 года.

Факт отсутствия оформленного гражданско-правового договора между товариществом и председателем правления ТСЖ правового значения не имеет и не является основанием для непредставления страхователем сведений, определенных Федеральным законом №27-ФЗ.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для иного толкования положений законодательства о пенсионном страховании.

Довод кассатора об ошибочности выводов судов о наличии трудовых правоотношений между ТСЖ и председателем правления со ссылкой на Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 84-КА19-1 заслуживает внимание.

Исходя из изложенного, суд округа не поддержал позицию нижестоящих судов о квалификации отношений между ТСЖ и ФИО1 как трудовых, поскольку, как указано выше, уплачиваемое ФИО1 в соответствии с решением общего собрания собственников ежемесячное вознаграждение в сумме 5000 руб. представляет собой оплату услуг, возникших из гражданско-правовых отношений, что соответственно образует объект обложения страховыми взносами и возлагает обязанность страхователя о представлении соответствующих сведений о застрахованном лице.

Данный вывод суда округа не противоречит правовой позиции, изложенной в названном кассационном определении.  

Прекращая производство по делу в части требования о признании незаконными актов о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.11.2019 №091S18190018910, №091S18190018912, суды обоснованно исходили из того, что акт проверки, закрепляя результат ее проведения, фиксирует лишь признаки выявленных нарушений, не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний для проверенного лица, не устанавливает, не изменяет и не отменяет его прав и обязанностей лица, не создает препятствий для осуществления экономической деятельности, не влечет для ТСЖ правовых последствий, то есть не отвечает признакам ненормативного правового акта, в связи с чем, не подлежит оспариванию в судебном порядке.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решения и постановления, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По результатам рассмотрения доводов, изложенных в кассационной жалобе, таких оснований судом округа не установлено, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судами не допущено.

Определением от 03.09.2020 Арбитражного суда  Центрального окргуа ТСЖ «ЖК-3» была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.

В соответствии со статьями 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию с подателя кассационной жалобы в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.04.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу №А83-1336/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с товарищества собственников жилья «ЖК-3»                         (ОГРН <***>, ИНН <***>, б-р Старшинова, д.5, кв.28, г.Феодосия, <...>) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья

         Г.А. Стрегелева