ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-15194/17 от 11.07.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

________________________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

18 июля 2019 года

г.Калуга

Дело № А83-15194/2017

Резолютивная часть объявлена 11 июля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2019 года

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего судьи          Стрегелевой Г.А.,

судей                                        Калуцких Р.Г., Лукашенковой Т.В.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Гольдварг» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул.Коммунаров, 2Г, г.Ялта, Республика Крым) – ФИО1 (директор, приказ от 01.01.2015 №1), ФИО2 (дов. от 31.05.2017),

от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, проспект Кирова, 13, <...>) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, 298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, <...>) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2018 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 (судьи Голик В.С., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу №А83-15194/2017,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Гольдварг»  (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр, орган государственного земельного надзора) о признании недействительными  результатов проверки, оформленные актом проверки, о признании незаконными и отмене акта проверки от 30.06.2017 №451, предписания от 30.06.2017 № 1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации  к акту проверки от 30.06.2017 №451.

Определением суда от 16.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ялты Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.

Решением суда от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.03.2019, заявленные ООО «Гольдварг» требования удовлетворены частично. Признано незаконным предписание Госкомрегистра от 30.06.2017 №1 к акту проверки от 30.06.2017 №451 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. В остальной части требований о признании недействительными результатов проверки Госземнадзора в отношении ООО «Гольдварг», оформленных актом проверки от 30.06.2017 № 451, о признании незаконным и отмене акта проверки от 30.06.2017 № 451 производство по делу прекращено. С Госкорегистра в пользу общества взысканы госпошлина в размере 3000 руб. и 20000 руб. расходов за проведение судебной экспертизы.

В кассационной жалобе Госкомрегистр  просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, не соглашаясь с выводами судов об отсутствии у Госкомрегистра полномочий по проведению проверки в отношении ООО «Гольдварг». Кроме того, податель жалобы указывает, что исключенные из числа доказательств акт обследования №197 от 30.05.2017 и фототаблицы к нему являлись одними из доказательств, на проведение в отношении этих документов судебной почерковедческой экспертизы  не было достаточных оснований.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании принявшие участие представители общества заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копий документом, подтверждающих волеизъявление администрации г.Ялта на целевое использование здания  и спорных земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов,  определений Арбитражного суда Республики Крым по делам №А83-10627/2017 и №А83-722/2019, которое после разъяснения судебной коллегией  полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказались поддержать. Таким образом, заявленное ходатайство не подлежит рассмотрению.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения и постановления судов, направлению дела на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Государственного Комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 07.06.2017 №501-01/4 уполномоченными лицами Госкомрегистра с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора на основании акта административного обследования от 30.05.2017 №197, содержащего сведения о наличии признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в период с 23.06.2017 по 30.06.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Гольдварг» на предмет соблюдения обязательных требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Проведение внеплановой проверки согласовано Прокуратурой Республики Крым (решение от 8 июня 2017г. № 7/5-717-2017/Нд2982-2017).

В результате проверки установлено, что на ранее арендованном земельном участке (договор аренды от 06.09.2010 о передаче Ялтинским городским советом земельного участка площадью 30 кв.м. для размещения объекта по предоставлению финансовых услуг и аудита, сроком действия два года) расположен объект недвижимости площадью 46,5 кв.м, принадлежащий ООО «Гольдварг» на праве собственности (свидетельством от 04.07.2012 серии САВ № 073422).

Также проверкой установлено, наличие с южной стороны объекта недвижимости летней площадки, обустроенной тротуарной плиткой, на которой расположены две холодильные установки, предназначенные для хранения и продажи напитков. Летняя площадка относится к нестационарным торговым объектам, у общества имеется договор от 27.05.2016 № 15-31/44 на право размещения нестационарного торгового объекта №1/509 - летняя площадка для реализации продовольственных товаров общей площадью 27 кв.м, сроком действия до 31.12.2018.

С северной стороны объекта недвижимости расположен нестационарный торговый объект из металлопрофиля площадью 10 кв.м на основании договора от 27.05.2016 № 15-31/43 на право размещения нестационарного торгового объекта №1/551 - киоск для реализации овощей, фруктов общей площадью 10 кв.м, сроком действия до 31.12.2018.

По результатам обмеров границ объектов недвижимости используемых и/или принадлежащих ООО «Гольдварг» с помощью спутниковой геодезической аппаратуры STONEX S9GNSS (свидетельство о поверке №03.1220.16 действительно до 08.08.2017) установлено, что  общество использует дополнительный земельный участок муниципальной собственности площадью 73 кв.м без соответствующих прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно: с южной стороны к объекту недвижимости общества пристроено двухуровневое сооружение, второй уровень сооружения с южной и северной стороны обустроен входом и выходом, к первому уровню данного сооружения доступ ограничен металлической решеткой; между объектом недвижимости, принадлежащем обществу, и нестационарным торговым объектом, расположен земельный участок муниципальной собственности, используемый под размещение помещения с лестничным маршем в цокольный этаж объекта недвижимости, а также под размещение площадки.

Отсутствие документов у общества на земельный участок муниципальной собственности площадью 73 кв.м указывает на факт использования земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Постановлением Администрации г. Ялты от 12.07.2016 № 2343-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 124 кв. м, расположенного по адресу: <...>. Однако, на момент проведения проверки, право, предусмотренное законодательством Российской Федерации, на использование дополнительного земельного участка общей площадью 73 кв.м у ООО «Гольдварг» отсутствует.

По результатам проверки должностными лицами Госкомрегистра составлен акт от 30.06.2017 с приложением фототаблицы и схематического чертежа земельного участка, и выдано предписание от 30.06.2017 №1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, согласно которому ООО «Гольдварг» предписано в срок до 30.11.2017 устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, путем оформления прав на использование земельного участка, предусмотренных законодательством Российской Федерации или путем освобождения земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

Не согласившись с актом проверки Госкомрегистра и выданным предписанием, ООО «Гольдварг» обратилось в арбитражный суд.

Признавая незаконным оспариваемое предписание Госкомрегистра, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что у должностных лиц Госкомрегистра отсутствовали полномочия по проведению внеплановой выездной проверки в отношении общества, поскольку Административный регламент исполнения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной функции по государственному земельному надзору, утвержденный приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27.02.2015 года № П/43, на который ссылается административный орган в обоснование проведения своей проверки - признан утратившим силу согласно Приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27 апреля 2016 года № П/88.

Кроме того, суды исходили из того, что вступившим в законную силу постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу  №А83-12554/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа 24.10.2018, было установлено отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление органа государственного земельного надзора от 28.07.2017 №219 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено; учитывая выводы судов по делу №А83-12554/2017, приняли во внимание, что общество использует земельные участки по адресу <...>, общей площадью 124 кв.м в составе единого землепользования,  продолжает процедуру оформления прав на земельный участок (постановлением администрации г.Ялты от 12.07.2016 №2343-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 124 кв.м.).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявление общества о фальсификации доказательств по делу – акта административного обследования от 30.05.2017 №197 и фототаблицы (приложение), провел судебную почерковедческую экспертизу и по результатам заключения эксперта от 04.12.2018 исключил из числа доказательств по настоящему делу акт административного обследования от 30.05.2017 №197 и фототаблицу к акту.

Названные обстоятельства позволили судам придти к выводу о том, что предписание от 30.06.2017 внесено неполномочным лицом, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.

Суд округа не может признать данные выводы законными и обоснованными по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

 Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2014 года № 1379-р утверждено соглашение между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Постановлением Совета министров Республики Крым от  27 июня 2014 № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Положение).

Согласно п.1.1. раздела 1 Положения (с учетом изменений, внесенных постановлением Совета министров Республики Крым от  27.02.2017 №102) Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Таким образом, Госкомрегистр является уполномоченным органом по осуществлению государственного земельного надзора, в связи с чем выводы судов об отсутствии полномочий у Госкомрегистра осуществлять  земельный надзор ошибочны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, согласно п. 1 которых регламентом устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с названным постановлением Правительства РФ Госкомрегистром разрабатывается соответствующий Административный регламент исполнения государственной функции по государственному земельному надзору.

Во время проведения проверки Госкомрегистр руководствовался Административным регламентом исполнения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым государственной функции по государственному земельному надзору, утвержденный приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27.04.2016 №П/88 (далее – Административный регламент №П/88), о чем было указано в п.12 распоряжения председателя Госкомрегистра о проведении внеплановой, выездной проверки ООО «Гольдварг» от 07.06.2017 №501-01/4 , однако суды данное обстоятельство не усмотрели.

Административный регламент №П/88 утвержден в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», постановлением Совета министров Республики Крым от 8 октября 2014 года № 375 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Республики Крым», и  являлся действующим на момент проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества, поскольку документ утратил силу в связи с изданием Приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12.02.2019 № П/59.

Оспоренное обществом предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 30.06.2017 было выдано на основании нарушений, выявленных проведенной внеплановой выездной проверкой и отраженных в акте проверки от 30.06.2017 №451, в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Федеральным законом N 294-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 71.1 Земельного кодекса определены особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства. Так, согласно пунктам 1, 6 названной статьи органы государственного земельного надзора проводят плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок и внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 71.1 Земельного кодекса внеплановая проверка юридических лиц по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 названной статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений (пункт 1 статьи 71.2 ЗК РФ).

Суды при рассмотрении спора вышеназванными нормами права не руководствовались, ограничившись проверкой заявления общества о фальсификации доказательств по делу путем проведения судебной почерковедческой экспертизы акта административного обследования объекта земельных отношений от 30.05.2017 №197 и фототаблицы к нему.

В данном случае обществом было поставлено под сомнение подпись ФИО3 в акте обследования №197.

Однако, в силу подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки служит выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки обществом не было оспорено, судом же основания для проведения внеплановой проверки, которые предусмотрены вышеназванными положениями статьи 71 ЗК РФ и Федерального закона №294-ФЗ не оценивались.

Кроме того, суды признавая незаконным оспоренное предписание, учли выводы судов по делу №А83-12559/2017, однако в силу  статьи 69 АПК РФ не нуждаются в доказывании обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу.

В отношении обстоятельства о пользовании обществом единого землепользования, на которое указал суд в решении, суд округа отмечает, что это обстоятельством не является, а суды в деле №А84-12559/2017, проанализировав установленные административным органом (Госкомрегистром) обстоятельства вменяемого правонарушения, пришли к выводу о пользовании обществом разными земельными участками , которые составили так называемое единое землепользование. Однако, доказательств того, что земельный участок площадью 30 кв.м., на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, места размещения нестационарных торговых объектов (летняя площадка и киоск) и земельный участок площадью 73 кв.м. образуют один земельный участок, который сформирован надлежащим образом, поставлен на кадастровый учет и в отношении его имеются сведения о регистрации прав, суды не проверяли. Судами не устанавливались обстоятельства, на основании которых общество законно пользуется земельным участком площадью 73 кв.м.

Таким образом, содержание оспариваемого предписания с учетом указанных требований судами не оценивалось, в том числе по критерию наличия в нем указания на нарушения конкретных норм земельного законодательства, вмененных обществу, на устранение которых направлено предписание, не дана оценка предписанным Госкомрегистром мерам с точки зрения их соразмерности, необходимости и достаточности для устранения именно выявленного нарушения требований земельного законодательства, его исполнимости.

Поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, решение и постановление судов не являются законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, не обладая в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ полномочиями по установлению обстоятельств дела и оценке доказательств, в указанной ситуации не имеет оснований для принятия судебного акта.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания кассационной инстанции, устранить отмеченные недостатки и допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт с учетом требований статьи 170 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу №А83-15194/2017 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Г.А. Стрегелева

Судьи

Р.Г. Калуцких

Т.В. Лукашенкова