ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь
19 февраля 2020 года
Дело № А83-13748/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 19 февраля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителя ООО «Алеф-Виналь-Крым» – ФИО1, доверенность от 30.12.2019 №7; представителей Крымской Таможни – ФИО2, доверенность от 30.12.2019 №03-54/13982; ФИО3, доверенность от 31.12.2019 №17-09/14030;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алеф-Виналь-Крым» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 декабря 2019 года по делу № А83-13748/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алеф-Виналь-Крым» (ул. Вилар, дом 4, литер А, офис 304, г. Симферополь, <...>) к Крымской Таможне (ул. Мальченко, 22, г. Симферополь, <...>) о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Алеф-Виналь-Крым» (далее – ООО «Алеф-Виналь-Крым», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Крымской Таможне, в котором просило отменить постановление по делу об административном правонарушении № 10010000-278/2019 от 19.07.2019, а производство по делу № 10010000-278/2019 прекратить.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2019, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Алеф-Виналь-Крым», было отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Алеф-Виналь-Крым» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Также апеллянт указывает на то, что учитывая незначительное нарушение срока представления формы статистического учета – 6 рабочих дней (форма была представлена 28.05.2019 при установленном сроке – 17.05.2019), суд первой инстанции не счел возможным в данном случае применить статью 2.9 КоАП РФ и признать допущенное правонарушение малозначительным.
Представитель ООО «Алеф-Виналь-Крым» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представители Крымской Таможни возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, усматривается пренебрежительное отношение юридического лица к требованиям законодательства о представлении статистической формы учета. Также, представители Крымской Таможни указали на то, что вмененное Обществу административное правонарушение не может быть признано судом малозначительным, в связи с чем, по мнению представителей, суд первой инстанции правильно, без нарушений норм материального права, отказал Заявителю в применении статьи 2.9 КоАП РФ, так как совершенное правонарушение нельзя отнести к исключительным случаям, при которых возможно освобождение от наказания.
Законность и обоснованность решения от 03 декабря 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 28 мая 2019 года ООО «Алеф-Виналь-Крым», с использованием цифровой подписи, в Крымскую таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) за апрель 2019 года, системный номер ED20190528135007036, регистрационный номер 10010000/280519/С542931.
Из указанной статистической формы следует, что с территории Республики Армения в Российскую Федерацию в рамках договора № 12/09/18 от 12 сентября 2018 года, заключенного между ООО «Алеф-Виналь-Крым» и ООО Винно-Коньячный Дом «Шахназарян» был осуществлен ввоз товара (алкогольной продукции) общей стоимостью 108 781,20 рублей весом нетто 44 040,00 кг. Получение товара на склад происходило в апреле 2019 года (графа 24 GMR - груз получен 06 апреля 2019 года).
В связи с представлением ООО «Алеф-Виналь-Крым» статистической формы за отчетный период (с 01 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года) 28 мая 2019 года, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 17 мая 2019 года включительно), 05.06.2019 старшим государственным таможенным инспектором Крымской таможни, ФИО4, был составлен протокол об административном правонарушении № 10010000-278/2019 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
О дате, времени и месте составления протокола Общество уведомлялось письмом № 25-08/05267 от 03.06.2019. При этом согласно ходатайству исх. № 232 от 03.06.2019 просило составить протокол об административном правонарушении в отсутствие представителя.
Протокол был направлен в адрес ООО «Алеф-Виналь-Крым» с сопроводительным письмом № 25-08/05393 от 05.06.2019.
Определением Крымской таможни от 11.06.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении № 10010000-278/2019 в отношении ООО «Алеф-Виналь-Крым» по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ было назначено на 21.06.2019 на 15:00.
Указанное определение было направлено в адрес Общества сопроводительным письмом № 17-10/05603 от 11.06.2019.
В связи с отсутствием по состоянию на 21.06.2019 в Крымской таможне информации о получении ООО «Алеф-Виналь-Крым» письма № 17-10/05603 от 11.06.2019, административным органом был продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении № 10010000-278/2019, до 21.07.2019.
Определением от 21.06.2019, в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого ведется производство, о дате времени и месте рассмотрения дела, рассмотрение дела об административном правонарушении № 10010000-278/2019 было отложено на 19.07.2019 в 12:00.
Указанные определения были направлены в адрес Общества сопроводительным письмом № 17-10/05918 от 21.06.2019 и получены последним 05.07.2019, что подтверждается почтовым уведомлением N 29549135038953.
В дальнейшем, 19.07.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 10010000-278/2019, заместителем начальника Крымской таможни, ФИО5, было вынесено постановление № 10010000-278/2019, которым ООО «Алеф-Виналь-Крым» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, ООО «Алеф-Виналь-Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ООО «Алеф-Виналь-Крым», суд первой инстанции исходил из того, что назначенное административным органом наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и цели достижения правового воспитания.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе, представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с нарушением установленных сроков.
В соответствии со ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ), статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союза) ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся с территорий государств членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территорию государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российской лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненные в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (п. 6 Правил).
В силу п. 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии) представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом).
Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Пунктом 5 Правил установлено, что таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 10 Правил).
Как следует из материалов административного дела, и не оспаривается Заявителем, ООО «Алеф-Виналь-Крым» представило статистическую форму в Крымскую таможню, за отчетный период с 01 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года, 28 мая 2019 года.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 7 Правил, статистическая форма должна была быть представлена Обществом до 17.05.2019 (включительно).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения административного правонарушения материалами дела подтвержден и Заявителем не оспаривается.
Процедура привлечения к административной ответственности и полномочия органа судом проверены. Существенных нарушений, влекущих за собой отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Таким образом, вывод суда о правомерном привлечении Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ является обоснованным.
При этом судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ, исходя из следующего.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пунктов 18, 18.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пунктом 18.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Вменяемое заявителю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что выразилось в недостаточном контроле за точностью и правильностью заполнения статистической формы учета перемещения товаров. Предмет, характер и обстоятельства выявленного правонарушения не позволяют исключить его существенную угрозу охраняемым отношениям.
Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, допустило повторное совершение административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, и отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, назначенное административным органом наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и цели достижения правового воспитания.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела по существу, и направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 декабря 2019 года по делу № А83-13748/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алеф-Виналь-Крым» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.А. Омельченко
О.Г. Градова