ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-3037/18 от 08.07.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

12 июля 2019 года

Дело № А83-3037/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 12 июля 2019 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Приваловой А.В.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,

при участии: представителя ООО «Камелия-Кафа» - Пустоваловой Людмилы Евгеньевны, доверенность от 10.10.2018 № б/н; представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Тришкина Дениса Юрьевича, доверенность от 17.12.2018 № 1531-д; представителя Совета министров Республики Крым – Володькина Сергея Анатольевича, доверенность от 29.03.2019 № 1/01-57/2026;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Творческая волна» и общества с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2019 года по делу № А83-3037/2019 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Творческая волна» (ул. Ленина, дом 110, корпус 15, пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, 298186) и общества с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа» (ул. Ленина, д. 9, пом. 2Н, г. Феодосия, Республика Крым, 298100) к Феодосийскому городскому совету Республики Крым (ул. Земская, 4, г. Феодосия, Республика Крым, 298100), Совету министров Республики Крым (проспект Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Администрации города Феодосии Республики Крым (ул. Земская, 4, г. Феодосия, Республика Крым, 298100), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 298112), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Национальный союз писателей Украины (ул. Банковая, д. 2, г. Киев, Украина, 001024) о признании незаконными и отмене решения, распоряжения, о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Творческая волна» и общество с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа» обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Феодосийскому городскому совету Республики Крым и Совету министров Республики Крым, с заявлением, в котором просили: 1) признать незаконным и отменить Решение 64 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.11.2016 №689 «О даче согласия на передачу земельных участков из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым»; 2) признать незаконным и отменить Распоряжение Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность»; 3) признать оспоримую сделку по передаче муниципального земельного участка в собственность субъекта Республики Крым недействительной и применить последствия ее недействительности.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.04.2019, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Творческая волна» и общества с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа», было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Творческая волна» и общество с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа» обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.04.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Обществ в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянты указывают на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителей оспоренными ненормативными актами. Также, апеллянты указывают на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что, по их мнению, привело к принятию неправильного решения. Также, судом первой инстанции были допущены нарушения норм процессуального права.

Представитель ООО «Камелия-Кафа» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.04.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Обществ в полном объеме.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания сделки по передаче муниципального земельного участка в собственность Республики Крым недействительной, поскольку Заявителями не были представлены доказательства нарушения требований ГК РФ при заключении данной сделки.

Представитель Совета министров Республики Крымвозражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Заявителями в материалы дела не представлены доказательства, каким образом оспоренные ненормативные акты нарушают права Заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Администрация города Феодосии Республики Крым 05.07.2019 представила в дело пояснения по делу, в которых просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения; рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.

ООО «Творческая волна», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено в соответствии с нормами АПК РФ.

Феодосийский городской совет Республики Крым, Национальный союз писателей Украины, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание уведомление ООО «Творческая волна», Феодосийского городского совета Республики Крым, Национального союза писателей Украины, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения от 16 апреля 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 17.11.2016 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило в адрес Феодосийского городского совета Республики Крым и Администрации города Феодосии, письмо за № 01/5587 о безвозмездной передаче недвижимого имущества, согласно которому, просило принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:181 из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия в государственную собственность Республики Крым.

Также, 25.11.2016 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило в адрес Феодосийского городского совета Республики Крым и Администрации города Феодосии письмом за № 01/5802 о безвозмездной передаче недвижимого имущества, согласно которому просило принять решение о передаче земельных участков с кадастровыми номерами № 90:24:030101:3685; №90:24:030101:3683; №90:24:030101:3679; №90:24:030101:3680, №90:24:030101:3681; 90:24:030101:3684 из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия в государственную собственность Республики Крым.

Рассмотрев вышеназванные письменные обращения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, 30.11.2016 года 64 сессией 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым было принято Решение № 689 «О даче согласия на передачу земельных участков из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым», согласно которому, Феодосийский городской совет решил дать согласие на передачу земельных участков из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым согласно перечню (земельный участки расположены по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110: участок № 1, общей площадью 7,8811 га, кадастровый № 90:24:030101:181: участок № 2, общей площадью 0,0258 га, кадастровый № 90:24:030101:3685; участок № 3 общей площадью 0,0108 га, кадастровый № №90:24:030101:3683; участок № 4, общей площадью 0,0147 га, кадастровый № 90:24:030101:3679; участок № 5 общей площадью 0,0033 га, кадастровый № 90:24:030101:3680; участок № 6, общей площадью 0,0114 га, кадастровый № 90:24:030101:3681; участок № 7, общей площадью 0,0080 га, кадастровый 90:24:030101:3684.

В дальнейшем, 29.12.2016 Совет министров Республики Крым принял Распоряжение № 1683-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность», согласно которому, решил принять из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым земельные участки согласно приложению.

Совет министров Республики Крым поручил Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с Администрацией города Феодосии осуществить необходимые мероприятия, связанные с приемом-передачей в государственную собственность Республики Крым земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению.

Пунктом 3 вышеназванного Распоряжения № 1683-р от 29.12.2016, установлено, что право государственной собственности Республики Крым на земельные участки, указанные в приложении к настоящему распоряжению, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.

На основании распоряжений Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р и от 21.02.2017 №169-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность» в государственную собственность Республики Крым приняты вышеназванные земельные участки.

13.01.2017 между Администрацией муниципального образования городской округ Феодосия и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым был подписан Акт приема - передачи земельных участков, согласно приложению, на основании которого, глава Администрации передал, а Министр имущественных и земельных отношений Республики Крым принял в государственную собственность следующие земельные участки: земельный участок площадью 33 кв.м., расположенный по адресу: ул. Ленина, 110, пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, кадастровый номер: 90:24:030101:3680; земельный участок площадью 258 кв.м., расположенный по адресу: ул. Ленина, 110, пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, кадастровый номер: 90:24:030101:3685; земельный участок площадью 114 кв.м., расположенный по адресу: ул. Ленина, 110, пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, кадастровый номер: 90:24:030101:3681; земельный участок площадью 78811 кв.м., расположенный по адресу: ул. Ленина, 110, пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, кадастровый номер: 90:24:030101:181.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым № 14 от 13.01.2017 был утвержден акт приема - передачи вышеназванный земельных участков.

В дальнейшем, в соответствии с приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 13.01.2017 № 14 от 13.01.2017 № 15 и от 28.02.2017 № 291, земельные участки общей площадью 7.9551 га, расположенные по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110, были приняты в собственность Республики Крым.

Не согласившись с вышеназванными Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.11.2016 №689 «О даче согласия на передачу земельных участков из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в государственную собственность Республики Крым» и Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность», ООО «Творческая волна» и ООО «Камелия-Кафа» обратились в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого, судом первой инстанции было отказано.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым» предусмотрены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым.

Согласно указанной норме права Совет министров Республики Крым издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; вносит в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, предложения о передаче объектов федеральной собственности из федеральной собственности в собственность Республики Крым и о передаче имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в федеральную собственность в порядке, определенном федеральным законодательством.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Соответственно следует признать факт того, что Совет министров Республики Крым, осуществляя полномочия собственника имущества Республики Крым, вправе был распоряжаться собственностью Республики Крым, издавать акты по вопросам управления и распоряжения имуществом.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность; уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Согласно ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2); отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214).

На это же указывает абзац тридцать третий части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которым, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы ГК РФ применяются в части, не противоречащей ее положениям.

Данная позиция согласуется с постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы».

На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжений Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р и от 21.02.2017 №169-р «О принятии земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность», в государственную собственность Республики Крым были приняты земельные участки, расположенные по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110.

В соответствии с приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 13.01.2017 № 14 от 13.01.2017 № 15 и от 28.02.2017 № 291, земельные участки общей площадью 7.9551 га, расположенные по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110, были приняты в государственную собственность Республики Крым.

Соответственно следует признать факт того, что Феодосийский городской совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, при принятии оспоренных Заявителями ненормативных правовых актов действовали в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных им полномочий.

Из материалов дела следует, что при обращении в суд первой инстанции ООО «Творческая волна» и ООО «Камелия-Кафа» обосновывали свои требования следующим.

ООО «Творческая волна» на праве собственности принадлежат следующие здания, строения и сооружения, расположенные по адресу: Россия, Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110: 1) корпус №21 площадью 1083,40 кв.м, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:159; 2) нежилое здание, спальный корпус 17, площадью 1017,00 кв.м, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:160; 3) строение, площадью 636,80 кв.м, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:161; 4) корпус №10. 10-1. 10-2, 10-3, площадью 83,50 кв.м., кадастровый (условный номер): 90:24:030101:162; 5) корпус №16, площадью 853,50 кв.м., кадастровый (условный помер): 90:24:030101:163; 6) корпус №11, 11-1, 11-2, площадью 82,70 кв.м., кадастровый (условный номер): 90:24:030101:164; 7) нежилое здание, сторожка, площадью общая 5,20 кв.м. Этажность: 1. кадастровый (условный номер): 90:24:030101:165; 8) корпус №18, площадью 912,60 кв.м, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:174; 9) насосная, площадью 28,50 кв.м, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:175; 10) бытовка, площадью 6,80 кв.м., этажность: 1, кадастровый (условный номер): 90:24:030101: 176; 11) корпус №14, 14-1, 14-2, 14-3, площадью 125,30 кв.м., кадастровый (условный номер): 90:24:030101:178; 12) корпус №15, площадью 82,30 кв.м., этажность: 5, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:180; 13) корпус №12, площадью 140,70 кв.м., этажность 2, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:182.

03.03.2006 между Коктебельским поселковым советом и Национальным союзом писателей Украины был заключен договор аренды земли №19, сроком до 02.03.2055.

В дальнейшем, 09.04.2006 между Национальным союзом писателей Украины и ООО «Творческая волна» былзаключен Договор субаренды земли (в редакции Дополнительного соглашения к договору субаренды земли от 15 августа 2013 года) для использования принадлежащих Обществу на праве собственности вышеназванных зданий, строений и сооружений, размещенных на объекте аренды.

ООО «Камелия-Кафа» на праве собственности принадлежат следующие здания, строения и сооружения, расположенные по адресу: Россия, Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Ленина, д. 110: 1) корпус №6, 6-1, 6-2, площадью 104,80 кв.м., этажность 4, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:323; 2) корпус №7 площадью 1366,90 кв.м., этажность 4, кадастровый (условный номер): 90:24:030101:318.

10.04.2006 между Национальным союзом писателей Украины и ООО «Камелия-Кафа» былзаключен Договор субаренды земли (в редакции Дополнительного соглашения к договору субаренды земли от 15 августа 2013 года) для использования принадлежащих Обществу на праве собственности вышеназванных зданий, строений и сооружений, размещенных на объекте аренды.

Ссылка Заявителей на то, что оспоренные ими решение Феодосийским городским советом Республики Крым от 30.11.2016 №689 и Распоряжение Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р нарушают их права на свободное пользование принадлежащего им имущества, признается судом апелляционной инстанции безосновательной, исходя из следующего.

Строения, принадлежащие Заявителям, занимают лишь небольшую часть переданного земельного участка, но при этом ненормативные правовые акты оспариваются не частично, а в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В свою очередь, передача вышеназванных земельных участков из муниципальной собственности в государственную собственность не нарушает право собственности Заявителей.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Коллегия судей апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции относительно того, Заявителями в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не было представлено в дело доказательств, подтверждающих нарушение оспоренными ненормативными актами их прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что требования Заявителей о признании незаконным и отмене Решения 64 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.11.2016 №689 и о признании незаконным и отмене Распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №1683-р «обоснованно были отклонены судом первой инстанции, по причине их безосновательности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).

В этой связи, требование Заявителей относительно признания сделки по передаче муниципального земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:181 в собственность субъекта Республики Крым, совершенную между Администрацией города Феодосии Республики Крым и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, недействительной и применении последствия ее недействительности, обоснованно было отклонено судом первой инстанции, по причине недоказанности Заявителями нарушения их прав с сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 апреля 2019 года по делу № А83-3037/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Творческая волна» и общества с ограниченной ответственностью «Камелия-Кафа» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи А.В. Привалова

А.С. Яковлев