ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-18741/19 от 04.03.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь Дело № А83-18741/2019

04 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судей Кравченко В.Е., Градовой О.Г., Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

при участии в судебном заседании:

представителя акционерного общества «Евпаторийский завод строительных материалов» ФИО1 по доверенности от 04.08.2020
№ 08,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Евпаторийский завод строительных материалов» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года по делу № А83-18741/2019, принятое по заявлению акционерного общества «Евпаторийский завод строительных материалов» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительными предписаний,

установил:

Акционерное общество «Евпаторийский завод строительных материалов» (далее – АО «ЕЗСМ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – ФИО2, заинтересованное лицо), в котором, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать недействительными предписания № 40 и № 41 от 13.09.2019 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации к акту проверки № 42 от 13.09.2019.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований АО «ЕЗСМ» отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что заинтересованным лицом нарушен порядок проведения проверки и не доказан факт самовольного занятия земельного участка АО «ЕЗСМ», а судом первой инстанции, вопреки представленным доказательствам, допущен формальный подход к оценке доводов заявителя относительно порядка проведения проверки и установленных Сакским районным судом Республики Крым существенных для данного арбитражного дела обстоятельств в ходе рассмотрения административных дел № 12-5/2020 и 12-4/2020, в связи с чем неправильно истолкован закон и применены нормы материального права.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству.

В отзыве на апелляционную жалобу (вх.21 АП-3478/20 от 18.02.2020 через систему «Мой Арбитр») ФИО2 просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года отсавить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на безосновательность ее доводов для отмены судебного акта. Вынесенные обжалуемые предписания от 13.09.2019 ФИО2 просит оценить как законные и обоснованные, при рассмотрении дела не применять преюдицию в связи с принятием Сакским районным судом Республики Крым решения по делу № 12-5/2020, поскольку настоящим решением производство по делу о привлечении к административной ответственности было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ , а не в связи с установлением обстоятельств отсутствия состава такого административного правонарушения и иных существенных обстоятельств, влияющих на квалификацию.

В судебном заседании 25.02.2020 представитель АО «ЕЗСМ» поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В это же судебное заседание представительФИО2, не явился, уведомлялся надлежащим образом о судебном разбирательстве по апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 156 АПК РФ и позицией, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу, допустил рассмотрение апелляционной жалобы без участия в судебном заседании представителя заинтересованного лица, против чего не возражала представитель апеллянта.

Рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства по настоящему делу.

На основании распоряжения Заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от 14 августа 2019 года № 1204-013/1, согласованного с Прокуратурой Республики Крым 15 августа 2020 года, в период с 09 сентября 2019 года по 13 сентября 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица – АО «Евпаторийский завод строительных материалов» по основаниям проверки, - соблюдение требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, на расстоянии 6,0 км., северо-восточнее г. Евпатория и северо-восточнее с. Каменоломня за границами населенных пунктов из земель запаса на территории Суворовского сельского совета, участок № 1, кадастровый номер 90:11:211301:10.

Извещение о проведении проверки от 22 августа 2019 года получено нарочно генеральным директором АО «ЕЗСМ» в этот же день, что не оспаривается заявителем.

По результатам проведенной проверки, 13 сентября 2019 года заинтересованным лицом составлен акт № 42, согласно которому установлено следующее.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.07.2019 № ЮЭ9965-19-66713351 АО «Евпаторийский завод строительных материалов» зарегистрировано 06.12.2014, ОГРН <***> (дата присвоения ОГРН 06.12.2014), ИНН <***>, КПП 910701001, адрес регистрации: 296528, Республика Крым, <...>; Генеральный директор акционерного общества ФИО4, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица. Основным видом деятельности общества является «Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (08.11.2)» и иные дополнительные виды деятельности.

В соответствии с приказом от 08.06.2016 № 1057 «Об оформлении лицензии на пользование недрами» Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым выдана АО «ЕЗСМ» лицензия на пользование недрами серии СМФ № 00066 ТЭ от 12.07.2016 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча известняков пригодных для агломерации железорудного концентрата, производства извести, известковой муки, щебня, заполнителя в легкие бетоны, карбонатного песка и в качестве карбонатной составляющей для производства цемента на участке Центральный Евпаторийского месторождения, расположенный на территории Сакского района Республики Крым.

Согласно договору аренды земельного участка № 264н/18 от 17.08.2017 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало во временное пользование земельный участок площадью 943015 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, на расстоянии 6,0 км северо-восточнее города Евпатория и северо-восточнее села Каменоломня за границами населенных пунктов из земель запаса на территории Суворовского сельского совета, участок № 1 кадастровый номер: 90:11:211301:10 АО «Евпаторийский завод строительных материалов».

Сотрудниками Госкомрегистра при проведении проверки установлено, что на вышеуказанном участке АО «ЕЗСМ» осуществляет добычу известняка, известняка флюсового, проводятся вскрышные работы, работает техника. Земельный участок используется АО «ЕЗСМ» в соответствии с установленным видом разрешенного использования – «недропользование».

В ходе проведения проверки, в присутствии представителя АО «ЕЗСМ» была осуществлена фото-фиксация фактически использованного земельного участка, а также был осуществлен обмер границ с помощью геодезической спутниковой аппаратуры PrinCe i80 (свидетельство о проверке № 03.36.0124.19 действительно до 13.08.2020), определена площадь и конфигурация используемого АО «ЕЗСМ» земельного участка.

В качестве плановой основы использовались данные внесенные в ЕГРН. Обмер земельного участка производился по межевым знакам, установленным по фактическим границам используемого земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, на расстоянии 6.0 км северо-восточнее города Евпатория и северо-восточнее села Каменоломня за границами населенных пунктов из земель запаса на территории Суворовского сельского совета, участок № 1 кадастровый номер 90:11:211301:10. В результате проверки было установлено, что общая площадь неправомерно используемых ( без правоустанавливающих) земельных участков, согласно проведенным обмерам составила 194 кв.м.

Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки от 13.09.2019 № 42 , в котром сделан вывод о нарукшении требования пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статья 7.1 КоАп Российской федерации – «Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок».

13 сентября 2019 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выдано предписание № 40 к акту проверки № 42 от 13.09.2019, которым на АО «ЕЗСМ» возложена обязанность в срок до 29 ноября 2019 года устранить нарушение в части использования земельного участка северо-западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 130 кв.м.

Также 13 сентября 2019 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выдано предписание № 41 к акту проверки № 42 от 13.09.2019, которым на АО «ЕЗСМ» возложена обязанность в срок до 29 ноября 2019 года устранить нарушение в части использования земельного участка, примыкающего с западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 64 кв.м.

Указанные ненормативные акты содержат способ устранения, а именно, - нарушения могут быть устранены путем восстановления границ использованного земельного участка или путем уточнения установленных межевых знаков используемого земельного участка.

16 сентября 2019 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было вынесено определение об исправлении описки в части указания проведения в отношении общества «внеплановой» выездной проверки, а не «плановой».

Также судом апелляции установлено, что 14 октября 2019 года Государственным инспектором г. Саки и Сакского района Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении о наличии в действиях АО «ЕЗСМ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

06 ноября 2019 года Главным государственным инспектором г. Саки и Сакского района Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 вынесено постановление о назначении административного наказания, которым АО «ЕЗСМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 105 000,00 рублей.

Предписания Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №№ 40 и 41 от 13.09.2019 обжалованы обществом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Республики Крым.

По результатам рассмотрения требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о законности, обоснованности и исполнимости предписаний и решением суда от 06 ноября 2020 года отказал в удовлетворении требований об их недействительности и отмене.

Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Ненормативный правовой акт, который может быть оспорен заинтересованным лицом, - это документ органа, обладающего властными полномочиями, содержащий обязательные конкретно-индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, предположительно нарушающий субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ при отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, доводы заявителя жалобы на предмет недействительности обжалуемых ненормативных актов с учетом приведенной совокупности, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 5 статьи 71Земельного кодекса предусмотрено, что должностные лица органовгосударственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2014года No 1379-р утверждено соглашение между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 No 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее –Положение).

Согласно п.1.1. раздела 1 Положения(с учетом изменений, внесенных постановлением Совета министров Республики Крым от 27.02.2017 No102) Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Оспоренные обществом предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства от 13.09.2019 были выданы на основании нарушений, выявленных проведенной внеплановой выездной проверкой и отраженных в акте проверки № 42 от 13.09.2019, в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее -юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Федеральным закономN 294-ФЗ и Федеральным закономот 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 71.1 ЗК РФ определены особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Таким образом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является уполномоченным органом по осуществлению государственного земельного надзора.

Вопрос компитентности Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по указанному вопросу уже был подтвержден судебной практикой округа (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.07.2019 по делу NoА83-15194/2017).

Также относительно порядка проведения проверки, обоснованности и исполнимости спорных предписаний суд апелляционной инстанции отмечает нижеследующее.

Главами III и IV Земельного кодекса РФ ( далее – ЗК РФ) определено, что земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

Согласно пункту 1 статьи 25, пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

По правилам пункта 1статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Таким образом, всоответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки предусмотренные главами III и IV ЗК РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В статье 264 ГКРФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Действующим законодательством не допускается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

При этом действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возникновение у лица в одностороннем порядке вещных или обязательственных прав на земельный участок.

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым установлено, что на момент проверки у общества отсутствовали надлежаще оформленные права на использование вышеуказанного земельного участка республиканской собствености, общей площадью 194 кв.м., что является нарушением требований статей 25, 26, 39.33, 39.36 Земельного кодексаРоссийской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпункта 4 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Соглансо с пунктом 44 Административного регламента осуществления федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 г. N П/0240, внеплановая (выездная и документарная) проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпункте "в" подпункта 3, подпунктах 4 и 5 пункта 43 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокуратуры.

Вместе с тем, в подпункте "в" подпункта 3, 43 Административного регламента указано, что внеплановая проверка может проводиться если известно нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Порядок проведения административного обследования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" (далее -Постановление № 251).

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.

Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

К административным обследованиям объектов земельных отношений не относятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования, осуществляемые в рамках федерального государственного экологического надзора ( пункт 2 постановления № 251).

Согласно пункту 8 указанного Постановления № 251 результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений".

В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

В акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) включается описание объекта земельных отношений или нескольких объектов земельных отношений, позволяющее однозначно идентифицировать такие объекты (кадастровый номер, адрес, описание местоположения и т.д.).

Акт административного обследования объекта земельных отношений (заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации) составляется в форме электронного документа либо на бумажном носителе (в случае невозможности его составления в форме электронного документа).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий.

Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воз держаться от их совершения.

Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования, с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

Предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которого возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Предписание может быть признано исполнимым лишь в том случае, если изложенные в нем требования законны, то есть их исполнение в сроки, установленные предписанием, не приведет к нарушениям требований законодательства.

Таким образом, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений требований земельного законодательства в целях их устранения.

ФИО2 в акте № 42 от 13.09.2019 достоверно было установлено по фактическим замерам самовольное занятие обществом земельных участков общей площадью 194 кв.м. республиканской собственности (с северо-западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 130 кв.м. и части земельного участка, примыкающего с западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 64 кв.м ) . Апеллянтом эти данные не опровергнуты.

Вопреки доводу заявителя апелляционной жалобы, судебная коллегия также не усматривает наличие преюдиционных обстоятельств, установленных решением Сакского районного суда Республики Крым от 13.02.2020 по делу № 12-5/2020.

Отклоняя этот довод, суд апелляционной инстанции полностью соглашается с мотивами, изложенными судом первой инстанции в обжалуемом решении.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ свойствами преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее, а правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла.

В данном случае, отмена судом общей юрисдикции постановления о назначении административного наказания по делу, которым АО «ЕЗСМ» признано виновным в совершении административных правонарушений, выразившемся в самовольном занятии части земельного участка, ответственность за совершение которых установлена статьей 7.1 КоАП РФ, вопреки мнению заявителя, не свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушений земельного законодательства, так как решением Сакского районного суда Республики Крым от 13.02.2020 по делу № 12-5/2020 производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с привлечением общества к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Такой вывод суда также согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.06.2009
№ 9-П Положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагает, что в случае, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, проверка и оценка выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения не исключаются. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и, соответственно, противоречило бы статьям 19, 45, 46, 52 и 53 Конституции Российской Федерации.

Все установленные по делу обстоятельства отражены в судебном акте, что не противоречит вышеприведенным разъяснениям.

Оснований для исключения данных выводов, или их опровержения не усматривается.

Довод жалобы о формальном подходе суда первой инстанции к оценке соблюдения порядка проведения проверки в отношении заявителя в части исправления описки вида выездной проверки с «плановой» на «внеплановую» отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку материалы дела подтверждают согласование надзорным органом проведения именно внеплановой выездной проверки, а отсутствие в законе устранения технической описки в такого рода процедуре не свидетельствует о пороке проверки и не является грубым нарушением в понимании закона.

Иных доказательств того, что обжалуемые предписания нарушают законные права и интересы общества, суду не представлено.

Таким образом, требования предписаний № 40 и 41 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, которыми на АО «ЕЗСМ» возложена обязанность в срок до 29 ноября 2019 года устранить нарушение в части использования земельного участка северо-западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 130 кв.м., устранить нарушение в части использования земельного участка примыкающий с западной стороны используемого земельного участка с кадастровым номером 90:11:211301:10 площадью 64 кв.м. является законным и обоснованным, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы изучены и не приняты судом во внимание, как не влияющие на противоположную ценку спорных правоотношений.

Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 ноября 2020 года по делу № А83-18741/2019 оставить без изменения,апелляционную жалобу акционерного общества «Евпаторийский завод строительных материалов» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.

Председательствующий В.Е. Кравченко

Судьи О.Г. Градова

А.С. Яковлев