ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 22 февраля 2018 года | Дело № А83-2247/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 февраля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания – помощником судьи Григорьян И.В.,
при участии: директора ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» - ФИО2, приказ от 08.05.2015 № 4-к; представителя ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» - ФИО3, доверенность от 06.02.2017; представителя Администрации города Евпатории Республики Крым – ФИО4, доверенность от 13.12.2017 № 4911/02-29; представителя Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым – ФИО5, доверенность от 29.12.2017 № 7;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым и Администрации города Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 октября 2017 года по делу № А83-2247/2017 (судья Толпыго В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» (ул. 9 Мая, 39, г. Евпатория, <...>) к Администрации <...>, г. Евпатория, <...>), Отделу архитектуры и градостроительства администрации <...>, г. Евпатория, <...>), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Евпатория <...>, г. Евпатория, <...>), Евпаторийского городского совета (пр. Ленина, 2, г. Евпатория, <...>), главе муниципального образования - председателю Евпаторийского городского совета (пр. Ленина, 2, г. Евпатория, <...>), главе администрации города Евпатории, ФИО6 (пр. Ленина, 2, г. Евпатория, <...>), МКУ «Управление территориального планирования и градостроительной деятельности» (пр. Ленина, 54, г. Евпатория, <...>) о признании незаконным бездействие и об обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» (ул. 9 Мая, 39, г. Евпатория, <...>) (далее – ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации <...>, г. Евпатория, <...>), Отделу архитектуры и градостроительства администрации <...>, г. Евпатория, <...>), в котором просило (с учётом заявления об уточнении предмета требований, в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 02.10.2017): 1) признать незаконным бездействие Администрации города Евпатория Республики Крым по оказанию муниципальной услуги по изменению вида разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: <...>, выразившееся в следующем: не осуществлении мероприятий по проведению собрания публичных слушаний 20.01.2017, в порядке, предусмотренном Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании – городской округ Евпатория; не обеспечении оформления протокола собрания публичных слушаний 20.01.2017; не обеспечении составления заключения по результатам публичных слушаний; не обеспечении подготовки мотивированных рекомендаций об изменении вида разрешенного использования; не согласовании соответствующего постановления, оформляющего решения главы администрации города Евпатории по оказанию муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379; не выдаче результата муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379 представителю ООО «Евпаторийское РТП»; 2) обязать Администрацию города Евпатория Республики Крым закончить оказание муниципальной услуги путем: осуществления мероприятий по подготовке и проведению собрания публичных слушаний «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая, 39, город Евпатория, Республика Крым», в порядке, предусмотренном Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании – городской округ Евпатория; обеспечения оформления протокола публичных слушаний «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: <...>; обеспечения составления заключения по результатам публичных слушаний «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: <...>»; обеспечения подготовки мотивированных рекомендаций «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: <...>»; согласования соответствующего постановления, оформляющего решение главы администрации города Евпатории по оказанию муниципальной услуги об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379; выдачи результата муниципальной услуги (согласованного постановлением главы администрации города Евпатория) об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379 представителю ООО «Евпаторийское РТП».
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 требования общества с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» были удовлетворены; бездействие Администрации города Евпатории Республики Крым при оказании муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым, было признано незаконным; на Администрацию города Евпатории Республики Крым была возложена обязанность закончить процедуру оказания муниципальной услуги путем осуществления мероприятий по подготовке и проведению собрания публичных слушаний «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым», в порядке, предусмотренном Положением о публичных слушаниях и муниципальном образовании – городской округ Евпатория, в соответствии с требованиями административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 №1677-п, с принятием постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка либо об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка; взыскать с Администрации города Евпатории Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» государственную пошлину в сумме 3 000,00 рублей; возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» из федерального бюджета государственнуюпошлину в размере 12 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Евпатории Республики Крым, обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 является незаконным и подлежит отмене, поскольку выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, апеллянт указывает на то, что фактически, решение суда первой инстанции было принято без учета того, что изменение вида разрешенного использования представляет собой поэтапную процедуру, на каждом этапе которой, самостоятельными полномочиями наделена различные органы и Администрация города не вправе подменять собой иные органы, участвующие в оказание муниципальной услуги.
Не согласившись с указанным судебным актом, Отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права. Также, апеллянт указывает на то, что оказание муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, завершено в соответствии с административным регламентом и стандартами предоставления муниципальной услуги, установленными статьей 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации города Евпатории Республики Крым, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Директор и представитель ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» возражали относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Евпаторийский городской совет, 26.01.2018, по сервису подачи электронных документов «Мой Арбитр», представил в дело заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя, просит принять решение, основанное на нормах действующего законодательства.
Глава муниципального образования - председатель Евпаторийского городского совета, 26.01.2018, по сервису подачи электронных документов «Мой Арбитр», представил в дело заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие, просит принять решение, основанное на нормах действующего законодательства.
Комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Глава администрации города Евпатории, ФИО6, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
МКУ «Управление территориального планирования и градостроительной деятельности», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым, Главы администрации города Евпатории, ФИО6, МКУ «Управление территориального планирования и градостроительной деятельности», необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 27 октября 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 01.02.2006 между Евпаторийский городским советом (далее - Арендодатель) и ОАО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому, арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок из городских земель, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии с п. 7 данного Договора аренды земли, договор был заключен сроком на 50 лет, до 22.12.2055.
В дальнейшем, договор аренды земли был зарегистрирован в Крымском региональном филиале ГП «Центр государственного земельного кадастра» при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, о чем 23.06.2006 в Государственном реестре была сделана запись №983.
Из кадастровой выписки от 24.04.2015 №90-02/2015-111246 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 90:18:010146:379).
28.10.2016 Администрацией города Евпатории Республики Крым было принято постановление №2840-п, которым, земельный участок с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенный по адресу: <...>, был отнесен к категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования земельного участка – производственная деятельность, 6.0.
В этой связи, 23.11.2016 ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» обратилось в Администрацию города Евпатории Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования «производственная деятельность», на вид разрешенного использования земельного участка «многоэтажная жилая застройка».
В дальнейшем, 13.02.2017 ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» обратилось в отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым с просьбой выдать заверенную копию постановления Администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо об отказе в удовлетворении просьбы Общества об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Рассмотрев заявление Общества от 13.02.2017, отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, 17.02.2017 в адрес Общества направил письмо за исх. № 352/01-09 , в котором сообщил, что на заседании комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, которое состоялось 20.01.2017, документы ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, были рассмотрены и было принято решение о рекомендации директору Общества, обратиться в департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о переоформлении договора аренды земли от 01.02.2006, в соответствии с Порядком переоформления прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313; обратиться в Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым для внесения изменений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, уточнения площади земельного участка и установления границ; после устранения указанных замечаний, обратиться по данному вопросу в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденным Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 №1677-п.
В дальнейшем, 27.01.2017 ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» обратилось в Администрацию города Евпатории Республики Крым с жалобой на нарушение срока предоставления муниципальной услуги, в связи с тем, что по состоянию на 27.01.2017, заявитель не получил результат предоставления муниципальной услуги, а именно: постановления администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Рассмотрев обращение Общества от 27.01.2017 относительно нарушения положений административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», Администрацией города Евпатории Республики Крым, 22.02.2017 за исх. №902/02-25 в адрес Общества был направлен ответ, согласно которому, директору Общества было рекомендовано обратиться в департамент имущественных и земельных отношений для переоформления договора аренды от 01.02.2006 в соответствии с Порядком переоформления прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313;обратиться в Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым для внесения изменений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, уточнения площади земельного участка и установления границ;после устранения указанных замечаний, обратится по данному вопросу в порядке установленным административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденного Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 №1677-п.
Полагая, что Администрацией города Евпатории Республики Крым нарушены требования административного регламента, касающиеся предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства», утвержденного постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 № 1677-п, ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействия Администрацией города Евпатории Республики Крым были нарушены требования действующего законодательства, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Таким образом, использование земельных участков, градостроительная деятельность, осуществляются в установленном законодательством порядке, с учетом регламентации уполномоченными органами правил землепользования и застройки, исходя из территориального зонирования и вида разрешенного использования.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9); физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 12).
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», органы местного самоуправления принимают решения об изменении одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования с учетом результатов публичных слушаний. В то же время ответственность за правильность принимаемого решения лежит на органе местного самоуправления, а результаты публичных слушаний являются одним из факторов, подлежащих учету при принятии такого решения.
Во исполнение указанных выше норм, 30.06.2016, Администрацией г. Евпатории Республики Крым, было принято постановление № 1677-п об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства» (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.5 Административного регламента установлено, что с учетом положений статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по заявлению лиц, владеющих таким земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды на срок более пяти лет.
В свою очередь, абзацем 1 пункта 1.6 Административного регламента предусмотрено, что структурным подразделением администрации города Евпатории Республики Крым, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу, является отдел архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым.
В силу положений пункта 2.4. Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю заверенной копии постановления администрации города Евпатории Республики Крым об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства или заверенной копии постановления администрации об отказе в изменении вида разрешенного постановления администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства.
Срок предоставления муниципальной услуги не может превышать более 60 (шестидесяти) календарных дней (пункт 2.5 Административного регламента).
Пунктами 2.7.1.1 – 2.7.1.12 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.2. Административного регламента, основанием для начала выполнения административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги является поступление в отдел заявления с прилагаемыми документами, указанными в п. 2.7.1, необходимыми для получения муниципальной услуги.
В свою очередь, из материалов дела следует, что ООО «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие», 23.11.2016 обратилось в Администрацию Евпаторийского городского совета Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым. При этом, Обществом были предоставлены все необходимые документы для получения муниципальной услуги «Изменения вида разрешенного использования земельного участка».
Согласно п.п. 3.2.2.3 Административного регламента, специалист отдела, осуществляющий прием документов: сверяет копии представленных документов с оригиналами. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящего регламента специалист, осуществляющий прием документов, возвращает документы заявителю, разъясняет заявителю о наличии препятствий для оказания муниципальной услуги, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
При отсутствии оснований для отказа в приеме заявления и приложенных к нему документов, специалист отдела вносит сведения в электронную базу данных отдела и выдает по желанию заявителя, копию заявления с указанием перечня приложенных документов, даты приема заявления, фамилии, имени, отчества, должности и подписи специалиста, принявшего заявление.
При этом, заявитель, представивший документы для получения муниципальной услуги, в обязательном порядке информируется специалистом: о сроке завершения предоставления муниципальной услуги и порядке получения документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги; о возможности отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для рассмотрения заявления и представленных документов является поступление заявления и представленных документов специалисту, ответственному за рассмотрение документов по принятию решения о предоставлении муниципальной услуги. Специалист проверяет комплектность и содержание документов в течение одного рабочего дня со дня получения пакета документов (пункт 3.3 Административного регламента).
Как верно было установлено, судом первой инстанции, специалистом отдела, осуществляющим прием документов, не было выявлено наличие оснований для отказа в приеме заявления общества с ограниченной ответственностью «Евпаторийское ремонтно-транспортное предприятие», об изменении вида разрешенного использования земельного участка, и соответственно, оснований для возврата документов заявителю.
Пунктом 3.3.5. Административного регламента установлено, что при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.9.1 административного регламента, специалист готовит проект постановления администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства.
Соответственно, из системного содержания пункта 3.3.5 Административного регламента следует, что изменение либо отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка должен приниматься администрацией в виде постановления.
Однако, из материалов дела следует, что Администрацией города Евпатории Республики Крым, 22.07.2017 в адрес директора Общества было направлено уведомление за исх. №634/02-29, об отказе в предоставлении муниципальной услуги относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, ввиду предоставления недостоверных сведений в предоставленных документах. Причем, данное уведомление, было направлено в его адрес Общества, простой корреспонденцией.
Между тем, факт получения вышеуказанного уведомления, Обществом не признается. При этом ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций, Администрацией не было представлено доказательств получения Обществом указанного выше уведомления.
Кроме того, из материалов дела следует, что Администрацией города Евпатории Республики Крым был подготовлен проект постановления «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым», который был предоставлен председателю Евпаторийского городского совета вместе с обращением №3975/02-29 от 02.12.2016 о назначении публичных слушаний.
В дальнейшем, 02.12.2016, рассмотрев обращение главы администрации города Евпатории Республики Крым, ФИО6 от 02.12.2016 №3975/02-29, Главой муниципального образования – председателем Евпаторийского городского совета было принято постановление №52 «О назначении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379», которым они были назначены на 20.01.2017 в 16.00.
Постановлением от 02.12.2016 №53 Евпаторийского городского совета, пункт 2 постановления Главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета от 02.12.2016 № 52, был изложен в новой редакции: «Организацию и проведение публичных-слушаний возложить на комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденную постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 05.03.2015 №131-п, с изменениями утвержденными постановлением от 03.10.2016 № 2633-п. Состав комиссии прилагается».
Статьей 12 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании – городской округ Евпатория, утвержденного решением Евпаторийского городского совета от 08.10.2014 № 1-2/7 (далее – Положение) установлено, что подготовка и проведение слушаний осуществляется уполномоченным органом. В данном случае, уполномоченным органом определена Комиссия и данной статьей, определены ее полномочия.
В соответствии со ст. 17 Положения, на основании протоколов слушаний, составляется заключение о результатах слушаний, в котором, в том числе, указывается мотивированное обоснование принятых решений. Заключение о результатах слушаний утверждается уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что 20.01.2017 состоялось собрание публичных слушаний «Об изменении «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым», на котором было решено одобрить проект постановления администрации города Евпатории Республики Крым «Об изменении «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая, 39, город Евпатория, Республика Крым», что подтверждается протоколом № 1.
В свою очередь, комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, не наделена полномочиями по даче оценки предоставленных документов, по решению вопроса допуска (разрешения) проведения назначенных слушаний. Соответственно, следует признать факт того, что протокол от 20.01.2017 №1, не может являться допустимым доказательством правомерности оказания муниципальной услуги.
В соответствии с п.3.4.4. Административного регламента, результатом административной процедуры является выдача (направление) непосредственно заявителю заверенной копии постановления администрации об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта или об отказе в изменении вида их разрешенного использования и (или) объекта капитального строительства. Между тем, доказательств использования данной обязанности административным органом, в дело не представлено.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что в нарушение требований п. 3.4.4. Административного регламента, Администрация не предоставила Обществу мотивированное постановление об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Соответственно, следует признать факт того, что муниципальная услуга «Изменение вида разрешенного использования земельного участка» Администрацией города Евпатории Республики Крым, оказана не была.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие Администрации города Евпатории Республики Крым при оказании муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым, незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу положений статьи 201 АПК РФ, в целях надлежащего способа восстановления прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию города Евпатории Республики Крым, как орган местного самоуправления, обязанность закончить процедуру оказания муниципальной услуги путем осуществления мероприятий по подготовке и проведению собрания публичных слушаний «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:18:010146:379, расположенного по адресу: улица 9 Мая,39, город Евпатория, Республика Крым».
Довод апелляционной жалобы Администрации города Евпатории Республики Крым относительно того, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно лишь посредством проведения аукциона, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, в связи с тем, что предметом рассмотрения данного спора является оспаривание незаконного бездействия со стороны заинтересованного лица при оказании муниципальной услуги.
Остальные доводы апелляционных жалоб свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 октября 2017 года по делу № А83-2247/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым и Администрации города Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.А. Омельченко
ФИО1