ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-3096/19 от 07.11.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

12 ноября 2019 года

Дело № А83-3096/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 12 ноября 2019 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,

Приваловой А.В..,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семенюк Е.Е.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 августа 2019 по делу № А83-3096/2019 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» (ул. 3-я Хорошевская, 20, г. Москва, 123298) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (просп. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295050), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Сосновая роща» (шоссе Алупкинское, 21, корп. 5, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, 298662) о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее – ООО «Приоритет», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными отказов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган) в осуществлении государственной регистрации от 28.12.2018 №90/01/2018-191770, от 26.12.2018 №90/01/2018-189688, от 27.12.2018 №90/01/2018-191074, от 27.12.2018 №90/01/2018-190904, от 27.12.2018 №90/01/2018- 190943, от 29.12.2018 №90/01/2018-192518, а также о признании права собственности Общества на следующее недвижимое имущество по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса, №1 подпорная стена бетонная, №2 оградительная стена бетонная, №4 калитка металлическая, №8 оградительная стена, №II объект благоустройства территории двора.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.02.2019, было выделено в отдельное производство требование ООО «Приоритет» о признании незаконным отказа Госкомрегистра в осуществлении государственной регистрации от 26.12.2018 №90/01/2018-189688 и признании права собственности Общества в отношении недвижимого имущества, находящегося по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: №1 подпорная стена бетонная, о чем было вынесено соответствующее определение.

Также, определением Арбитражного суда Республики Крым 16.04.2019, в отдельное производство было выделено требование Заявителя о признании права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: №1 подпорная стена бетонная.

В рамках настоящего спора было рассмотрено требование ООО «Приоритет» о признании незаконным отказа Госкомрегистра в осуществлении государственной регистрации от 26.12.2018 №90/01/2018-189688 в отношении недвижимого имущества по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: №1 подпорная стена бетонная.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2019, в удовлетворении требований ООО «Приоритет», было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Приоритет» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Также апеллянт указывает на то, что для целей кадастрового учета, Обществом был представлен в регистрирующий орган паспорт от 12.10.2010 №1358. В свою очередь, на «Схематическом плане земельного участка» технического паспорта, с учетом описания в «Характеристике здания, хозяйственных строений и сооружений» технического паспорта под № 1, графически отражена подпорная стена бетонная, протяженностью 38,30 метра. По мнению апеллянта, для регистрации сооружений достаточно характеристики объекта недвижимости, такой как протяженность; соответственно, у регистрирующего органа были все основания для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, сведений об этом объекте недвижимости, как о ранее учтенном, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, Алупкинское шоссе, 19е, № 1 подпорная стена бетонная, протяженностью 38,30 метра.

ООО «Приоритет», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ООО «Санаторий «Сосновая роща», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом; письменных возражений на апелляционную жалобу не представили.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ООО «Приоритет», Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ООО «Санаторий «Сосновая роща», необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения от 30 августа 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Государственного реестра ипотек, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества Украины от 11.12.2017 №107079993, 13.10.2010 за закрытым акционерным обществом «СМ Дорз» (далее - ЗАО «СМ Дорз») было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, в частности: нежилое здание водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв.м.; лит. а площадка с бассейном пл. 268,3 кв.м.; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв.м.; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв.м.; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв.м.; лит. а4 балкон пл.20.4 кв.м.; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв.м., лит. а.6 мезонин пл. 46.2 кв.м.; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв.м.; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв.м.; 'А сооружения №16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв.м., №1 подпорная стена бетонная; №2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв.м.; №4 калитка металлическая, №8 оградительная стена пл. 85,7 кв.м., № II объект благоустройства территория двора.

03.06.2016 на основании договора от 01.04.2016 №1 о присоединении, передаточного акта о присоединении от 01.04.2016 ЗАО «СМ Дорз» было реорганизовано путем присоединения к ООО «Санаторий «Сосновая роща».

03.04.2017 между ООО «Санаторий «Сосновая роща» (Продавец) и ООО «Приоритет» (Покупатель) был заключен договор купли-продажи здания №13/11/2-2016, по условиям которого, в собственность Покупателя было передано здание площадью 740,80 кв.м., назначение - нежилое здание, кадастровый номер 90:25:020102:40 по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, наименование - водно­спасательная станция, количество этажей - 3.

Из приложения №2 к выназванному договору купли-продажи здания от 03.04.2017 №13/11/2-2016 следует, что здание состоит из: здание водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв.м.; лит. а площадки с бассейном пл. 268,3 кв.м.; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв.м.; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв.м.; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв.м.; лит. а4 балкон пл.20.4 кв.м.; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв.м., лит. а.6 мезонин пл. 46.2 кв.м.; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв.м.; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв.м.; 'А сооружения №16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв.м., №1 подпорная стена бетонная; №2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв.м.; №4 калитка металлическая, №8 оградительная стена пл. 85,7 кв.м., № II объект благоустройства территория двора.

В дальнейшем, 15.12.2018 ООО «Приоритет» обратилось в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (№1 подпорная стена бетонная), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.

26.12.2018 регистрирующиморганом было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №90/01/2018-189688, со ссылкой на п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ), в связи с отсутствием в предоставленных документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном (невозможность определить общую площадь заявленного объекта кадастрового учета).

Не согласившись с вышеназванным решением от 26.12.2018 №90/01/2018-189688, ООО «Приоритет» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого, судом первой инстанции было отказано.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218 ФЗ).

Согласно ст. 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены ст. 14, 21 Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Закона N 218-ФЗ).

Частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 данного Закона.

Статьей 21 Закона № 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).

Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ.

В случае внесения в Реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте государственный регистратор должен руководствоваться также пунктом 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, согласно которому, орган регистрации, прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости, при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости, является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Внесение записи о ранее учтенном объекте, означает тождество сведений об объеме и содержании такого права первичным сведениям (применительно к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы по законодательству Украины - правоустанавливающим документам и сведениям органа, уполномоченного на государственную регистрацию прав по законодательству Украины).

Названные положения закона применимы к ситуации внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости на территории Республики Крым и города Севастополя, в отношении которых, проведен соответствующий учет по законодательству Украины, поскольку в силу части 9 статьи 69 Закона N 219-ФЗ, сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а в силу статьи 9 Закона Республики Крым N 38-ЗРК включение сведений производится с учетом положений статьи 8 Закона N 218-ФЗ о составе и содержании таких сведений.

Государственный учет, о котором указано в статье 69 Закона N 218-ФЗ - правовой учет, и он первичен по отношению к техническому учету, в случаях внесения сведений о ранее учтенных объектов недвижимости.

Исходя из совокупного анализа приведенных положений, следует, что сведения о правах на ранее учтенные объекты недвижимости вносятся на основании правоустанавливающих документов. Следовательно, соответствующий учет объектов недвижимости должен быть синхронизирован с данными о подтвержденном (реально существующем) праве на данный объект.

Соответственно, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права, не может являться безусловным основанием для государственной регистрации права на объект.

Из материалов дела следует, что ООО «Приоритет» обратилось в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (№1 подпорная стена бетонная), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.

В свою очередь, основанием отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (№1 подпорная стена бетонная, расположенная по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым) послужила невозможность определения общей площади заявленного объекта кадастрового учета.

Как верно установлено судом первой инстанции, в представленном ООО «Приоритет» техническом паспорте от 12.10.2010 №1358, не указана площадь подпорной стены бетонной №1, расположенной по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.

Более того, МУП «БТИ» муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым, не представил на запрос Госкадастра, сведений о вышеназванном объекте.

При этом, коллегия судей считает, что при приобретении Заявителем вышеназванного объекта недвижимости (подпорная стена бетонная) он не был обособлен (приобретался в составе имущественного комплекса), индивидуализирован в надлежащей процедуре, в связи с чем, не были определены его параметры.

Соответственно, следует признать факт того, что государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, что представленные на регистрацию документы, не позволяют определить общую площадь заявленного объекта кадастрового учета.

Действия регистратора соответствуют положениям п. 5 ч. 1 ст. 26, т. 27 Закона N 218-ФЗ и не нарушают прав Заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 августа 2019 года по делу № А83-3096/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи А.В. Привалова

В.А. Омельченко