ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 октября 2023 года
Дело № А83-21073/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
судей
Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)секретарем судебного ФИО1,
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 – ФИО3, представитель по доверенности от 19.07.2023 № 19/07, представлен диплом;
от ФИО4 - ФИО5, представитель по доверенности от 14.10.2019
№ 23АА9318952, представлен диплом (посредством системы онлайн-заседания);
от крестьянского (фермерского) хозяйства «Живое время» - ФИО5, представитель по доверенности от 09.08.2023, представлен диплом (посредством системы онлайн-заседания);
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 и крестьянского (фермерского) хозяйства «Живое время» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2023 года по делу № А83-21073/2022, рассмотренному по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», Администрации Зерновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, К(ф)Х ФИО6, К(ф)Х ФИО7, ИП ФИО8, ФИО4, К(ф)х ФИО9, Администрации Сакского района Республики Крым, о признании незаконным действий и приказов,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – заявитель, глава КФХ ФИО2) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – министерство, уполномоченный орган), в котором, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просит признать незаконными действия министерства по изданию приказов и недействительными сами приказы о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 21.07.2022 № 4486 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85, от 25.07.2022 № 4516 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94, от 26.07.2022 № 4582 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82, от 27.07.2022 № 4598 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:87 и от 28.07.2022 №4680 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:84. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать министерство заключить с главой КФХ ФИО2 договоры аренды указанных земельных участков сроком на 49 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (далее - ГАУ «РДИ РК»), Администрации Зерновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, ФИО4, глава КФХ ФИО6, глава КФХ ФИО7, глава КФХ ФИО9, индивидуальный предприниматель ФИО8, Администрация Сакского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 31.05.2023) заявление удовлетворено частично, оспоренные приказы министерства о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94, 90:11:080301:82, 90:11:080301:87, 90:11:080301:84 признаны недействительными, в удовлетворении остальной части требований отказано, судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением в отказанной части требований, глава КФХ ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда в этой части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель не согласен с выводами суда об избыточности требований о признании незаконными действий министерства по изданию приказов при наличии требований о признании недействительными самих приказов, а также не согласен с выводом суда о неверно избранном способе защиты нарушенного права и отсутствии в этой связи оснований для признания незаконным приказа министерства от 21.07.2022 № 4486 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85. Заявитель не согласен и с тем, что суд не применил испрашиваемую восстановительную меру и не возложил на министерство обязанность заключить с ним договоры аренды на спорные земельные участки, поскольку признанием приказов недействительными не будут восстановлены права заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что судебными актами судов двух инстанций по делу № А83-17142/2020 были признаны незаконными действия министерства по отказу главе КФХ ФИО2 в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:82, 90:11:080301:85, 90:11:080301:87, 90:11:080301:94 с видом разрешенного использования – для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, а также признано незаконным бездействие по не рассмотрению заявления главы КФХ ФИО2 от 04.02.2020 по земельному участку с кадастровым номером 90:11:080301:84. Судами в этом деле установлено, что после публикации извещений о предоставлении земельных участков в аренду по заявлениям главы КФХ ФИО2 не поступало заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право аренды этих земельных участков, а, исходя из дат поданных заявлений и изданных министерством приказов об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду указанных земельных участков, заявления иных граждан поступили не после публикации извещения, поэтому подпункт 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации применен министерством незаконно. По мнению апеллянта, указанных преюдициальных выводов суд не учел и необоснованно отказал в требованиях о признании действий министерства незаконными. Заявитель полагает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 требования подлежали удовлетворению судом, как и по иным участкам, поскольку спор касается не проведения торгов, а соблюдения конкурсной процедуры.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу главы КФХ ФИО2 просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменений. Полагает, что оспариваемый приказ о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 права и законные интересы заявителя не нарушает, так как он не был лишен права на участие в торгах. Министерство считает доводы апеллянта о судебной преюдиции ошибочными, поскольку в деле А83-17142/2022 ФИО4 не участвовал, соответственно, обстоятельства, установленные в том деле, подлежат доказыванию в рамках настоящего дела. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий министерства считает законным, а данные требования избыточными, по сути дублирующими требования о признании приказов недействительными. По мнению министерства, суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконными без указания какой-либо восстановительной меры.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО4 решение суда в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 считает законным и не подлежащим отмене, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения жалобы в этой части, поскольку материально-правовой интерес заявителя подлежал защите в порядке искового, а не административного судопроизводства. В этой связи полагает вывод суда о неверном способе защиты обоснованным, а действия министерства по изданию приказа № 4486 от 21.07.2022 о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 законными. Возражает относительно пересмотра решения суда только в обжалуемой части, полагает, что законность и обоснованность решения суда должны быть проверены и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94 и 90:11:080301:82, право аренды на которые в настоящее время предоставлено КФХ «Живое время».
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Живое время» - лицо, не участвующее в деле, в порядке статьи 42 АПК РФ подало апелляционную жалобу на принятое по делу решение в части признания незаконными приказов министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94 и 90:11:080301:82. В апелляционной жалобе фермерское хозяйство указывает, что оно признано победителем аукциона в отношении двух земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94 и 90:11:080301:82 и с ним 14.06.2023 были заключены договоры аренды этих земельных участков, право аренды зарегистрировано в ЕГРН 28.06.2023, в связи с чем решение суда по настоящему делу нарушает права общества в части признания незаконными приказов министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582. По мнению апеллянта, выводы суда об отсутствии правовых оснований у министерства для принятия оспариваемых приказов о проведении аукциона на право заключения договоров в отношении указанных земельных участков и нарушении прав заявителя, не основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах права, поскольку при поступлении в уполномоченный орган нескольких заявлений о предоставлении участка в аренду, его предоставление в аренду в силу положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации возможно только посредством конкурентных процедур, право на получение земельных участков без проведения торгов заявитель не имеет.
Глава КФХ ФИО2 в отзыве на апелляционную жалобу КФХ «Живое время» возразил против приведенных в ней доводов, полагает, что права фермерского хозяйства данным решением суда не нарушены, поскольку судебное решение состоялось до проведения аукциона и заключения с обществом договоров аренды земельных участков.
Также глава КФХ ФИО2 представил свои возражения на отзыв третьего лица - ФИО4, возражающего относительно пределов апелляционного пересмотра решения суда только в обжалуемой части, полагая, что такие действия ФИО4 должен был совершить до начала судебного разбирательства, а не спустя время, когда апелляционный суд при отсутствии возражений участников по делу приступил к рассмотрению апелляционной жалобы на решение суда в обжалуемой его части.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу КФХ «Живое время» поддержало приведенные в ней доводы, полагает решение суда в этой части незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель главы КФХ ФИО2 поддержала доводы своей апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить, решение в обжалуемой части отменить с принятием по делу в этой части нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя. Апелляционную жалобу КФХ «Живое время» просила оставить без удовлетворения.
Представитель ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы главы КФХ ФИО2, удовлетворить апелляционную жалобу КФХ «Живое время» и в части земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94 и 90:11:080301:82 судебное решение отменить, отказав заявителю в удовлетворении его требований в указанной части.
Представитель КФХ «Живое время» просил свою апелляционную жалобу удовлетворить, перейти по правилам рассмотрения суда первой инстанции, привлечь КФХ «Живое время» к участию в деле и отказать в удовлетворении требований заявителя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94 и 90:11:080301:82.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в том числе, публично путем своевременного размещения информации о дате, месте и времени судебного заседания на официальном сайте суда www.21aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
В порядке положений статьи 66, части 1 и абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд приобщил к материалам дела истребованные судом дополнительные доказательства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, без исследования и оценки которых спор не может быть признан разрешенным с установлением всех фактических обстоятельства дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах апелляционной жалобы и доводов, содержащихся в отзывах министерства и ФИО4, относительно пересмотра судебного решения также и в иной части в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:82 и 90:11:080301:94.
Доводы главы КФХ ФИО2 о том, что такие возражения должны быть заявлены до начала судебного разбирательства отклоняются апелляционным судом, поскольку из разъяснений, изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», следует, что при наличии доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции в любом случае осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях.
Доводов и возражений относительно пересмотра судебного решения в части признания незаконными приказов министерства от 27.07.2022 № 4598 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:87 и от 28.07.2022 №4680 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:84 участники процесса не заявляют, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 АПК РФ судебное решение в данной части не пересматривается в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основным видом его деятельности по ОКВЭД является «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур» (код 01.11), о чем 22.10.2019 внесена в ЕГРИП соответствующая запись.
Глава КФХ ФИО2 на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс, ЗК РФ), предусматривающим предоставление земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса, обратился в министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления ряда земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 90:11:080301:82, 90:11:080301:94, 90:11:080301:85 для выращивания сельскохозяйственных культур.
Так, по земельному участку с кадастровым номером 90:11:080301:82, площадью 289477 кв.м., заявитель обратился в министерство с заявлением от 18.09.2020 вх.№ 50923/01-11 о предварительном согласовании его предоставления в аренду (л.д.116, т.1).
Министерство в порядке положений статьи 39.18 ЗК РФ на своем официальном сайте в сети «Интернет» 22.10.2020 разместило извещение о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства, а также направило в адрес Администрации Сакского района Республики Крым уведомление об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (л.д.120, т.1).
26.10.2020 в адрес министерства поступило заявление главы КФХ ФИО6 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82 (л.д.117, т.1).
По результатам рассмотрения заявления КФХ ФИО2 министерство приказом № 5940 от 30.10.2020 отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82 на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, поскольку в течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступило заявление от иного крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении участвовать в аукционе.
Пунктами 4, 5 этого приказа структурному подразделению министерства поручалось обеспечить проведение работ по уточнению границ земельного участка и подготовку проекта распоряжения Совета министров Республики Крым о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Приказом министерства от 26.07.2022 № 4582 в порядке положений статьи 39.18 ЗК РФ назначено проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 289477 кв.м., кадастровый номер 90:11:080301:82, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, находящегося в собственности Республики Крым, расположенного по адресу: Сакский район, Зерновский с/с, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (цель использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур), сроком на 49 лет.
Организатором торгов – ГАУ «РДИ РК» объявлена соответствующая процедура торгов по извещению № 21000015160000000049 (открытый аукцион, лот №1), размещенному 19.10.2022 на сайте htpp://torgi.gov.ru, проведение аукциона назначено на 01.12.2022.
Согласно размещенному организатором торгов в единой информационной системе протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 20.11.2022 №1-21000015160000000049/01 аукционной комиссией принято решение о недопуске единственной заявки к участию в аукционе и в соответствии с пунктом 12 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион признан несостоявшимся. Заявку на участие в аукционе глава КФХ ФИО2 не подавал.
Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, глава КФХ ФИО2 26.12.2022 вновь обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82 без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
25.01.2023 на основании положений пункта 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ министерство опубликовало в установленном порядке извещение о предоставлении земельного участка, а также направило письмо в Администрацию Сакского района Республики Крым об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
02.02.2023 в министерство поступило заявление главы КФХ ФИО10 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82.
В связи с поступлением заявления от иного лица о намерении участвовать в аукционе министерством на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ издан приказ № 857 от 08.02.2023 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка».
Организатором торгов – ГАУ «РДИ РК» объявлена соответствующая процедура торгов по извещению № 21000015160000000236 (открытый аукцион, лот №1), размещенному 27.02.2023 на сайте htpp://torgi.gov.ru, проведение аукциона назначено на 25.05.2023.
Согласно протоколу аукциона от 25.05.2023 на лот № 1 было подано пять заявок, глава КФХ ФИО2 заявку не подавал, победителем аукциона признано КФХ «Живое время».
С победителем аукциона министерством 14.06.2023 заключен договор № 22/а11-2023 аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82, сроком на 49 лет. Право аренды КФХ «Живое время» зарегистрировано в ЕГРН 29.06.2023.
Также из материалов дела следует, что глава КФХ ФИО2 02.03.2020 обратился в министерство с заявлением (вх.№ 12736/01-11 от 04.03.2020) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 644501 кв.м., с кадастровым номером 90:11:080301:94, на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (л.д.156, т.1).
Министерство в порядке положений статьи 39.18 ЗК РФ на своем официальном сайте в сети «Интернет» 18.05.2020 разместило извещение о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства, а также направило в адрес Администрации Сакского района Республики Крым уведомление об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (л.д.158, т.1).
28.05.2020 в адрес министерства поступило заявление главы КФХ ФИО9 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94 (л.д.157, т.1).
По результатам рассмотрения заявления главы КФХ ФИО2 министерство приказом № 2260 от 29.05.2020 отказало ему в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94 на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, поскольку в течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступило заявление от иного крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении участвовать в аукционе (л.д.159-160, т.1).
Пунктами 3, 4 этого приказа № 2260 структурному подразделению министерства поручалось обеспечить проведение работ по уточнению границ земельного участка и подготовку проекта распоряжения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В порядке положений статьи 39.18 ЗК РФ приказом министерства от 25.07.2022 № 4516 назначено проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 644502 кв.м., кадастровый номер 90:11:080301:94, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, находящегося в собственности Республики Крым, расположенного по адресу: Сакский район, Зерновский с/с, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (цель использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур), сроком на 49 лет.
Организатором торгов – ГАУ «РДИ РК» объявлена соответствующая процедура торгов по извещению № 21000015160000000049 (открытый аукцион, лот №3), размещенному 19.10.2022 на сайте htpp://torgi.gov.ru, проведение аукциона назначено на 01.12.2022.
Согласно размещенному организатором торгов в единой информационной системе протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 20.11.2022 №1-21000015160000000049/01 аукционной комиссией принято решение о недопуске поступившей заявки к участию в аукционе по лоту № 3 и в соответствии с пунктом 12 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион признан несостоявшимся. Заявку на участие в аукционе глава КФХ ФИО2 не подавал.
Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, глава КФХ ФИО2 26.12.2022 вновь обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94 без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
25.01.2023 на основании положений пункта 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ министерство опубликовало в установленном порядке извещение о предоставлении земельного участка, а также направило письмо в Администрацию Сакского района Республики Крым об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
31.01.2023 в министерство поступило заявление главы КФХ ФИО10 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94.
Министерством 08.02.2023 издан приказ № 858 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в связи с поступлением заявления от иного лица о намерении участвовать в аукционе, и принято решение провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94, сроком на 49 лет для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (цель - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур).
Организатором торгов – ГАУ «РДИ РК» объявлена соответствующая процедура торгов по извещению № 21000015160000000236 (открытый аукцион, лот №2), размещенному 27.02.2023 на сайте htpp://torgi.gov.ru, проведение аукциона назначено на 25.05.2023.
Согласно протоколу аукциона от 25.05.2023 на лот № 2 было подано шесть заявок, глава КФХ ФИО2 заявку не подавал, победителем аукциона признано КФХ «Живое время».
С победителем аукциона министерством 14.06.2023 заключен договор №23/а11-2023 аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94, сроком на 49 лет. Право аренды КФХ «Живое время» зарегистрировано в ЕГРН 27.06.2023.
Судом также установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080201:85, площадью 1218852 кв.м., глава КФХ ФИО2 обратился в министерство с заявлением от 30.01.2020 вх.№ 4725/01-11 о предварительном согласовании его предоставления в аренду на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (л.д.166, т.1).
Министерство в порядке положений статьи 39.18 ЗК РФ на своем официальном сайте в сети «Интернет» 20.03.2020 разместило извещение о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства, а также направило в адрес Администрации Сакского района Республики Крым уведомление об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (л.д.167, т.1).
15.04.2020 в адрес министерства поступили заявления от индивидуального предпринимателя ФИО11 и от главы КФХ ФИО12 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 (л.д.168-169, т.1).
По результатам рассмотрения заявления главы КФХ ФИО2 министерство приказом № 1768 от 23.04.2020 отказало ему в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, поскольку в течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступило заявление от иного крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении участвовать в аукционе (л.д.170-171, т.1).
Пунктом 2 этого приказа № 1768 структурному подразделению министерства поручалось обеспечить проведение работ по уточнению границ земельного участка и подготовку проекта распоряжения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Приказом министерства от 21.07.2022 № 4468 в порядке положений статьи 39.18 ЗК назначено проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1218852 кв.м., кадастровый номер 90:11:080301:85, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, находящегося в собственности Республики Крым, расположенного по адресу: Сакский район, Зерновский с/с, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (цель использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур), сроком на 49 лет.
Организатором торгов – ГАУ «РДИ РК» объявлена соответствующая процедура торгов по извещению № 21000015160000000042 (открытый аукцион, лот №1), размещенному 12.10.2022 на сайте htpp://torgi.gov.ru, проведение аукциона назначено на 24.11.2022 (л.д.176, т.1).
Согласно размещенному организатором торгов в единой информационной системе протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.11.2022 №1-21000015160000000042/01 аукционной комиссией принято решение о допуске заявки № 1 и о недопуске заявки № 2 к участию в аукционе по лоту №1, в связи с чем в соответствии с пунктом 12 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион признан несостоявшимся и в порядке пункта 13 статьи 39.12 ЗК РФ принято решение заключить договор аренды земельного участка с единственным участником - ФИО4, по начальной цене предмета аукциона.
С ФИО4 министерством 22.12.2022 заключен договор № 63/а11-2022 аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85, сроком на 49 лет. Право аренды ФИО4 зарегистрировано в ЕГРН 27.12.2022.
Судом установлено, что глава КФХ ФИО2 оспаривал в судебном порядке действия министерства по отказу в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:82, 90:11:080301:83, 90:11:080301:85, 90:11:080301:86, 90:11:080301:87, 90:11:080301:88, 90:11:080301:94, а также бездействие, выраженное в нерассмотрении его заявлений о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельных участков без проведения торгов: - от 29.01.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:83; - от 04.02.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:84; - от 29.01.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2022 по делу №А83-17142/2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022, требования главы КФХ ФИО2 удовлетворены частично. Признаны незаконными действия министерства по отказу в предварительном согласовании предоставления на праве аренды с видом разрешенного использования - для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур земельных участков с кадастровыми номерами: 90:11:080301:82, 90:11:080301:83, 90:11:080301:85, 90:11:080301:86, 90:11:080301:87, 90:11:080301:88, 90:11:080301:94. Признано незаконным бездействие министерства по рассмотрению заявления главы КФХ ФИО2 от 04.02.2020 по земельному участку с кадастровым номером 90:11:080301:84. В остальной части требований отказано. В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя на министерство возложена обязанность рассмотреть заявления главы КФХ ФИО2 по предварительному согласованию предоставления на праве аренды земельных участков с КН:90:11:080301:82, КН:90:11:080301:83, КН:90:11:080301:84, КН: 90:11:080301:85, КН:90:11:080301:86, КН:90:11:080301:87, КН:90:11:080301:88, КН:90:11:080301:94, с видом разрешенного использования - для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур.
Полагая, что министерство не имело законных оснований приказами назначать торги на право заключения договоров аренды земельных участков, поскольку глава КФХ ФИО2 имеет право на предоставление ему указанных земельных участков без проведения торгов, что, по его мнению, установлено решением суда по делу №А83-17142/2020, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя и среди прочих его требований, не являющихся предметом апелляционного рассмотрения, признал незаконными приказы министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 о проведении аукционов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94, 90:11:080301:82, указав, что издание указанных приказов о проведении аукционова осуществлено министерством по истечении двух лет с момента заявления соответствующих ходатайств потенциальными арендаторами, что судебные акты по делу №А83-17142/2020 не исполнены, а значит процедура рассмотрения заявлений главы КФХ ФИО2 фактически начата заново. При этом суд не усмотрел оснований для применения восстановительной меры, посчитав, что признание незаконными оспоренных приказов министерства восстановит права заявителя.
В удовлетворении требования о признании незаконным приказа министерства от 21.07.2022 № 4486 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 суд заявителю отказал по мотиву наличия спора о праве с арендатором земельного участка ФИО4 и ненадлежащем в этой связи способе защиты.
Требования заявителя о признании незаконными действий министерства по принятию приказов о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков суд счел избыточными и при наличии требований о признании недействительными самих приказов признал их не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в части признания незаконными приказов министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 подлежит отмене, а в остальной обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления его крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия спорных приказов) установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (подпункты 1, 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса); об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
При разрешении требований заявителя судом первой инстанции не учтено, что предоставление испрашиваемых им земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94, 90:11:080301:82 и 90:11:080301:85 в любом случае должно осуществляться по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса.
Глава КФХ ФИО2 в силу положений подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса не имеет преимущественного права на получение в аренду спорных земельных участков без проведения торгов и при наличии заявлений от иных крестьянских фермерских хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на эти же земельные участки, такое предоставление возможно только посредством конкурентных процедур, в связи с чем уполномоченный орган принял оспоренные приказы от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 о проведении аукциона в соответствии с требованиями земельного законодательства. В такой ситуации министерство не имело правовых оснований для предоставления этих участков заявителю без проведения торгов.
При этом тот факт, что в последующем торги были признаны несостоявшимися и заинтересованные лица, изъявившие желание приобрести права на эти участки, не приняли участие в аукционе, впрочем, как и сам заявитель, не имеет специального правового значения для оценки законности спорных приказов министерства о проведении аукционов с учетом положений статьи 39.18 Земельного кодекса. Равным образом временной период рассмотрения поступивших заявлений, связанный с действиями по уточнению границ земельных участков, также не влияет на вывод о законности принятых министерством приказов о проведении аукционов.
Кроме того, отсутствует и вторая составляющая, необходимая для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ, – нарушенное право заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре, поскольку право на получение земельных участков без проведения торгов при поступлении в уполномоченный орган нескольких заявлений о предоставлении участка в аренду заявитель не имеет, и он не был лишен возможности участвовать в аукционе.
Выводы, изложенные в судебных актах по делу №А83-17142/2020, на которые ссылается заявитель, а вслед за ним и суд первой инстанции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, поскольку преюдициальными являются только установленные обстоятельства, а не правовые выводы судов.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконными приказов министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94, 90:11:080301:82, в указанной части решение суда подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе заявителю в удовлетворении его требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы главы КФХ ФИО2 суд апелляционной инстанции приходит к выводам об их необоснованности.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания незаконными действий министерства по изданию приказов о проведении аукционов, суд первой инстанции обоснованно счел избыточными такие требования, по своей сути дублирующие требования о признании незаконными приказов министерства о проведении аукционов. Каких-либо иных доводов, отличных от приведенных оснований по требованиям об оспаривании приказов министерства, заявитель не приводит.
Вывод суда об избрании заявителем неверного способа защиты нарушенного права в части оспаривания приказа министерства от 21.07.2022 №4486 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:85 и фактическом оспаривании тем самым зарегистрированного права аренды третьего лица – ФИО4 на этот земельный участок, обоснован и соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Требования заявителя о возложении на уполномоченный орган обязанности заключить с ним договоры аренды на спорные земельные участки не являются самостоятельными требованиями, рассматриваемыми в порядке главы 24 АПК РФ, а представляют собой восстановительную меру, с которой суд при рассмотрении публичного спора не связан, процессуальным законом избрание восстановительной меры или отсутствие необходимости в ее избрании отнесено к усмотрению суда. Кроме того, в удовлетворении требований заявителя в пределах апелляционного рассмотрения дела апелляционным судом отказано, в связи с чем доводы апелляционной жалобы заявителя в этой части также подлежат отклонению.
С учетом изложенного апелляционная жалоба главы КФХ ФИО2 удовлетворению не подлежит.
Производство по апелляционной жалобе КФХ «Живое время» подлежит прекращению в силу следующего.
По правилам статьи 42 АПК РФ с апелляционной жалобой может обратиться лицо, чьи права и обязанности непосредственно затрагиваются судебным актом (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»), то есть такое лицо, которое должно было участвовать в деле, но не было привлечено к участию в нем ввиду судебной ошибки. Иными словами, право на обжалование в указанном порядке возникает, если обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Таким образом, наличие у не участвовавшего в деле лица заинтересованности в исходе дела само по себе не предоставляет ему права обжаловать судебный акт, поскольку по смыслу статьи 42 АПК РФ такое право возникает только у лица, о правах и обязанностях которого суд принял решение.
Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение не принято о правах и обязанностях КФХ «Живое время», не препятствует ему в реализации своих субъективных прав либо надлежащему исполнению обязанностей по отношению к одной из сторон спора.
Предметом спора в данном деле в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:080301:94, 90:11:080301:82 выступают приказы министерства от 25.07.2022 № 4516 и от 26.07.2022 № 4582 о проведении аукционов, участие в которых КФХ «Живое время» не принимало, аукционы назначенные данными приказами были признаны несостоявшимися.
Право аренды КФХ «Живое время» на указанные земельные участки возникло в результате проведения иных конкурентных процедур, назначенных и проведенных на основании иных приказов министерства от 08.02.2023 № 857 и № 858, которые предметом спора в настоящем деле не являются.
При таких обстоятельствах КФХ «Живое время» не может быть признано лицом, имеющим право обжаловать судебный акт по настоящему делу в порядке, предусмотренном статьей 42 АПК РФ.
Изложенное является основанием для прекращения производства по апелляционной жалобе этого заявителя применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 265, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
производство по апелляционной жалобе крестьянского (фермерского) хозяйства «Живое время» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2023 года по делу № А83-21073/2022 прекратить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2023 года по делу
№ А83-21073/2022 в части удовлетворения требований о признании недействительными приказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» от 25.07.2022 № 4516 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:94 и от 26.07.2022 № 4582 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:11:080301:82 отменить.
В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в указанной части отказать.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2023 года по делу № А83-21073/2022 оставить без изменения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 из федерального бюджета 2850,00 (две тысячи восемьсот пятьдесят) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 22.05.2023 № 233 через Российский национальный коммерческий банк (ПАО) г. Симферополь.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Живое время» из федерального бюджета 3000,00 (три тысячи) руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 15.08.2023 № 13 через Южный филиал ПАО «Промсвязьбанк» г. Волгоград.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Привалова
Судьи О.Г. Градова
В.Е. Кравченко