ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-20803/19 от 06.12.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел.8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

13 декабря 2021 года

Дело № А83-20803/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 13 декабря 2021 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,

судей Ольшанской Н.А.,

Чертковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.

лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2021 года по делу № А83-20803/2019

по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым (295034, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 81; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Фахри (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

при участии в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы финансового надзора Республики

Крым(295051, Республика Крым, Симферополь, бульвар Ленина, 5/7; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о расторжении соглашения и взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Фахри (далее - Предприниматель, ответчик) о расторжении соглашения и взыскании 1400000,00 рублей. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком условий соглашения от 24.05.2016 № 63 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2021 года по делу № А83-20803/2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истец обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить полностью.

Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что выездной проверкой Службы финансового надзора Республики Крым установлен факт нарушения Предпринимателем пункта 1.7 раздела 1 и пункта 2.9 раздела 2 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 № 422 «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015-2017 годы», что, по мнению истца, является основанием для расторжения соглашения и возврата гранта в полном объеме. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 апелляционная жалоба истца принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.

Ранее в судебном заседании апеллянт доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение отменить, иск удовлетворить.

Стороны в судебное заседание явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел», что подтверждается материалами дела.

Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

24 мая 2016 года между Министерством и Предпринимателем (начинающий фермер) заключено Соглашение № 63 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (далее - Соглашение), согласно которому Предпринимателю предоставлен грант (далее - ФИО2) в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 № 422 «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015-2017 годы» (в редакции от 31.03.2016).

Согласно пункту 2.1 Соглашения, начинающий фермер обязуется в течение 5 лет со дня поступления Гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым и развивать его согласно предоставленному на конкурсный отбор бизнес-плану.

В соответствии с пунктом 1.7 раздела 1 и 2.9 раздела 2 Порядка, подпункта 2.8 раздела 3 Соглашения начинающий фермер обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств Гранта, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежными поручениями от 02.06.2016 № 615386 и № 612216 истцом ответчику перечислен ФИО2 в размере 1400000,00 рублей.

Проверкой Службы Финансового надзора Республики Крым установлено, что согласно банковской выписке по счету № 40802810940820000627 за период с 24.05.2016 по 29.12.2016 Предпринимателем допущено нарушение, а именно: произведена оплата за 12 коров и 2 нетелей на общую сумму 700000,00 рублей, из которых 635000,00 рублей оплачено за счет средств предоставленной субсидии, что на 5000,00 рублей превышает максимально допустимую оплату за счет средств субсидии, а именно: 90 %, поскольку излишне оплаченные средства Гранта в сумме 5000,00 рублей не возмещены истцу, Служба пришла к выводу о несоблюдении ответчиком условий Порядка и Соглашения. Результаты проверки оформлены Актом № 09.1-04/10 от 11.06.2019.

По результатам выездной проверки в адрес Министерства направлено представление Службы финансового надзора Республики Крым от 18.07.2019 № 09.1-14/892 о необходимости взыскания с Предпринимателя ФИО2 в сумме 1400000,00 рублей.

Акт проверки от 11.06.2019 № 09.1-0410 (далее - Акт проверки) и представление Службы финансового надзора Республики Крым от 18.07.2019 № 09.1-14/892 (далее - Представление) были обжалованы Предпринимателем (дело № А83-10659/2020). Представление признано судом соответствующим установленным требованиям и отражающим фактические обстоятельства, в результате чего в признании его незаконным и отмене судом отказано, в отношении Акта проверки производство по делу прекращено.

06 сентября 2019 года за исх. № 006-07-МФ Министерством в адрес Предпринимателя направлено требование о возврате средств Гранта в полном объеме в размере 1400000,00 рублей, которое оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.

Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для реализации данных целей Советом Министров Республики Крым от 29.10.2014 за № 422 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015-2017 годы (далее - Порядок).

Согласно названного Порядка грант - это субсидия на содействие достижению целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым на 2015-2017 годы, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета Республики Крым, перечисляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству на расчетный лицевой счет, открытый в кредитной организации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Из текста Соглашения следует, что его основной целью является создание и развитие КФХ. С этой целью получатель Гранта обязуется в течение 5 лет после получения Гранта осуществлять деятельность по проекту - бизнес-плану. Таким образом, предоставленный ответчику ФИО2 имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено Правилами.

Как установлено суда первой и апелляционной инстанции средства субсидии были использованы для целей, в ней указанной, что не опровергается истцом.

Спор возник в результате недоплаты денежных средств в размере 5000,00 рублей за счет собственных средств ответчика при совершении сделки по приобретению скота.

Как указывает ответчик, образовавшаяся недоплата в размере 5000,00 рублей явилась следствием арифметической ошибки бухгалтера, и впоследствии платежным поручением № 134 от 16.10.2020 перечислена истцу.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, при осуществлении одной из сделок, ответчиком допущено нарушение порядка распределения денежных средств: 5000,00 рублей были переведены из денежных средств Гранта, в то время как должны были быть переведены из собственных денежных средств Предпринимателя.

Однако, данная сумма составляет 0,36% от размера Гранта и перечислена ответчиком в адрес истца, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, в материалы дела ответчиком представлено дополнительное соглашение (т.2, л.д.73) к договору розничной купли-продажи № 6 от 19.09.2016, в соответствии с которым стороны определили стоимость поставленного товара - 12 коров и 2 нетелей - в размере 705560,00 рублей. Представленные в материалы дела доказательства (т.2, л.д.74-75) свидетельствуют о получении продавцом денежных средств в размере 5560,00 рублей (разница в соответствии с дополнительным соглашением) наличными средствами в кассу продавца.

Поскольку доказательства оплаты данных денежных средств за счет средств Гранта отсутствуют, судебная коллегия делает вывод, что данные средства оплачены за счет собственных средств Предпринимателя.

Таким образом, спорная сделка совершена на сумму 705560,0 рублей, денежные средства с размере 635000,0 руб. оплачены за счет средств Гранта (90%), а остальная сумма - за счет денежных средств Предпринимателя, что соответствует условиям Соглашения.

В соответствии со статьей 451 ГК РФ, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии существенно изменившихся обстоятельств.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Соглашения.

Имеющее место нарушение условий Соглашения является незначительным (0,35% от размера Гранта), устранено ответчиком и не привело к нарушению прав истца по данному спору. Кроме того, на момент вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения, срок исполнения обязательство по Соглашению истек.

Кроме того, срок действия Соглашения определен сторонами в 5 лет со дня поступления Гранта на расчетный счет Предпринимателя (02.06.2016, т.1, л.д.17-18). Следовательно, на момент вынесения обжалуемого решения - 22 07.2021 - Соглашение прекратило свое действие.

Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований, отсутствуют, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является обоснованным.

Доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, они опровергаются материалами дела, не содержат фактов, которые в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Судом апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств не установлены. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права истолкованы и применены судом правильно.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.

Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2021 года по делу № А83-20803/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцевсо дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.А. Рыбина

Судьи Н.А. Ольшанская

И.В. Черткова