ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь
01 ноября 2019 года
Дело № А83-20096/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 ноября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семенюк Е.Е.,
при участии: представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - ФИО1, доверенность от 05.09.2019 №06-09/26255; представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю -
- ФИО1, доверенность от 08.08.2019 №06-19/22; ФИО2, доверенность от 08.08.2019 №06-19/22; представителей ООО «Эбург» -
- ФИО3, доверенность от 20.12.2018 б/н; ФИО4, доверенность от 27.09.2019 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года по делу № А83-20096/2018 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эбург» (просп. Кирова, 34, г. Симферополь, <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, г. Симферополь, <...>), при участии в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по <...>, г. Симферополь, <...>) о признании решения недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Эбург» (далее – ООО «Эбург», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее – ИФНС по г. Симферополю, Инспекция, налоговый орган), в котором, с учетом уточнения просил признать недействительным решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.09.2018 № 17/921.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.04.2018, требования ООО «Эбург», были удовлетворены; решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю от 24.09.2018 № 17/921, было признано недействительным. Этим же решением с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в пользу ООО «Эбург» были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,0 рублей; ООО «Эбург» из федерального бюджета была возвращена излишне уплаченная государственная пошлина.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.04.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянты указывают на то, что учитывая позицию Министерства финансов Республики Крым относительно периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль участниками СЭЗ (письмо от 2.04.2018 № 11-19/1176), апеллянты считают, что Обществом, при исчислении налога за 1 квартал 2018 года, неправомерно была применена ставка по налогу на прибыль в размере 2% к налоговой базе.
В суде апелляционной инстанции представители Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.04.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представители ООО «Эбург» возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что при исчислении налога Заявитель вправе применять налоговую ставку в размере 2% в течение трех лет (36 месяцев, следующих подряд) с даты внесения Заявителя в единый реестр участников СЭЗ, то есть, в период с 30.11.2015 по 29.11.2018.
Законность и обоснованность решения от 26 апреля 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 21.07.2014 ИФНС по г. Симферополю была осуществлена государственная регистрация ООО «Эбург» и ему были присвоены следующие ОГРН - <***>, ИНН - <***>.
ООО «Эбург» на основании заключенного с Министерством экономического развития Республики Крым договора об условиях деятельности в свободной экономической зоны на территории Республики Крым (далее - СЭЗ) от 08.10.2015 № 165/15 (далее - Договор), 30.11.2015 было включено в Реестр участником СЭЗ под регистрационным номером 82А2015000163, что подтверждается свидетельством о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в Единый реестр участником СЭЗ АN 000110.
В силу подп. 1.1 и подп. 1.2 п. 1 Договора, его предметом является осуществление предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ в соответствии с условиями договора с применением особого режима налогообложения и иной деятельности в СЭЗ. Результатом деятельности ООО «Эбург» является модернизация торгово-производственного комплекса «Эбург».
Между тем, камеральной налоговой проверкой, проведенной ИФНС по г. Симферополю в период с 28.04.2018 по 30.07.2018, по вопросу уплаты ООО «Эбург» налога на прибыль организаций за 1 квартал 2018 года ИФНС по г. Симферополю, было установлено занижение Обществом суммы авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащего доплате, в размере 113 146,00 руб.
Согласно представленной декларации, расходы организации от деятельности в рамках СЭЗ составили 19 251 701,00 руб., расходы - 16 423 049,00 руб., налоговая база определена в сумме 2 828 652,00 руб. Организацией была применена пониженная ставка налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 2%, в связи с чем, сумма исчисленного налога составила 56 573,00 руб. Соответственно, с учетом ранее исчисленных авансовых платежей, сумма авансового платежа по налогу на прибыль к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации по итогам 1 квартала 2018 года составила 33 912,00 руб. Также налогоплательщиком, исходя из ставки 2%, была исчислена сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет во втором квартале 2018 года, в размере 56 573,00 руб., в том числе, в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 56 673,00 руб.
По результатам проведенной проверки, 24.09.2018 заместителем начальника ИФНС по г. Симферополю, ФИО5, в отношении ООО «Эбург» было принято решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения № 17/921, которым Обществу было предложено уплатить недоимку по ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года в размере 113 146,00 руб. и суммы ежемесячных авансовых платежей за 2 квартал в размере 113 146,00 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Вышеназванное решение налогового органа было мотивировано тем, что ООО «Эбург» как участник СЭЗ, включенный в соответствующий реестр 30.11.2015, по истечении трех налоговых периодов (декабрь 2015 года, 2016 год, 2017 год), при декларировании особого режима налогообложения по налогу на прибыль, с 01.01.2018 обязано было применять ставку по налогу на прибыль, установленную региональным законом, в размере 6%, в то время как оно в первом квартале 2018 года исчисляло ставку по налогу на прибыль в размере 2%.
Не согласившись с принятым ИФНС по г. Симферополя 24.09.2018 решением, 17.10.2018 ООО «Эбург» обратилось в УФНС по Республике Крым с апелляционной жалобой, в которой указало, что Инспекцией неверно был определен срок действия пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 2%, установленный ст. 2 Закон Республики Крым № 61-ЗРК/2014, который начинает течь на следующий день после включения общества в Реестр участников СЭЗ 930.11.2015) и оканчивается 30.11.2018.
12.11.2018 Управлением было вынесло решение № 07-22/15878а об отказе в удовлетворении жалобы Общества.
Не согласившись с решением ИФНС по г. Симферополя от 24.09.2018 № 17/921, ООО «Эбург» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ставка по налогу на прибыль организаций, предусмотренная пунктом 1.7 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), применяется в отношении организаций - участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ).
Согласно пункту 1.7 статьи 284 НК РФ, для организаций - участников СЭЗ налоговые ставки в размере 0 процентов по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и в пониженном размере законами Республики Крым и г. Севастополя - по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установлены по налогу от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Согласно Закону Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения участника СЭЗ в Реестр.
Статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне вступает в силу со дня его подписания (ч. 16). Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (ч. 19). Участник свободной экономической зоны вправе реализовывать инвестиционный проект в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны (ч. 20).
Из приведенных выше положений следует, что налогоплательщик вправе применить пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций со дня получения им статуса участника СЭЗ и осуществления деятельности в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ.
Указанные в пункте 1.7 статьи 284 НК РФ налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), в том числе внереализационных доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.
Из системного анализа положения ст. 2 Закона Республики Крым N 61-ЗРК/2014 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), следует, что сроки, установленные в ней, необходимо исчислять по правилам ст. 6.1 НК РФ, а не ст. 285 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции относительно того, что срок применения Обществом пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль, установленный ст. 2 Закона Республики Крым N 61-ЗРК/2014, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, начинает течь на следующий день после включения ООО «Эбург» в Реестр участником СЭЗ, то есть с 01.12.2015 и оканчивается через три года - 30.11.2018 по правилам, предусмотренным ст. 6.1 НК РФ.
Аналогичная позиция относительно исчисления срока изложена в письменных разъяснениях Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 06.09.2018 N 03-02-07/1/64169 в порядке ст. 34.2 НК РФ на запрос Ассоциации участников свободной экономической зоны от 29.06.2018 № 67/2018.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что решение ИФНС по г. Симферополю от 24.09.2018 № 17/921 противоречит положениям вышеуказанного Закона Республики Крым N 61-ЗРК/2014, который на территории Крыма недействующим на момент описанных событий не признавался. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое Обществом решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 апреля 2019 года по делу № А83-20096/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.А. Омельченко
И.А. Малышева