ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-3291/19 от 26.07.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу

02 августа 2021 года                                                         Дело № А83-3291/2019

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,

судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,

при участии представителей:

от Министерства сельского хозяйства Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Службы финансового надзора Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Администрации Ботанического сельского поселения Раздольненского района Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Администрации Уваровского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Министерства финансов Республики Крым: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Гавриловой Нины Михайловны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Миколенко Снежаны Александровны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Романюк Екатерины Николаевны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Румянцевой Светланы Михайловны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от Ткаленко Ирины Геннадиевны: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жалобы  Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 декабря 2020 года и постановление Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года по делу № А83‑3291/2019,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - министерство, Минсельхоз Республики Крым) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее – служба, Крымфиннадзор) от 26.12.2018 № 09.1-14/7705 в части выявленных нарушений о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья по категории «молодая семья», «молодой специалист»: Гавриловой Н.М. в сумме 1 461 600 руб., Ткаленко И.Г. в сумме 1 007 980 руб., Миколаенко С.А. в сумме 815 150 руб., Румянцевой С.М. в сумме 785 140 руб., Романюк Е.Н. в сумме 720 650 руб.; о признании незаконными пунктов 1, 3-6 предписания от 26.12.2018 № 09.1‑14/7705.

Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрации Ботанического сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, Администрации Уваровского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Администрации Ильичевского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым, Министерства финансов Республики Крым, Гавриловой Нины Михайловны, Миколенко Снежаны Александровны, Романюк Екатерины Николаевны, Румянцевой Светланы Михайловны, Ткаленко Ирины Геннадиевны.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,
Крымфиннадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым в отзыве на кассационную жалобу просил первоочередное внимание уделить наилучшему обеспечению интересов несовершеннолетних детей Румянцевой С.М., в том числе с целью обеспечения их права на надлежащее жилище, необходимого для их благополучия, полноценного умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Отзывы на кассационную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, Министерство финансов Республики Крым, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым, Администрация Ботанического сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, Ткаленко И.Г. просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, службой проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы вМинсельхозе Республики Крым за период с 01.06.2015 по 31.08.2018.

Проверкой установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Крым, в том числе необоснованность осуществления социальных выплат Гавриловой Н.М. в сумме 1 461 600 руб., Ткаленко И.Г. в сумме 1 007 980 руб., Миколаенко С.А. в сумме 815 150 руб., Румянцевой С.М. в сумме 785 140 руб., Романюк Е.Н. в сумме 720 650 руб.

Результаты выездной проверки зафиксированы в акте проверки от 27.11.2018 № 09.1-04/06.

По результатам проверки службой выдано предписание от 26.12.2018 № 09.1-14/7705 об устранении выявленных нарушений путем взыскания (возмещения) сумм ущерба, причиненного бюджету вследствие неправомерного предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе в отношении вышеуказанных лиц (пункты 1, 3-6 предписания).

Ссылаясь на то, что предписание службы в указанной части является незаконным и нарушает права и интересы министерства, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что предписание службы в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы министерства.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 146, Минсельхоз Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим разработку и реализацию в Республике Крым государственной аграрной политики и наделенным полномочиями по государственной поддержке и реализации государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 3.5 части 3 данного Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, администратора доходов, участвует в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым и материальных ресурсов выделяемых на поддержку и развитие агропромышленного комплекса.

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере развития сельского хозяйства, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» (далее – Федеральная программа), действовавшая в период спорных правоотношений, в качестве одного из мероприятий предусматривавшая улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Указанной Федеральной программой повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять, в числе прочего, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности (раздел IIIФедеральной программы).

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением № 4 к Федеральной программе (далее – Типовое положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Типового положения признание нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно данному Типовому положению органы местного самоуправления принимают заявления от граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, проверяют достоверность содержащихся в них сведений (в том числе касающихся нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий), формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в свою очередь утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. (пункты 19 - 22).

Согласно пункту 2 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым 07.07.2015 № 377 «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» (далее - Порядок № 377), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Крым формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и представляют их на бумажном носителе и в электронном виде в Министерство сельского хозяйства Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 377 органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность сведений указанных в муниципальных списках, в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как верно указали суды, из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что рассмотрение вопроса о правомерности (неправомерности) признания граждан (молодых семей, молодых специалистов) нуждающимися в улучшении жилищных условий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Более того, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных гражданами документах, возлагается на органы местного самоуправления.

Как установлено судами, постановлениями администраций сельских поселений муниципальных образований соответствующих районов Республики Крым граждане Гаврилова Н.М., Ткаленко И.Г. Румянцева С.М. Романюк Е.Н. Миколенко С.А. и их семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Социальные выплаты перечислены платежными поручениями.

Исходя из вышеизложенного суды обоснованно учли, что Минсельхозом Республики Крым сформированы сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и обеспечено перечисление указанных субсидий на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов в соответствии с условиями, закрепленными Типовым положением.

Помимо этого, суды учли, что поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания также является важным требованием к данному виду ненормативного акта. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями бюджетного законодательства, исходя из буквального содержания предписания, учитывая, что предписание в оспариваемой части не соответствует законодательно установленным принципам законности и исполнимости, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Крымфиннадзора незаконным.

Выводы судов не противоречат позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2020 № 301-ЭС20-765 по делу № А79-6934/2018.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов двух инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основаниям для отмены обжалуемых судебных актов.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Крымфиннадзор освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 декабря 2020 года и постановление Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 года по делу № А83‑3291/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                     Т.В. Лукашенкова

Судьи                                                                            Н.В. Ключникова

                                                                                      Г.А. Стрегелева