ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
02 октября 2017 года
Дело № А83-3014/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 октября 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глазуновой М.М.,
при участии: представителя АО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» – ФИО2, доверенность от 14.09.2017 № 82АА0932668; представителя Совета Министров Республики Крым – ФИО3, доверенность от 20.02.2017 № 1/01-57/744;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Клинический санаторий «Полтава-Крым» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2017 года по делу № А83-3014/2017 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению акционерного общества «Клинический санаторий «Полтава-Крым» (ул. Морская, 8, г. Саки, <...>) к Главе <...>, г. Симферополь, <...>), Совету Министров <...>, г. Симферополь, <...>), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства экологии и природных ресурсов <...>, г. Симферополь, <...>), о признании незаконным распоряжения,
установил:
акционерное общество «Клинический санаторий «Полтава-Крым» (ул. Морская, 8, г. Саки, <...>) (далее – АО «Клинический санаторий «Полтава-Крым», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Главе Республике Крым ФИО4 (далее – Глава Республики), Совету Министров Республики Крым, в котором просил: проверить на соответствие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», Приказу Минприроды России от 29.09.2009 №315 Распоряжение Главы Республики Крым №978-рг от 20.12.2016 и признать Распоряжение Главы Республики Крым №978-рг от 20.12.2016 незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 в удовлетворении требований акционерного общества «Клинический санаторий «Полтава-Крым» было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, акционерное общество «Клинический санаторий «Полтава-Крым», обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции, как и Распоряжение № 978-рг, вынесено в нарушение положений Закона «О недрах» ограничивают возможность продления срока пользования участком.
В суде апелляционной инстанции представитель АО «Клинический санаторий «Полтава-Крым», поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.07.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель Совета Министров Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что лицензия АО «Полтава-Крым» была выдана органами Украины на основании условий и документов, определяемых законодательством Украины, с оговоренным сроком ее действия. Также, указывает на то, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Общества документов, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 10 Закона о недрах.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 25.09.2017 представило в дело ходатайство о рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 10 июля 2017 года, проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что акционерное общество «Клинический Санаторий «Полтава-Крым» является юридическим лицом, 12.08.2017 оно привело свои учредительные документы в соответствие с правовым полем Российской Федерации.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности Общества, является деятельность санитарно-курортных организаций.
15.11.2011 частному акционерному обществу «Клинический санаторий «Полтава-Крым», Государственной службой геологии и недр Украины, было выдано специальное разрешение на геологическое изучение, в том числе исследовательско-промышленная разработка лечебных грязей, утверждение запасов иловых грязей, утверждение запасов ГКЗ Украины.
В дальнейшем, 09.07.2015 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым АО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» была выдана лицензия серии СМФ номер – 00029, с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча лечебных иловых грязей из Западного бассейна Сакского месторождения лечебных грязей и рапы. Срок действия лицензии – до 15.11.2016.
14.04.2016 АО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» обратилось в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым с заявкой, и приложенными к ней документами, о внесении изменений в лицензию от 09.07.2015 с целью продления срока ее действия на 20 лет.
Протоколом комиссии о предоставлении права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым, по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №4 от 15.04.2016, было рекомендовано продлить срок действия лицензии на пользование недрами СМФ 00029 МЭ ОАО «Клинический Санаторий «Полтава-Крым», с целью разведки и добычи лечебных иловых грязей на участке недр – Западный бассейн Сакского месторождения лечебных грязей и рапы, на территории г. Саки, Республики Крым на 20 лет.
По результатам рассмотрения заявки, 21.04.2016 своим Приказом №710, Министр экологии и природных ресурсов Республики Крым, внес изменения и дополнения в лицензию СМФ 00029 МЭ, а именно, в абзац пятый бланка на пользование недрами, продлив срок действия лицензии до 15.11.2036 года.
В дальнейшем, распоряжением Главы Совета Министров Республики Крым от 20.12.2016 №978-рг, ФИО4, Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21.04.2016 №710 «О внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами», был отменен, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым было поручено привести лицензию на пользование недрами СМФ 00029 МЭ, выданную ОАО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» с целевым назначением – видами работ – «разведка и добыча лечебных иловых грязей из Западного бассейна Сакского месторасположения лечебных грязей и рапы», а также приложения, изменения и дополнения к ней, в соответствии с настоящим распоряжением.
Во исполнения указанного распоряжения, 29.12.2016, письмом исх. №3118/12.2-15, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, уведомило ОАО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» о необходимости сдачи оригинала лицензии на пользование недрами СМФ 00029 МЭ.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, трехмесячный срок на обращение в суд Обществом не пропущен.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» (далее – Закон 5-ЗРК) что исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым в соответствии с Конституцией и законами Республики Крым.
Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти Республики Крым.
Глава Республики Крым может совмещать свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 09.10.2014 № 45-1/14 «Об избрании Главы Республики Крым», ФИО4 был избран на должность Главы Республики Крым.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 09.10.2014 № 46-1/14 «О совмещении Главой Республики Крым своей должности с должностью Председателя Совета министров Республики Крым» Глава Республики Крым совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.
Пунктом 1 Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 07.08.2014 № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» (далее – Регламент) установлено, что регламент Совета министров Автономной Республики Крым (далее - Регламент) в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым (далее - Совет министров) по реализации его полномочий.
В соответствии с пунктом 98 Регламента, Акты Главы Республики Крым, а в случае, если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров Республики Крым по вопросам, отнесенным к его компетенции, издаются в форме указов и распоряжений Главы Республики Крым, распоряжений Председателя Совета министров.
Указы и распоряжения Главы Республики Крым, носящие нормативный правовой характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими правовыми актами Главы Республики Крым, но не ранее дня официального опубликования.
Официальным опубликованием указов и распоряжений Главы Республики Крым считается первое размещение (опубликование) полного текста правового акта на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198, или на официальном веб-сайте Совета министров (www.rk.gov.ru).
Согласно ч. 4 ст. 84 Конституции Республики Крым, акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Крым в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым, постановлениям Совета министров Республики Крым могут быть отменены Главой Республики Крым.
Из материалов дела следует, что распоряжение № 978-рг было опубликовано 20.12.2016 на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru).
Соответственно, следует признать факт того, что Распоряжение № 978-рг было принято Главой Республики Крым в пределах, предоставленных ему полномочий и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Крым, в соответствии с правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Конституция Республики Крым), с соблюдением формы, вида и процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Из материалов дела следует, что 15.11.2011, Государственной службой геологии и недр Украины, частному акционерному обществу «Клинический санаторий «Полтава-Крым», было выдано специальное разрешение на пользование недрами сроком на пять лет до 15.11.2016.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-I «О недрах» (далее – Закон № 2395), предусмотрено, что Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.
В свою очередь, статьей 3.1. Закона № 2395-I «О недрах» установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, предусмотренные настоящим Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 26.1. Закона № 184-ФЗ, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
При этом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014 № 886-р было утверждено Соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования в отношении участков недр, расположенных на территории Республики Крым, за исключением участков недр федерального значения, в частности, полномочий по осуществлению организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами; осуществление учета поступающих заявок на получение лицензий; осуществление принятия решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; осуществление выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами; осуществление внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий; осуществление принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (п. 1 Соглашения).
Статьей 7 Закона Республики Крым от 7 августа 2014 г. № 45-ЗРК «О недрах» (далее – Закон № 45-ЗРК), установлено, что республиканским органом управления государственным фондом недр на территории Республики Крым, является уполномоченный Советом министров Республики Крым орган исполнительной власти Республики Крым в сфере недропользования - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
К полномочиям республиканского органа управления государственным фондом недр относятся, в частности установление порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр; обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения.
Из материалов дела следует, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, ОАО «Клинический Санаторий «Полтава-Крым», была выдана лицензия серии СМФ номер 00029 МЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча лечебных иловых грязей из Западного бассейна Сакского месторождения лечебных грязей и рапы, сроком действия до 15.11.2016, то есть, со сроком действия, установленным в лицензии, выданной государством Украина.
Между тем, в поданной заявке АО «Клинический Санаторий «Полтава-Крым», просило внести изменения в ранее выданную лицензию, с целью продления срока ее действия.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о недрах, условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах и п. 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1, пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В свою очередь, приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29.09.2009 №315, был утвержден «Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участниками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе, по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр», который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению указанных государственных функций.
При этом, в преамбуле приказа Министерства экологии и природных ресурсов «О внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами» №710 от 21.04.2016, значится, что он принят в соответствии с абз. 3 п. 37 Регламента.
В соответствии с п. 37 Регламента, внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами): в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов, и при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
При этом данный перечень является исчерпывающим.
Однако, доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств, ни к заявке на внесение изменений в лицензию, ни в материалы дела, заявителем не представлены.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о недрах, срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
То есть, законодатель предусмотрел специальные случаи, при которых возможно продление срока действие лицензии.
Между тем, к заявке о продлении действия, лицензии Обществом были приложены предлагаемые к внесению изменения, с обоснованием необходимости их внесения, в которых, в качестве обоснования, было указано, что в связи с завершением подготовительного этапа работ по освоению месторождения и подготовке проектной документации по разработке запасов полезного ископаемого в полном объеме и с целью устойчивой его эксплуатации, необходимо внести изменения в лицензию с целью продления срока действия на 20 лет, в соответствии со ст. 10 Закона о недрах.
Документов, подтверждающих наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 10 закона о недрах, Обществом представлено не было.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции проверил на соответствие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», Приказу Минприроды России от 29.09.2009 №315, Распоряжение Главы Республики Крым №978-рг от 20.12.2016 «Об отмене приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21 апреля 2016 года №710», и пришел к обоснованному выводу о том, что данное распоряжение является законным и обоснованным, в связи с чем, требования АО «Клинический Санаторий «Полтава-Крым» являлись безосновательными.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и, соответственно, не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2017 года по делу № А83-3014/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Клинический санаторий «Полтава-Крым» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи О.Г. Градова
ФИО1