ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-14067/2021 от 18.08.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь Дело № А83-14067/2021

25 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

в отсутствии представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 апреля 2022 года по делу №А83-14067/2021, принятому по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - ИП ФИО1, ГУП РК «Вода Крыма», Муниципальное унитарное предприятие Кировского района Республики Крым «Чистота и порядок», о признании незаконным решения,

установил:

от Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» (далее – Учреждение, ГУП РК «ЦЗН») в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которому учреждение просит признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – УФАС, антимонопольный орган) №082/06/99-441/2021 от 29.03.2021.

Дело рассмотрено Арбитражным судом Республики Крым с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее–предприниматель), ГУП РК «Вода Крыма», Муниципального унитарного предприятия Кировского района Республики Крым «Чистота и порядок» (далее – МУП РК «Чистота и порядок»).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РК «ЦЗН» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на необоснованность и незаконность, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указывает, что в спорном государственном контракте отсутствуют условия об этапах его исполнения, ввиду чего учреждением в Единой информационной системе в сфере закупок внесен один этап исполнения контракта до 31.12.2020. А ссылки антимонопольного органа и суда на письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2017 №09-04-04/35157 и от 05.03.2018 №24-03-07/14504 являются необоснованными, так как Министерство финансов Российской Федерации не наделен компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов, а информационные письма федеральных органов исполнительной власти не являются основанием для принятия решения о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Отзывов на апелляционную жалобу не представлено.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, от антимонопольного органа, ГУП РК «Вода Крыма» и учреждения поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

С учетом доказательств надлежащего уведомления сторон, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд допускает рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле доказательствам.

Апелляционным арбитражным судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.01.2020 между МУП КР РК «Чистота и порядок» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ГКУ «ЦЗН» (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения №В-11/20/51. Контракт размещен в единой информационной системе, номер реестровой записи: № 29102059024 20 000001 0001. (т.1 л. д. 15-18).

Согласно пункту 1 контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства в период срока действия контракта оказывает услуги холодного водоснабжения для нужд Территориального отделения ГКУ «Центр занятости населения» в Кировском районе и обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется принять услуги и оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.

В соответствии с пунктом 4 контракта услуги предоставляются со дня заключения контракта по 31.12.2020 включительно.

В соответствии с пунктом 5 сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированном объеме подачи воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) указываются по форме согласно приложению №3 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно пункту 9 контракта расчетный период, установленный контрактом, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по контракту в следующем порядке, (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения): оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании актов предоставленных услуг и счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

В антимонопольный орган 11.03.2021 поступило обращение ИП ФИО1 о нарушении в действиях ГКУ РК «ЦЗН» законодательства о контрактной системе, а именно ГКУ РК «ЦЗН» одномоментно разместило все платежные поручения и акты приемки оказанных услуг за весь период действия контрактов за 2020 год.

В ходе внеплановой проверки проведенной на основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа №54 ВН от 15.03.2021, рассмотрев документы и заслушав пояснения, предоставленные ГУП РК «ЦЗН» антимонопольным органом принято решение от 29.03.2021 по делу № 082/06/99-441/2021 о нарушении заявителем части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 9 контракта, а также с учетом платежных поручений за оказание услуг длящегося характера (оказание услуг водоснабжения) частичное оказание данных услуг является отдельными этапами исполнения контракта.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой является обоснованным и законным в силу следующего.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта
6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав
и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица
в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов - на заявителя.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рассматриваемом случае судебная коллегия руководствуется редакцией Закона о контрактной системе, действовавшей в период спорных правоотношений.

Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и т. д. (часть 2 статьи 99 Закона №44-ФЗ).

Исполнение контракта в силу части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Как верно отмечено судом первой инстанции Закон №44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия этапа исполнения контракта, при этом заказчики в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливают этапы исполнения контракта (в том числе этапность оплаты).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом №44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.

Во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении, Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 6 июня 2017 года №09-04-04/35157, от 5 марта 2018 года №24-03-07/14504, а также Федеральное казначейство в письме от 30 мая 2014 года №42-5.7-09/5 в пределах своей компетенции дали разъяснение понятию "этап исполнения контракта", которым по длящимся договорам является период времени, завершающийся приемкой заказчиком исполнения, произведенного исполнителем (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты).

Письмом Минэкономразвития от 23 января 2017 года №Д28и-339 также разъяснено, что в случае если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера, если условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата производится в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то в данном случае приемка, оплата также являются отдельными этапами исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание установленный пунктом 9 спорного контракта порядок оплаты, расчетный период (один календарный месяц) судебная коллегия вопреки доводам апеллянта об отсутствии в контракте условий о поэтапности оказания услуг, приходит к выводу о том, что специфика отношений сторон позволяет выделить этапы оказания услуги холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона №44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок

При этом во исполнение части 2 статьи 103 Закона №44-ФЗ в реестр контрактов включаются в числе прочих сведений: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация об оплате контракта (отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта (пункт 10); документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (пункт 13).

Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1084.

По смыслу пункта 11 Правил №1084, информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Как следует из пункта 7 Правил №1084, ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде.

Согласно пунктам 10, 13 части 2 статьи 103 Закона №44-ФЗ и подпунктам "к", "н" пункта 2 Правил №1084 в реестр контрактов, среди прочих сведений, включаются информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона №44-ФЗ, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 02.06.2020 между МУ КРРК «Чистота и порядок» и ГКУ «ЦЗН» заключено дополнительное соглашение о расторжении государственного контракта №В-11/20/51.

05 июня 2020 года ГКУ РК «ГЗН» размещена в ЕИС информация об исполнении (о расторжении) контракта №В-11/20/51. (т.1 л. д. 107).

Согласно сведениям из ЕИС к соглашению о расторжении контракта приложены платежные поручения, подтверждающие оплату по контракту за холодное водоснабжение (платежное поручение №780319 от 13.04.2020 и платежное поручение №472993 от 05.03.2020), акты оказания услуг №304 от 28.02.2020, №549 от 10.06.2020. (т. 1 л. д. 103-106).

Пунктом 12 Правил №1084 установлено, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта, изменения контракта, исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л" и "н" пункта 2 Правил № 1084.

При наличии у заказчика документов, подтверждающих в соответствии с условиями контракта возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, или документов, подтверждающих оплату по контракту, заказчик представляет сведения об исполнении по каждому факту возникновения денежного обязательства и его исполнения (о приемке и оплате контракта) в установленном порядке.

Такая информация и документы об исполнении включаются в реестр контрактов не позднее 3 рабочих дней со дня формирования соответствующих документов вне зависимости от того, завершаются или нет при их формировании обязательства сторон по контракту (письмо Минфина России от 06.06.2017 №09-04-04/35157 "О перечне документов и информации, подлежащей включению в реестр контрактов").

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что апеллянт неправомерно не включил в реестр контрактов информацию об исполнении этапов контракта (частичного оказания контрактных услуг), с учетом информации из Единой информационной системы, в которой учреждением размещена информация об исполнении контракта только 05.06.2020.

Довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе о том, что суд неправомерно сослался на письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2017 №09-04-04/35157 и от 05.03.2018 №24-03-07/14504, поскольку данное Министерство компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов не наделено, отклоняется судебной коллегией в силу вышеизложенных, закрепленных нормами Закона №44-ФЗ, как и Правилами №1084 положениями, что в реестр контрактов включаются в числе прочих сведений: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе, информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), так и документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

При этом как уже указывалось судебной коллегией, учреждением заключен контракт №В-11/20/51, подписаны акты оказания услуг №304 от 28.02.2020, №549 от 10.06.2020, произведена оплата по контракту за холодное водоснабжение на основании платежных поручений №780319 от 13.04.2020, №472993 от 05.03.2020, следовательно, информация об исполнении отдельного этапа контракта, должна была быть включена заказчиком в реестр контрактов не позднее, установленного частью 3 статьи 103 Закона №44-ФЗ).

Кроме того, в материалы дела учреждением представлено постановление антимонопольного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №082/04/7.31-552/2021 от 12.05.2021 о привлечении должностного лица ГКУ РК «ЦЗН» (главного бухгалтера) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 20 000, 00 рублей. Данное постановление в судебном порядке не обжаловано, доказательств иного в материалы дела не представлено.

При таких установленных обстоятельствах спора, коллегия судей приходит к выводу о том, что решение Крымского УФАС России от 29.03.2021 по делу № 082/06/99-441/2021 о нарушении казенным учреждением части 3 статьи 103 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является законным, обоснованным, принято антимонопольным органом в рамках его полномочий, соответствует указанным выше нормам действующего законодательства.

Учитывая все вышеизложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 апреля 2022 года по делу №А83-14067/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.Е. Кравченко

Судьи О. Г. Градова

С. Ю. Кузнякова