ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-17826/2021 от 26.04.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, г. Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 апреля 2022 года

Дело №А83-17826/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 апреля 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю.,судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола помощником судьи Месеняшиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства Егорова Дмитрия Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года по делу №83-17826/2021,

по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Крым

к Индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Егорову Дмитрию Сергеевичу,

о расторжении соглашения и взыскании суммы субсидии,

при участии в судебном заседании:

- от Министерства сельского хозяйства Республики Крым – Коротышев Вячеслав Геннадьевич, представитель по доверенности от 21.12.2021 №90.

УСТАНОВИЛ:

26.08.2021 Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство сельского хозяйства, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Егорову Дмитрию Сергеевичу (далее - ответчик, ИП Глава К(Ф)Х Егоров Д.С., предприниматель) с требованием о расторжении соглашения о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» от 23.10.2020 №90-ж, а также о взыскании субсидии в размере 1 157 520,00 руб.

Заявленные требования министерство мотивировало нарушением предпринимателем положений пункта 2.1.2 соглашения от 23.10.2020 №90-ж в части соблюдения размера среднемесячной заработной платы работников ИП Главы К(Ф)Х Егорова Д.С. (17 876,76 руб.), что свидетельствует о невыполнении показателей результативности, установленных таким соглашением.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым удовлетворены.

Расторгнуто заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Егоровым Дмитрием Сергеевичем (ОГРНИП - 318910200017901; ИНН - 245727245797) соглашение о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» от 23.10.2020 №90-ж.

Взыскана с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Егорова Дмитрия Сергеевича в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Крым субсидия в сумме 1 157 520,00 руб.

Взыскано с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Егорова Дмитрия Сергеевича в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 30 575,00 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что согласно п. 4.3 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на поддержку отдельных подотраслей животноводства, а также сельскохозяйственного страхования в области животноводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденного постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2019 года №798, в случае недостижения получателем субсидии результатов использования субсидии, установленных соглашением, получатель субсидии берет на себя обязательство возвратить излишне полученную субсидию. Апеллянт указывает на тот факт, что, хотя само соглашение напрямую не содержит в себе условий, позволяющих получателю субсидии возвратить главному распорядителю часть полученной субсидии, оно отсылает к вышеуказанному порядку, который предусматривает данную возможность. Кроме того, ответчик полагает, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что им в адрес Министерства был направлен скорректированный отчет, который не был принят, поскольку представлен с нарушением срока, предусмотренного п. 3.1 Порядка.

От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.

Представитель ответчика 26 апреля 2022 года в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных ст. 156, статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

23.10.2020 года между Министерством сельского хозяйства (главный распорядитель) и ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С. (получатель субсидии) заключено соглашение №90-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг сроком (далее - соглашение).

Согласно пункту 1.1 соглашения главный распорядитель предоставляет получателю субсидию на поддержку племенного животноводства (на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных) на возмещение части затрат.

Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 01.10.2022 (пункт 4.1 соглашения).

Согласно пункту 1.3 соглашения ИП Главе К(Ф)Х Егорову Д.С. предоставлена субсидия на поддержку племенного животноводства (на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных) в сумме 1 157 520,00 руб.

Субсидия предоставлена министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на поддержку отдельных подотраслей животноводства, а также сельскохозяйственного страхования в области животноводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 26.12.2019 №798 (в редакции от 11.09.2020) (далее - Порядок).

Субсидия в размере 1 157 520 перечислена министерством ИП Главе К(Ф)Х Егорову Д.С. платежным поручением от 02.11.2020 №692441.

В соответствии с пунктом 1.2 соглашения значениями результатов использования субсидии являются: сохранение в течение двух лет с даты заключения соглашения 100% приобретенных сельскохозяйственных животных, представленных к субсидированию, голов -109, а также среднемесячная заработная плата работников субсидии (в расчете на год) в году получения субсидии, руб. - 17 876,76 руб.

Согласно заключению от 26.01.2021 №14/12, составленному по результатам проведенной плановой аудиторской проверки по вопросу получения субсидии на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С., выявлено нарушение получателем субсидии пункта 2.1.2 соглашения, то есть ответчиком не обеспечено достижение результатов использования субсидии, указанных в пункте 1.2 соглашения.

В соответствии с отчетом о достижении результатов использования субсидии, предоставленным предпринимателем 11.01.2021, им фактически сохранено 109 голов приобретенных сельскохозяйственных животных, представленных к субсидированию; среднемесячная заработная плата работников получателя субсидии (в расчете за год) составляет 17 876,76 руб., что соответствует показателям, установленным в пункте 1.2 соглашения.

Между тем, согласно расчета по страховым взносам за 2020 год на протяжении данного периода фактический объем начислений составляет 352 505,36 руб.

Среднесписочная численность сотрудников ИП Главы К(Ф)Х Егорова Д.С. в 2020 году составляет 3 человека. Таким образом, среднемесячная заработная плата работников получателя субсидии составляет 9 791,82 руб. (352 505,36 : 3 : 12), что не соответствует отчету, поданному ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С. в министерство 11.01.2021.

В этой связи министерство пришло к выводу, что ответчиком не выполнен показатель результативности, установленный соглашением (среднемесячная заработная плата работников субсидии (в расчете на год) в году получения субсидии - 17 876,76 руб.).

Кроме того, сведения о среднемесячной заработной плате, отраженные в отчете о достижении результатов использования субсидии, представленном ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С. в министерство 11.01.2021, не подтверждаются сведениями, указанными в расчете по страховым взносам за 2020 год.

Таким образом, ИП Глава К(Ф)Х Егоров Д.С. предоставил недостоверные данные и нарушил условия (целевые показатели), установленные при предоставлении субсидии, которые выявлены проведенной министерством проверкой.

19.03.2021 года министерством в адрес ИП Главы К(Ф)Х Егорова Д.С. направлено требование №90-ж о необходимости произвести возврат средств субсидии в полном объеме.

Однако названное требование предпринимателем выполнено не было, что и стало основанием для обращения министерства в суд.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

При этом, условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 4.1 Порядка министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии.

В случае нарушения получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком, приказами Министерства и другими нормативными правовыми актами; выявления недостоверных данных в представленных получателем субсидии документах; непредставления получателем субсидии установленной соглашением отчетности; нарушения получателем субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, Министерство в течение 30 рабочих дней с даты выявления данных обстоятельств направляет получателю субсидий требование о возврате на счет Министерства полученных субсидий (пункт 4.2 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.2 соглашения получатель субсидии несет ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в предоставляемых главному распорядителю документах.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком не выполнен показатель результативности, установленный соглашением, ввиду предоставления 11.01.2021 отчета, содержащего недостоверные сведения относительно среднемесячной заработной платы своих работников, согласно которому среднемесячная заработная плата работников субсидии (в расчете на год) в году получения субсидии составляет 17 876,76 руб., в то время, как к проверке представлен расчет по страховым взносам за 2020 год, в соответствии с которым на протяжении данного периода фактический объем начислений заработной платы составляет 352 505,36 руб. Среднесписочная численность сотрудников ИП Главы К(Ф)Х Егорова Д.С. в 2020 году составляет 3 человека. Таким образом, среднемесячная заработная плата составляет 9 791,82 руб. (352 505,36 : 3 : 12). Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предпринимателем условий предоставления субсидии.

Согласно пункту 2.1.4 соглашения получатель субсидии обязуется обеспечивать возврат субсидии в бюджет Республики Крым за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях, порядке и в сроки, установленных Порядком.

Коллегия полагает, что, подписывая соглашение, стороны согласились со всеми его существенными условиями. Однако ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С. условия соглашения в части сохранения среднемесячной заработной платы своих работников в размере 17 876,76 руб. не исполнены. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что соглашение не содержит в себе условий, позволяющих получателю субсидии возвратить главному распорядителю часть полученной субсидии.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

Установленная кодексом необходимость возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.

В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.

Факт существенного нарушения ИП Главой К(Ф)Х Егоровым Д.С. условий заключенного соглашения подтверждается материалами дела. Доказательств обратного суду представлено не было.

Исходя из всего вышеизложенного, коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции, что взысканию с ответчика подлежит сумма в размере 1 157 520,00 руб.

Суд апелляционной инстанции не выявил правовых оснований для удовлетворения требований ответчика о возврате субсидии в размере 54,77% неисполненного обязательства (523 546, 27 руб.), поскольку как указано выше при выделении денежных средств предпринимателю, министерство рассчитывало не только на развитие крестьянского фермерского хозяйства, но также на обеспечение рабочих мест с соответствующей заработной платой, что в рассматриваемом случае не было достигнуто и является основанием для возврата субсидии.

Ссылка апеллянта на п. 4.3 Порядка, который регулирует порядок возврата излишне полученной субсидии в случае недостижения получателем субсидии результатов использования субсидии в данном случае не применима, поскольку порядок возврата субсидии в случае выявления недостоверных данных в представленных получателем субсидии документах, нарушения получателем субсидии условий при предоставлении субсидии, выявленных по фактам проверок определен п. 4.2 Порядка.

Коллегия также учитывает, что Порядком не предусмотрено право получателя субсидии предоставлять скорректированную отчетность, а в силу п. 3.2. Соглашения получатель субсидии несет ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в предоставляемых Главному распорядителю документах.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года по делу №А83-17826/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Егорова Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.Ю. Горбунова

Судьи Н.А. Ольшанская

С.А. Рыбина