ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-17472/19 от 20.01.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

27 января 2021 года

г.Калуга

Дело №А83-17472/2019

Резолютивная часть объявлена 20 января 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,

судей Лукашенковой Т.В., Леоновой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,

при участии представителей:

от муниципального казенного учреждения Департамента городского хозяйства администрации <...>, <...>) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул.Александра Невского, д.1, г.Симферополь, <...>) – ФИО1 (дов. от 25.12.2020, диплом),

от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Авангард» (ул.Строителей, д.1, с.Восход, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от муниципального унитарного предприятия «Аванград» (ул.Крымских Партизан, д.5, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью «Киммерия» (ул.<...>, пгт. Николаевка, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарант» (ул.Долгоруковская, д.38, лит.А, пом.1, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от администрации города Симферополя Республики Крым (ул.Горького, 15, г.Симферополь) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Департамента городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.06.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу №А83-17472/2019,

у с т а н о в и л:

Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (далее –Департамент, организатор открытого конкурса) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России, УФАС, управление, антимонопольный орган) от 23.08.2019 по делам N 07/127-19 и N 07/128-19, от 26.08.2019 по делу N 07/129-19, о признании недействительными предписаний Крымского УФАС России от 22.08.2019 по делам N 07/127-19 и N 07/128-19, от 26.08.2019 по делу N 07/129-19.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, обществ с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авангард», «Киммерия», «Управляющая компания «Гарант», муниципального унитарного предприятия «Авангард», администрации города Симферополя Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.06.2020, с учетом определения об исправлении от 09.10.2020, в удовлетворении заявления Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 решение суда первой инстанции от 29.06.2020 с учетом определения от 09.10.2020 оставлено без изменения.

Департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судами норм материального права, поскольку считает, что нарушение требований к раскрытию информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее – Стандарт раскрытия информации), лицензионных требований, установленных действующим законодательством, является законным основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе; доказательств нарушения организатором порядка приема заявок на участие в открытом конкурсе в решениях антимонопольного органа не имеется. Кроме того, кассатор указывает, что в ходе судебного разбирательства антимонопольный орган не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями организатора открытого конкурса и выявленными негативными последствиями для конкурентной среды.

В отзыве на жалобу Крымское УФАС России считает решение и постановление судов законными, указывая, что доводы Департамента основаны на неправильном понимании полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке, определенном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

Департамент и третьи лица по делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако, явку представителей для участия в судебном заседании суда округа не обеспечили, в связи с чем жалоба рассмотрена с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя Крымского УФАС России, проверив законность судебных актов в порядке кассационного производства по правилам ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения, постановления судов.

Из материалов дела следует, установлено судами, Департаментом городского хозяйства (организатор торгов) 25.06.2019 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресам, расположенным на территории муниципального образования городской округ Симферополь (извещение - № 240619/10880889/01, лоты № 1-198, далее – открытый конкурс).

Основанием для проведения конкурса послужили обстоятельства не избрания собственниками помещений в многоквартирных домах, право на управление общим имуществом которых является предметом конкурса, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способа управления многоквартирным домом либо избранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом не реализован.

Согласно извещению, дата начала подачи заявок на участие в конкурсе - 25.06.2019, дата окончания приема заявок - 25.07.2019 в 17:00 (прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе), вскрытие конвертов с конкурсными заявками - 25.07.2019 в 17:00, дата подведения итогов - 29.07.2019.

06.08.2019 в Крымское УФАС России поступили жалобы ООО "Киммерия" (вх. N 2512/09) и ООО "Гарант" (вх. N 2514/09) на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса, в которых общества указали на нарушение Департаментом порядка подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

По жалобе ООО «Киммерия» антимонопольным органом возбуждено дело №07/127-19, в ходе рассмотрения которого комиссией Крымского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Согласно журналу регистрации заявок, предоставленному организатором конкурса, на участие в конкурсе поступили 23 заявки 23.07.2019 и 196 заявок 25.07.2019; прием заявок на участие в конкурсе 25.07.2019 осуществлял один работник Департамента в порядке «живой» очереди.

Установив обстоятельства, связанные с порядком приема должностным лицом Департамента заявок на участие в открытом конкурсе, оценив объяснения представителей организатора торгов и общества, исследовав документацию об открытом конкурсе, комиссия Крымского УФАС России признала жалобу ООО «Киммерия» обоснованной и решила выдать организатору торгов- Департаменту обязательное к исполнению предписание об устранение выявленных нарушений, что нашло отражение в решении от 23.08.2019 (резолютивная часть объявлена 22.08.2019) по делу №07/127-19.

Предписанием от 22.08.2019 по делу №07/127-19 Крымское УФАС России предписало в срок до 03.09.2019 организатору торгов отменить: протоколы №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N 240619/10880889/01 по лотам N 1-198, протоколы №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 240619/10880889/01 по лотам N 1-198; обеспечить возможность ООО «Киммерия» подать заявки на участие в открытом конкурсе по извещению N 240619/10880889/01 по лотам N 1-198; известить лиц, подавших заявки на участие в торгах; разместить соответствующую информацию на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru.

По жалобе ООО «Гарант» комиссией антимонопольного органа возбуждено дело №07/128-19, в ходе рассмотрения которого были установлены аналогичные обстоятельства, как и по делу №07/127-19.

Решением комиссии Крымского УФАС России от 23.08.2019 (резолютивная часть объявлена 22.08.2019) по делу №07/128-19 жалоба ООО «Гарант» признана обоснованной и решено выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписанием Крымского УФАС России от 22.08.2019 (исх. от 23.08.2019 N 07/1447) по делу N 07/128-19 Департаменту предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, аналогичные указанным в предписании по делу №07/127-19.

07.08.2019 в Крымское УФАС России поступила жалоба ООО УК "Авангард" на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса, в которой общество указало на необоснованное отклонение поданных им заявок на участие в конкурсе ввиду несоответствия претендента лицензионным требованиям в части размещения информации и отсутствия сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ). По данной жалобе антимонопольным оранном возбуждено дело №07/129-19, в ходе рассмотрения которого комиссией было установлено, что протоколом №2 от 26.07.2019 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 240619/10880889/01 общество не было допущено к участию в конкурсе по 28 лотам.

Причиной недопуска ООО УК «Авангард» к участию в конкурсе явилось несоответствие претендента по подпункту 1 пункта 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее – Правила №75), в части нарушения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса – соблюдение требований к размещению информации, установленной частью 10.1 статьи 161 Кодекса, пункта 3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, а именно – отсутствие сведений в ГИС ЖКХ.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что ООО УК «Авангард» в составе каждой заявки по 28 лотам представило заверенную копию действующей бессрочной лицензии от 22.06.2017 №091-00224, выданной Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым, на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, что соответственно подтверждает его соответствие лицензионным требованиям, а конкурсной документацией не устанавливались требования к претендентам о полноте размещения информации или сведений в ГИС ЖКХ. На основании установленных обстоятельств, требований конкурсной документации, положений, предусмотренных пунктом 15 Порядка №75, антимонопольный орган пришел к выводу, что у организатора торгов отсутствовали правовые основания для отказа в допуске общества к участию в открытом конкурсе по 28 лотам.

Решением комиссии Крымского УФАС России от 26.08.2019 (резолютивная часть объявлена 22.08.2019) по делу № 07/129-19 жалоба ООО УК «Авангард» признана обоснованной и решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписанием от 26.08.2019 организатору торгов предписано в срок до 03.09.2019 отменить протокол №2 от 26.07.2019 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N240619/10880889/01, повторно рассмотреть заявки ООО УК «Авангард» на участие в открытом конкурсе по 28 лотам, результаты оформить протоколом; известить общество о результатах повторного рассмотрения заявок; назначить новую дату проведения конкурса по извещению N 240619/10880889/01; известить участников, допущенных к участию в открытом конкурсе, о новой дате проведения конкурса; разместить соответствующую информацию в информационной телекоммуникационной сети «Интернет».

Полагая свои права нарушенными, Департамент оспорил решения и предписания Крымского УФАС России, принятые по делам №№07/127-19, 07/128-19, 07/129-19, в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суды первой и апелляционной инстанции, применив положения статьи 161 Жилищного кодекса, подпункта 1 пункта 15 Порядка №75 с учетом требований к претендентам, установленных документацией об открытом конкурсе, объявленном извещением N240619/10880889/01, пришли к выводу, что антимонопольным органом верно констатировано нарушение организатором торгов порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресам, расположенным на территории муниципального образования городской округ Симферополь, поскольку Департамент не обеспечил при наличии проведения конкурса одновременно в отношении 198 лотов (многоквартирных домой) надлежащий прием заявок претендентов, а заявку ООО УК «Авангард» отклонил не обоснованно, поскольку отсутствие сведений в ГИС ЖКХ не доказано.

Суд округа выводы судов считает обоснованными, нарушений или неправильного применения судами норм материального права к установленных по делу обстоятельствам не усматривает.

Согласно пункту 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В силу части 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 данной статьи.

Проверив порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб ООО «Киммерия», ООО «Гарнат», ООО УК «Авангард», суды указали на отсутствие комиссией УФАС его нарушения, что, по мнению суда округа, соответствует положениям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и подтверждено материалами дела.

Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Порядок проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД урегулирован Правилами N 75, в соответствии с пунктом 8 которых выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Из пунктов 4,5 Правил N 75 следует, что конкурс проводится на основе следующих принципов: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения. При этом нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

Антимонопольный орган, рассматривая жалобы ООО «Киммерия» и ООО УК «Гарант», установил, что общества имели намерение участвовать в открытом конкурсе, проводимом Департаментом, однако не реализовали свое право по причине, не зависящей от них, поскольку не смогли подать соответствующие заявки на участие в открытом конкурсе по избранным ими лотам ввиду ненадлежащей организации организатором открытого конкурса порядка приема заявок.

Оценив по правилам ст. 71 с учетом положений частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле доказательства и пояснения в обоснование своих доводов, проверив изложенные в решениях по делам №07/127-1- и №07/128-19 выводы антимонопольного органа в отношении установленных обстоятельств, суды согласились с Крымским УФАС России, указав, что Департамент нарушил принцип создания равных условий участия в конкурсе, не обеспечив прием заявок от обществ в течение двух последних рабочих дней срока, предусмотренного на подачу заявок.

С подробной судебной оценкой действий Департамента, данной судами первой и апелляционной инстанции, соглашается суд округа, учитывая, что в силу статьи 286 АПК РФ полномочиями по переоценке выводов судов нижестоящих инстанций не обладает, а нормы права и фактические обстоятельства применены и установлены верно.

В соответствии с оспоренным в судебном порядке решением Крымского УФАС России по делу №07/129-19 признана обоснованной жалоба ООО УК «Авангард», заявка которого была не допущена к участию в открытом конкурсе по причине нарушения лицензионных требований в части размещения сведений в ГИС ЖКХ.

Отказывая в признании незаконным данного решения антимонопольного органа, суды обоснованно исходили из того, что недопуск общества к участию в открытом конкурсе формален и не был обоснован организатором торгов.

В силу подпункта 2 пункта 53 Правил №75 заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления МКД.

Согласно подпункту 1 пункта 15 Правил №75, соответствие установленным федеральным законом требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, является обязательным требованием к претенденту. Несоответствие этому требованию влечет отказ в допуске к участию в конкурсе согласно пункту 18 Правил.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определены общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, одним из которых является обязательное соблюдение организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом, Стандарта раскрытия информации, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".

В соответствии с пунктом 8 Стандарта раскрытие управляющей организацией информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Стандарта, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Судами установлено, что в конкурсной документации, а также в предусмотренной в приложении №4 к ней форме подаваемой заявки, не определено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих полноту размещения информации в ГИС ЖКХ.

Исходя из мотивации решения организатора торгов о недопуске заявок ООО УК «Авангард» на участие в открытом конкурсе по 28 лотам, суды согласились с выводами УФАС о формальном отклонении заявок, поскольку доказательств отсутствия сведений общества в ГИС ЖКХ Департаментом не представлено. Согласно решению антимонопольного органа №07/129-19, Департаментом при рассмотрении жалобы ООО УК «Авангард» представлено письмо Инспекции по жилищному надзору РК от 21.08.2019 (исх.№03-08/7486), в котором уполномоченный орган сообщил, что исходя из мониторинга ГИС ЖКХ и сравнительного анализа размещения информации ООО УК «Авангард» и МУП «Авангард» (допущенный к участию в открытом конкурсе) о финансово хозяйственной деятельности за 2018 год, технических характеристиках МКД, лицевых счетах, платежных документах, общедомовых приборах учета, следует, что общество и предприятие не в полном объеме исполняют требования к размещению информации в ГИС ЖКХ. Иную информацию о конкретных нарушениях обществом Стандарта раскрытия информации, послуживших основанием для недопуска заявки к участию в открытом конкурсе, Департамент не представил.

Учитывая изложенное, суды обоснованно согласились с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении №07/129-19, о том, что у организатора торгов отсутствовали основания не допускать заявку ООО УК «Авангард» к участию в конкурсе по 28 лотам, поскольку представленные с заявкой документы соответствовали конкурсной документации, общество имеет действующую лицензию, а нарушения порядка размещения сведений в ГИС ЖКХ не доказано.

Как сказано выше, пунктом 18 Правил установлены основания для отказа допуска к участию в конкурсе. Одним из оснований для отказа является непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений.

Однако, доказательств непредставления сведений или представления недостоверных сведений претендентом в составе поданной заявки организатором открытого конкурса не представлено.

Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно согласились с позицией Крымского УФАС России об отсутствии у Департамента оснований для отклонения заявки общества «УК «Авангард» на участие в указанном конкурсе, признав оспариваемое решение соответствующими нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Проверив оспоренные Департаментом предписания, выданные по результатам рассмотрения дел №№07/127-19, 07/128-19, 07/129-19, суды, учитывая положения пункта 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, пришли к выводу, что предписания выданы антимонопольным органом законно, в связи с необходимостью совершения действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и материалам дела.

Таким образом, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.06.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу № А83-17472/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Г.А. Стрегелева

Судьи

Т.В. Лукашенкова

Л.В. Леонова