ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-15545/20 от 07.06.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

10 июня 2022 года

Дело № А83-15545/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2022 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью «АПЕКС-ЮГ» – ФИО1 по доверенности от 22.07.2021 № 25,

в отсутствии Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года по делу № А83-15545/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АПЕКС-ЮГ» к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АПЕКС-ЮГ» (далее - ООО «АПЕКС-ЮГ», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом заявления от 02.12.2021, принятого судом к рассмотрению 13.12.2021), согласно которому просит:

-признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по образованию земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби- 2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717,

-признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 4542 от 27.08.2020 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым образован земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717.

-применить последствия признания действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым незаконными в виде восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:25:050801:717, площадью 87 363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», существовавшие до образования из него земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, для чего обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исключить из реестра запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2» и снять с государственного кадастрового учета земельный участок 90:25:050801:3382, образованный из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717, а также обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:25:050801:717, площадью 87363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2», существовавшие до образования из него земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (далее – ДИЗО г. Ялта), Администрация города Ялта Республики Крым, (далее- Администрация г. Ялта), Акционерное общество «Производственно-аграрное объединение «Массандра» (далее - АО «ПАО «Массандра»).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года требования ООО «АПЕКС-ЮГ» удовлетворены в полном объеме, признаны незаконными действия Минимущества Крыма по образованию земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби- 2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717; признан незаконным приказ Минимущества Крыма № 4542 от 27.08.2020 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым образован земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717. Суд обязал Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исключить из реестра запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2» и снять с государственного кадастрового учета земельный участок 90:25:050801:3382, образованный из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717; обязал Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:25:050801:717, площадью 87363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2», существовавшие до образования из него земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382. С Минимущества Крыма в пользу ООО «АПЕКС-ЮГ» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000,00 руб.

Не согласившись с принятым решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права; законность и обоснованность решения о внесении в ЕГРН записи от 28.08.2020 № 90:25:050801:3382-90/090/2020-1 и на избрание обществом ненадлежащего способа защиты права, не обеспечивающего восстановление нарушенного права.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из отзыва АО «ПАО «Массандра» на апелляционную жалобу следует, что этот участник с решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным, поскольку на арендуемом ООО «Апекс-ЮГ» земельном участке расположено принадлежащее АО «ПАО «Массандра» имущество – гидротехническое сооружение – ГТС №16к, кадастровый номер 90:25:050801:3350, находящееся по адресу: РК, г. Ялта, пгт Ливадия (уч. 440, 440а, 440б, 446 . Земельный участок площадью 19,8398 га с ранее присвоенным кадастровым номером 0111947900:08:001:0127, расположенный по адресу: РК, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2» выбыл помимо воли собственника, что подтверждается принятым решением № 66 от 24.12.2004.

ООО «АПЕКС-ЮГ» в отзыве на апелляционную жалобу Госкомрегистра и дополнительных пояснениях просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что общество не заявляет каких-либо требований к Госкомрегистру и не признает его действия или решения не законными. Общество считает, что орган не указал, за защитой какого нарушенного права он обратился в апелляционный суд путем подачи настоящей жалобы, не указал каким образом, обжалуемым судебным актом были нарушены его права и законные интересы, какие неблагоприятные последствия претерпевает заявитель, каким он видит способ восстановления его нарушенных прав и интересов в случае отмены судебного решения и удовлетворения жалобы.

Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – Минимущество Крыма), Госкомрегистр, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, АО «ПАО «Массандра» в судебное заседание не явились, каких-либо заявлений, ходатайств в адрес суда апелляционной инстанции не направил.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие неявившегося лица.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268АПК РФ.

Как следует из материалов дела, решением 24-ой сессии 4-го созыва Ливадийского поселкового совета № 66 от 24.12.2004 «О передаче земельного участка в аренду ООО «АПЕКС-ЮГ» по адресу: Виноградное, в районе озера Магоби-2» земельный участок общей площадью 19,8398 га расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Виноградное в район озера Магоби-2 изъят из земель совхоза-завода «Ливадия» и передан в аренду сроком на 25 лет ООО «АПЕКС-ЮГ».

31.12.2004 между Ливадийским поселковым советом и ООО «АПЕКС-ЮГ» заключен договор аренды земельного участка общей площадью 19,8398 га кадастровый номер 0111947900:08:001:127), в том числе из земель совхозов всех систем (совхоз-завод «Ливадия» Ливадийского поселкового Совета, находящегося: г. Ялта, пгт. Виноградное в район озера Магоби-2 для размещения туристическо-рекреационного комплекса.

Срок действия договора 25 лет, начиная со дня принятия решения №66 24-ой сессии 4-го созыва Ливадийского поселкового Совета от 24 декабря 2004 г «О передаче земельного участка в аренду ООО «Апекс-Юг» в пгт. Виноградное, в районе озера Магоби-2» (п. 8 договора аренды земельного участка от 31.12.2004).

19.01.2005 договор аренды земельного участка на основании ст. 18, ч. 1 и ч.2 ст.20 Закона Украины от 06.10.1998 «Об аренде земли» прошел государственную регистрацию под №040500100003.

Решением внеочередной 36-й сессии 5-го созыва Ливадийского поселкового совета № 1 от 06.08.2009 утверждена техническая документация по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право ООО «АПЕКС-ЮГ» на земельный участки общей площадью 10,8012 га, в том числе: участок № 1 площадью 8,7363 га, участок № 2 площадь. 2,0649 га расположенные по адресу: АРК, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера Магоби-2, переданные в аренду ООО «АПЕКС-ЮГ» для размещения туристическо-рекреационного комплекса согласно договору аренды земельного участка от 31.12.2004 рег. № 040500100003 от 19.01.2005. Числить за ООО «АПЕКС-ЮГ» в аренде на условиях, определенных договором от 31.12.2004 рег. № 040500100003 от 19.01.2005, земельные участки общей площадью 10,8012 га. В связи с изменением условий договора аренды земельного участка от 31.12.2004 № 040500100003 от 19.01.2005, заключенного между ООО «АПЕКС-ЮГ» и Ливадийским поссоветом, в результате выкупа ООО «АПЕКС-ЮГ» части земельного участка, находящегося в его пользовании на условиях аренды, заключить с ООО «АПЕКС-ЮГ» дополнительные соглашения к договору аренды земельного участка от 31.12.2004 рег. № 040500100003 от 19.01.2005.

07.08.2009 Ливадийский поселковый совет и Заявитель заключили дополнительное соглашение № 1 к договору аренды , согласно которого предмет аренды был уточнен: земельный участок общей площадью 10,8012 га, в том числе: земельный участок № 1 площадью 8,7363 га (кадастровый номер 0111947900:08:001:0770) и участок № 2 площадью 2,0649 га (кадастровый номер 0111947900:08:001:0771).

09.09.2009 дополнительное соглашение № 1 от 07.08.2009 к договору аренды земельного участка (рег. № 04050010003 от 19 января 2005) прошло государственную регистрацию под №040900700016.

19.01.2015 на основании договора аренды, предоставленного Заявителем в регистрирующий орган, сведения о земельном участке, общей площадью 87363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1, ранее имевшем кадастровый номер 0111947900:08:001:0770, как о ранее учтенном объекте недвижимости были внесены в государственный реестр недвижимости с присвоением кадастрового номера 90:25:050801:717.

17.10.2017 сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 были внесены в государственный кадастр недвижимости.

ООО «АПКЕС-ЮГ» обратилось в ДИЗО г. Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права на земельный участок площадью 87363 кв.м по адресу: Республика Крым г. Ялта пгт. Виноградное в районе озера «Магоби-2», ранее находящегося в пользовании на условиях аренды (договор аренды от 31 декабря 2004 рег. № 040500100003 с целью назначения: для размещения туристическо-рекреационного комплекса с видом разрешенного использование: гостиничное обслуживание.

09.06.2020 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:717 зарегистрировано на Республику Крым. Сведения о наличии договора аренды земельного участка от 31.12.2004 были включены в Автоматизированную систему программного обеспечения «АС Управление государственным и муниципальным имуществом «Космос-2».

Согласно, имеющимся в материалах дела, пояснениям представителя ДИЗО г. Ялты оригинал договора и дополнительных соглашений к нему были направлены в Минимущество Крыма.

27.08.2020 Минимущество Крыма на правах собственника земельного участка издало приказ № 4542 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым образован земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382 путем разделения земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 с сохранением исходного участка в измененных границах.

Факт формирования земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382 из состава земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 подтверждается выпиской из ЕГРП от 09.09.2020.

Вместе с тем, на образованном земельном участке площадью 77 кв.м с кадастровым номером 90:25:050801:3382 расположенном по адресу г. Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 расположены сооружения, принадлежащие Заявителю на праве собственности, а именно: ТП площадью 39,6 кв.м, кадастровый номер 90:25:050801:962, номер государственной регистрации права 90:25:050801:962-90/090/2017-1 от 03.05.2017, что подтверждается выпиской из Государственного реестра недвижимости.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «АПКЕС-ЮГ» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В силу п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции по мнению коллегии судей обоснованно признал незаконными действия Минимущества Крыма по образованию земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби- 2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 и приказ Минимущества Крыма № 4542 от 27.08.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым образован земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717, исходя из следующего.

В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).

Правила перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее ЗК РФ).

Пункт 1 статьи 39.27 ЗК РФ содержит перечень случаев, при наличии которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно:

1)все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;

2)земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;

3)все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Порядок образования земельных участков регламентирован статьями 11.2, 11.3 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Пунктом 1статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Ссылка Минимущества на то, что Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории проекта межевания территории, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым № 44 от 16.02.2015, согласование с землепользователями образования земельных участков не предусмотрено правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку ЗК РФ обладает высшей юридической силой относительно нормативных актов Республики Крым.

По смыслу части 1 статьи 41 ГрК РФ арендаторы осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае основания для выдела земельного участка без согласия арендатора отсутствовали. Относимые и допустимые доказательства законности обжалуемых действий и приказа Минимуществом Крыма не представлены.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что при издании приказа № 4542 от 27.08.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и совершении действий по образованию земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 Минимуществом Крыма были нарушены требования пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, что повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и создает препятствия в реализации таких прав, а именно: на приведение договора аренды в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; на использование земельного участка по собственному усмотрению в соответствии с целью, указанной в договоре аренды; на сохранение и защиту права пользования земельным участком в объеме, предусмотренном договором аренды и законодательством Российской Федерации, а также нарушены права Заявителя как собственника недвижимого имущества, находящегося на выделенном земельном участке, в том числе право выкупа земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 площадью 87363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», переданного ООО «Апекс-Юг» по договору аренды, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ.

Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия Минимущества Крыма по образованию земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби- 2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717 и приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 4542 от 27.08.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым образован земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Виноградное, в районе озера «Магоби-2», земельный участок 1 из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717.

Указанные выводы суда первой инстанции Госкомрегистром в апелляционном порядке не обжалованы.

Относительно доводов Госкомрегистра о том, что судом в порядке ст.201 АПК РФ избран не соответствующий способ защиты права ООО «АПКЕС-ЮГ», апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, с совокупностью установленных по делу обстоятельств. Соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем мерой.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.

Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2019 N 2556-О, пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, при том что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов.

Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, вправе ожидать от суда определения действенной меры, направленной на восстановление нарушенного права, в связи с чем, апелляционный суд находит обоснованным избранный судом первой инстанции способ направленный на восстановление нарушенных прав ООО «АПЕКС-ЮГ», посредством возложения обязанности на Госкомрегистр устранить допущенное нарушение путем исключения из реестра записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером 90:25:050801:3382, площадью 77 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2», снятия с государственного кадастрового учета земельного участка 90:25:050801:3382, образованного из земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:717, восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:25:050801:717, площадью 87363 кв.м, расположенном по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт Виноградное, в районе озера «Магоби-2», существовавших до образования из него земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:3382.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ООО «АПЕКС-ЮГ».

Иные доводы лиц, участвующих в деле, изучены и не приняты судом во внимание, как не имеющие значение для оценки спорных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года по делу № А83-15545/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Ю. Кузнякова

Судьи О.Г. Градова

А.В. Привалова