ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
28 июня 2022 года
Дело № А83-19396/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2022
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью «Экспресстур» - ФИО1 по доверенности от 20.06.2022,
в отсутствии Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2022 года по делу № А83-19396/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресстур» к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным решения, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Экспресстур» (далее – заявитель, общество, ООО «Экспресстур») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнений от 18.11.2021, т. 2 л.д. 85-87) о признании незаконным отказа Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация), оформленного постановлением от 10.09.2021 №2954-п «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Экспресстур» в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 45972 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, кадастровый номер 90:25:060301:69» по результатам рассмотрения заявления общества от 16.06.2021 №1 о предоставлении земельного участка без проведения торгов. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит обязать Администрацию и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Департамент) совершить действия по подготовке, подписанию и направлению в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, в адрес ООО «Экспресстур» проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:69 площадью 45972 кв.м, местоположение: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, без проведения торгов за плату в размере 20% от кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка в соответствии с Положением о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 №5, в редакции, действующей на дату обращения общества с заявлением №1 от 16.06.2021.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 03.12.2021 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2022 года требования общества удовлетворены; суд признал незаконным постановление Администрации от 10.09.2021 №2954-п «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Экспресстур» в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 45972 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, кадастровый номер 90:25:060301:69»; возложил на Администрацию и Департамент обязанность совершить действия по подготовке, подписанию и направлению в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, в адрес общества подписанного договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:69 площадью 45972 кв.м, местоположение: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, без проведения торгов за плату в размере 20% от кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка в соответствии с Положением о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 №5, в редакции, действующей на дату обращения общества с заявлением №1 от 16.06.2021; распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах водоохраной зоны, частично прибрежной защитной и береговой полос Черного моря, которые являются территориями общего пользования, в связи с чем предоставление такого участка ООО «Экспресстур» недопустимо. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции не учтены существенные обстоятельства, препятствующие заключению договора купли-продажи земельного участка и последующему его отчуждению в частную собственность, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границахзон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 24.05.2022 произведена замена судьи Кравченко В.Е. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением председателя четвертого судебного состава суда от 21.06.2022 произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Кравченко В.Е. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о назначении дополнительной судебной землеустроительной экспертизы. В судебном заседании его представитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменений как законное и обоснованное. Кроме того, пояснил, что ходатайство о назначении дополнительной судебной землеустроительной экспертизы не поддерживает.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Экспресстур» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:69 площадью 45 972 кв.м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14 на основании государственного акта на право постоянного пользования землей серии ЯЯ №004309 от 02.09.2010 (т. 1 л.д. 43).
С целью реализации права на выкуп указанного земельного участка 17.06.2021 общество обратилось в Департамент с заявлением (исх. №03-15/1090) о предоставлении земельного участка без проведения торгов на праве собственности на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Постановлением Администрации от 10.09.2021 №2954-п ООО «Экспресстур» отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 18-19).
Полагая, что указанное постановление Администрации противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Экспресстур» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:69 на основании государственного акта на право постоянного пользования землей серии ЯЯ №004309 от 02.09.2010 и соответственно обладает правом на приобретение такого участка в собственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Указание в приведенной норме на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), при том что в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования этим участком, свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.
В силу статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым №38-ЗРК) предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. При этом юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Как ранее указано судом, ООО «Экспресстур» на праве постоянного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:25:060301:69 площадью 45 972 кв.м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, предоставленный ему на основании государственного акта серии ЯЯ №004309 от 02.09.2010 до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для отказа обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка послужило заключение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 08.07.2021 №21776/2, из содержания которого следует, что земельный участок площадью 45 972 кв.м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, кадастровый номер 90:25:060301:69, располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, в границах водоохраной зоны, частично прибрежной защитной и береговой полос Черного моря, не отнесен к землям лесного фонда (п.6 ст. 6 Водного кодекса РФ, п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного Кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от 29.09.2016 N 1963-О, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Департамент утверждает, что испрашиваемый земельный участок согласно сведениям Департамента архитектуры и градостроительства Администрации расположен в границах ЗОУИТ: 90:25-6.55. Водоохранная зона (ВОЗ) Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Ялта; 90:25-6.93. Прибрежная защитная полоса (ПЗГ1) Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Ялта) - частичноА, а также согласно сведениям публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/) находится в границах ЗОУИТ: 90:25-6.130. Водоохранная зона ручья без названия к западу от пгт. Понизовка; 90:25-6.267 Прибрежная защитная полоса ручья без названия к западу от пгт. Понизовка. В подтверждение указанного представлен ответ Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 18.04.2022 № 3763/09-19/1.
Однако согласно ответу Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, представленному на запрос суда, от 15.06.2022 № 6769/09-18/1, на основании сведений из Государственного водного реестра, в соответствии с представленными картографическими материалами, а также публичной кадастровой картой РФ, в границах запрашиваемою земельного участка, частично в закрытом коллекторе, протекает ручей без названия к западу от пгт. Понизовка. В тоже время согласно Акта обследования на наличие водных объектов на земельном участке под кадастровым номером 90:25:060301:69 по адресу: Республика Крым, г Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14 от 10.06.2022 № 55, подготовленный Севастопольским отделением ФГ'БУ «Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова», в границах участка ручей без названия к западу от пгт. Понизовка (Челбака) расположен в гидротехническом сооружении (бетонном коллекторе). Данные работы проводятся в целях уточнения береговой линии и водоохранной зоны ручья без названия к западу от пгт. Понизовка, расположенного в границах участка с кадастровым номером 90:25:060301:69, с последующим внесением изменений в Государственный водный реестр и ЕГРН, так как в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны рек, их частей (включая определение береговой линии), помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о расположении испрашиваемого земельного участка в границах водоохранной зоны ручья без названия к западу от пгт. Понизовка и Прибрежной защитной полосе ручья без названия к западу от пгт. Понизовка не нашли своего подтверждения.
Как следует из пояснений Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, заключение, изложенное в письме №21776/2 от 08.07.2021 и на основании которого обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, было подготовлено по результатам проверки публичной кадастровой карты Российской Федерации, которая находиться в общем доступе.
Однако, Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 377 предусмотрена процедура уточнения местоположения береговой линии (границы водного объекта), которая осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
В рамках рассматриваемого дела по ходатайству пользователя испрашиваемого земельного участка (общества) проведена судебная землеустроительная экспертиза, согласно заключению от 12.01.2022 №1/22 в результате проведенных инженерно-геодезических работ установлено, что земельный участок площадью 45972 кв.м с кадастровым номером 90:25:060301:69 по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14 частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий 90:25-6.93 «Прибрежная защитная полоса (ПЗП) Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Ялта)». Площадь расположения составляет 6 731 кв.м, что не ограничивает его в обороте.
В результате проведенных инженерно-геодезических работ установлено, что земельный участок не расположен в границах береговой полосы Черного моря, так как расстояние от южной границы данного земельного участка до уреза воды Черного моря составляет более 20,0 м. Земельный участок в двух самых ближайших точках к границе береговой полосы Черного моря расположен на расстоянии 21,0 м.
Данные обстоятельства заинтересованным лицом не были опровергнуты.
Таким образом, заключение эксперта от 12.01.2022 №1/22 опровергает выводы, изложенные в заключении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 08.07.2021 №21776/2, положенные в основу оспариваемого постановления, и у Администрации не имелось оснований для отказа обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о незаконности постановления Администрации от 10.09.2021 №2954-п по результатам рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, является правомерным, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
В данном случае суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на Администрацию и Департамент обязанность совершить действия по подготовке, подписанию и направлению в адрес общества подписанного договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 90:25:060301:69 площадью 45972 кв.м, местоположение: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 14, без проведения торгов за плату в размере 20% от кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка в соответствии с Положением о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 №5, в редакции, действующей на дату обращения общества с заявлением №1 от 16.06.2021.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Поскольку судебная экспертиза в рамках настоящего дела не назначалась и не проводилась, перечисленные обществом на депозитный счет Двадцать первого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 25 000 рублей подлежат возврату.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2022 года по делу № А83-19396/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым – без удовлетворения.
Возвратить с депозитного счета Двадцать первого арбитражного апелляционного суда на счет общества с ограниченной ответственностью «Экспресстур» 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей, перечисленные по платежному поручению от 19.05.2022 № 63 по делу № А83-19396/2021.
Возврат денежных средств произвести по следующим реквизитам общества с ограниченной ответственностью «Экспресстур»:
Наименование получателя: общество с ограниченной ответственностью «Экспресстур»; ИНН <***>, КПП 910201001;
Счет получателя: 40702810600002001706;
Банк получателя: АО «Банк ЧБРР» г.Симферополь;
БИК 043510101, к/с 30101810035100000101.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи В.Е. Кравченко
А.В. Привалова