ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-21469/2017 от 07.06.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

15 июня 2018 года                                                             Дело №А83-21469/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена – 07.06.2018.

Постановление в полном объёме изготовлено – 15.06.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Калашниковой К.Г., судей Вахитова Р.С.,Оликовой Л.Н.,при ведении протоколасекретарем судебного заседания Гутор К.С., рассмотрев апелляционную жалобу Центрального банка РФ в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка РФ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.03.2018 по делу №А83-21469/2017 (судья Белоус М.А.)

по заявлению Акционерного общества "Крымэлектромашторг"

к Центральному банку РФ в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка РФ

о признании незаконным решения от 21.09.2017 №Т35-14-7/9638 и  понуждении осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных ценных бумаг (акций),

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от истца – Пересунько А.В. – представитель по доверенности от 06.06.2018 №353;

от ответчика – Шведович В.М. – представитель по доверенности от 24.01.2017; Кастулин М.И. – представитель по доверенности от 22.02.2018.

УСТАНОВИЛ:

12.12.2017 Акционерное общество "Крымэлектромашторг" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Центральному банку РФ в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка РФ о признании незаконным решения от 21.09.2017 №Т35-14-7/9638 об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и понуждении осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных ценных бумаг (акций) в количестве 1 307 346 944 штук номинальной стоимостью 0,005 руб. каждая.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.03.2018 по делу №А83-21469/2017 исковые требования полностью.

Не согласившись с указанным решением суда Центральный банк РФ в лице Отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка РФ обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Определением от 18.04.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на неверное определение наблюдательным советом общества цены размещения акций при их дополнительном выпуске в размере номинальной стоимости 0,005 руб. за одну акцию, поскольку цена определяется, исходя из рыночной стоимости акций.

Истец в отзыве, поступившем в материалы дела 28.05.2018 возражал против удовлетворения жалобы, указывая на отсутствие законных оснований для отказа в регистрации дополнительного выпуска акций.

Настоящая апелляционная жалоба рассматривается в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц АО «Крымэлектромашторг» осуществляет свою деятельность с 25.07.1996; 14.10.2014 внесена запись о регистрации общества на территории Республики Крым.

31.03.2017 состоялось заседание   Наблюдательного        совета        АО «Крымэлектромашторг», по результатам которого принято решение о вынесении на общее собрание акционеров вопроса об определении количества номинальной стоимости категорий объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; об утверждении устава общества в новой редакции; об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций.

04.05.2017 на годовом общем собрании акционеров общества, принято решение, оформленное протоколом №1, которым увеличен уставной капитал АО «Крымэлектромашторг» на 6 536 734,72 руб. путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 1 307 346 944 штук номинальной стоимостью 0,005 руб. каждая из числа объявленных акций этой категории. Способ размещения – закрытая подписка. Цена размещения дополнительных акций: 0,005 руб. за одну акцию. Данное решение принято общим собранием в редакции, предложенной Наблюдательным советом, оформленным протоколом №8.

Из материалов дела следует, что решение об увеличении уставного капитала принято 97,3732% от числа лиц, принявших участие в собрании.

11.07.2017 протоколом №9 Наблюдательного совета принято решение о дополнительном выпуске ценных бумаг АО «Крымэлектромашторг», а именно: акции именные обыкновенные бездокументарные в количестве 1 307 346 944 штук, номинальной стоимостью 0,005 руб. каждая.

13.07.2017 истцом для государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО «Крымэлектромашторг» представлен комплект документов в Отделение по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

27.07.2017 ответчиком вынесено уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг №Т35-14-7/7476. АО «Крымэлектромашторг» устранены замечания, явившиеся основанием для проведения проверки, о чем сообщено письмом от 07.08.2017.

25.08.2017 Отделением по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации вынесено уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг №Т35-14-7/8619, которым обязано эмитента представить до 12.09.2017 документы, подтверждающие информацию о размере рыночной стоимости ценных бумаг (акций) эмитента, исходя из которой была определена цена размещения одной обыкновенной именной бездокументарной акции выпуска (документ, содержащий расчет и/или порядок определения рыночной стоимости акций). Иные замечания, указанные в уведомлении от 27.07.2017 истцом устранены.

21.09.2017 Отделением по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации принято решение №Т35-14-7/9638 об  отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Крымэлектромашторг» на основании пункта 1 статьи 36, абзаца 7 пункта 4 статьи 28, пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», поскольку цена размещения акций при их дополнительном выпуске определена наблюдательным советом общества в размере номинальной стоимости 0,005 руб. за одну акцию, а не исходя из рыночной стоимости акций.

Отказ банка в государственной регистрации дополнительного выпуска акций Акционерного общества "Крымэлектромашторг" послужил основанием для обращения с иском в суд о признании незаконным вышеуказанного решения и понуждении осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска акций.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи  198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В пунктах 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» указано, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России (далее - регистрирующий орган). Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а также информацию о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами государственной регистрации. Указанный реестр должен также содержать сведения о представителях владельцев облигаций. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными актами Банка России.

Банк России обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в следующий срок: в течение 20 дней или, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

 В статье 21 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» изложены основания для отказа в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг:

нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России;

непредставление в течение 30 дней по запросу Банка России всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Право на увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций закреплено пунктом 1 статьи  28 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона, но не ниже их номинальной стоимости.

Статьей 77 вышеуказанного закона установлено, что в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выпуска эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик.

Согласно пункту 14.3.5. Устава АО «Крымэлектромашторг» к компетенции наблюдательного совета относится увеличение уставного капитала общества путем выпуска обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций в случаях, в которых принятие решение по данному вопросу наблюдательным советом допускается Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Исходя из положений статей 28, 36 и 77 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», размещение  дополнительных акций путем закрытой подписки среди всех акционеров общества направлено на привлечение хозяйственным обществом денежных средств его акционеров, влекущее за собой увеличение уставного капитала. Судом установлено, что дополнительный выпуск акций носит инвестиционный характер, что следует из содержания протокола №8 заседания наблюдательного совета АО «Крымэлектромашторг» от 31.03.2017.

При этом до сведения акционеров обществом в установленном порядке доведена информация об их праве приобрести размещаемые дополнительные акции. Данный факт отражен в протоколе годового общего собрания акционеров от 04.05.2017 №1.

Суд первой инстанции верно указал на то, что в пункте 1 статьи 36 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» указан конкретный орган, который определяет цену дополнительно размещаемых акций – совет директоров (наблюдательный совет). При этом он не вправе передавать указанный вопрос в компетенцию иного органа управления – собрания акционеров, компетенция которого ограничена вопросами, указанными в статье 48 указанного закона. Исходя из изложенного следует, что совет директоров (наблюдательный совет) является именно тем органом (члены совета директоров (наблюдательного совета) являются именно теми лицами), который определяет условия размещения дополнительных акций, включаемые в формулировку решения об увеличении уставного капитала акционерного общества, предлагаемого общему собранию акционеров.

Апелляционная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при определении цены размещения акций привлечение независимого оценщика не является обязательным, такое привлечение является правом, а не обязанностью совета директоров (наблюдательного совета). Существенным обстоятельством в силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» является определение стоимости размещаемых акций не ниже ее номинальной стоимости. рыночную стоимость определяет наблюдательный совет общества, а не независимый оценщик. Привлечение независимого оценщика для установления рыночной цены в соответствии с пунктом 3 указанной статьи является обязательным в случае выкупа обществом у акционера принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 указанного закона.

Настоящий вывод суда согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.07.2016 № 305-ЭС16-8420 по делу № А40-118258/2013, а также с позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в Постановлении от 09.02.2018 по делу № А83-1753/2017.

Таким образом, к обязательным случаям привлечения независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества дополнительная эмиссия не относится.

На основании вышеизложенного исковые требования АО «Крымэлектромашторг» правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Таким образом, являются несостоятельными доводы ответчика о незаконности обжалуемого судебного акта. Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.04.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                           К.Г. Калашникова

Судья                                                                                                      Р.С. Вахитов

Судья                                                                                        Л.Н. Оликова