ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-4725/17 от 22.10.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

26 октября 2018 года

Дело № А83-4725/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 26 октября 2018 года.

         Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Карева А.Ю.,

судей                                                                              Омельченко В.А.,

                                                                              Голика В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии: представителя Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» – Крючковой Яны Викторовны, доверенность от 22.12.2017 № 49; представителя Службы финансового надзора Республики Крым – Крыловой Людмилы Николаевны, доверенность от 26.03.2018 № 02.1-21/6;

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2018 года по делу № А83-4725/2017 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» (ул. Гурзуфская, 16А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) о признании незаконным пункта представления Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), при участии  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022); Совета министров Республики Крым (просп. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005); Государственного Совета Республики Крым (ул. К.Маркса, 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015),

установил:

Государственное автономное учреждение Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» (далее – ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к  Службе финансового надзора Республики Крым (далее – Служба) о признании незаконным пункта 1 представления от 17.03.2017 №09.2-14/1218.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018, в удовлетворении требований ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» было отказано; обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2017 по делу №А83-4726/2017, в части приостановления действия пункта 1 представления Службы финансового надзора Республики Крым от 17.03.2017 №09.2-14/1218, были отменены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Также апеллянт указывает на то, что списанные с бухгалтерского баланса Учреждения жилые помещения в количестве  56 единиц на сумму 754 791,63 руб., были приватизированы гражданами до 2014 года и не закреплялись на праве оперативного управления за Учреждением.  При этом, суд первой инстанции при рассмотрении дела, зная о существовании имущественных прав граждан на жилые помещения, не привлек их к участию в дело.

Представитель Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.05.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.

Представитель Службы финансового надзора Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что в поданной Учреждением апелляционной жалобой искажаются фактические обстоятельства дела, также апеллянтом не верно трактуются нормы материального права.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом. 

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц. 

Законность и обоснованность решения от 03 мая 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 22.12.2016 Службой финансового надзора Республики Крым был вынесен приказ № 613 «Об утверждении Плана мероприятий Службы финансового надзора Республики Крым на 2017 год».

Пунктом 1.1.2.13 Плана мероприятий была запланирована проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  и иные правоотношения, а также в сфере закупок на основании положений части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Государственном автономном учреждении Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» за период с 01.04.2014 по завершенный отчетный период 2017 года.

На основании п. 1.1.2.13 плана мероприятий Службы финансового надзора на 2017 год в отношении ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» была проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а также в сфере закупок на основании положений ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за период с 01.04.2014 по 31.12.2016. По результатам проведенной проверки, 03.03.2017 Службой был составлен акт проверки №09.2-04/02.

Проведенной проверкой, было установлено нарушение ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Федеральный закон №174- ФЗ), ч. 1 ст. 9 Закона Республики Крым от 25.12.2014 №51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым», п. 5.3 Устава ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», п. 2 приложения №1 к Положению об учетной политике, утвержденного приказом ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» от 01.06.2016 №38/1, выразившееся в списании со счетов бухгалтерского учета, недвижимого имущества (жилые дома), принадлежащего Республике Крым и числящегося на балансе учреждения, в количестве 57 единиц в сумме 754 791,63 руб., произведенного без согласования с Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым и без решения Совета министров Республики Крым, согласованного с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым.

В дальнейшем, 17.03.2017 Службой финансового надзора в отношении ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» было вынесено представление №09.2-14/1218, которым, в частности, нашло отражение следующее, пункт 1) Учреждению в срок до 17.05.2017, в порядке, определенном законодательством, необходимо принять меры по устранению нарушения и недопущению в дальнейшем списания недвижимого имущества с нарушением действующего законодательства.

Не согласившись с п. 1 представления Службы финансового надзора Республики Крым №09.2-14/1218 от 17.03.2017, ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Учреждения.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.

20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года и Советом Федерации, одобрен Федеральный Конституционный Закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ).

Частью 1 ст. 1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

 В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Материалами дела свидетельствуют о том, что 12.12.2014 на основании приказа Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 03.12.2014 №117, учредительные документы Государственного предприятия «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, изменено наименование предприятия на ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство».

03.12.2014 был утвержден устав ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство».

В соответствии с п. 1.4 вышеназванного Устава, учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Крым. Органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя, и органом, осуществляющим полномочия собственника имущества учреждения, является Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.

В дальнейшем, на основании указа Главы Республики Крым от 09.11.2016 №412-У, Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым был ликвидирован, и его функции были переданы Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым.

В этой связи, Устав Учреждения был принят в новой редакции, утвержденной и согласованной приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23.12.2016 №2663.

Согласно п.п. 2.4, 5.1 Устава, имущество, собственником которого является Республика Крым, закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, следует признать, что в соответствии с п. 5.3 Устава, ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», без согласия собственника имущества, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ним.

Между тем, в ходе проведенной проверки, Службой было установлено, что  ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» осуществило списание недвижимого имущества, числящегося на балансе по счету 101,11 «Жилые помещения», в количестве 57 единиц на общую сумму 745 791,63 руб., что подтверждается актами списания объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) от 09.08.2016 №БУ00-000001, БУ00-000002, БУ00-000003, БУ00-000004, БУ00-000005, БУ00-000006.

В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма", Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 1999 года N 459-2/99 "О порядке управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым или переданным в ее управление", с целью обеспечения стабильной работы предприятий в сфере лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, Президиумом Государственного Совета Республики Крым 24.03.2014, было принято решение  №1804-6/14 «О национализации предприятий и имущества лесного и охотничьего хозяйства сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственных органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя», которым в собственность Республики Крым был национализирован целостный имущественный комплекс ГП «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» (адрес места нахождения: ул. Гурзуфская, 16а, г. Симферополь, Автономная Республика Крым, 95053; идентификационный код юридического лица - 00992272).

Учитывая положения устава Учреждения, следует признать факт того, что списанное имущество было закреплено за ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» на праве оперативного управления.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Федеральный закон №174- ФЗ), автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.

В свою очередь, согласно ст. 9 Закона Республики Крым от 25.12.2014 №51- ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым», списание имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономным учреждением Республики Крым, осуществляется государственным автономным учреждением Республики Крым в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, на основании решения Совета министров Республики Крым, согласованного с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым, при наличии согласования уполномоченного органа и исполнительного органа государственной власти Республики Крым, осуществляющего функции и полномочия учредителя государственного автономного учреждения Республики Крым.

Кроме того, как было установлено судом первой инстанции, приказом ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» от 01.06.2016 №38/1, было утверждено Положение №1 об учетной политике для целей списания бухгалтерского учета ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», которым предусмотрено создание постоянно действующей комиссии по списанию основных средств и материальных запасов, на которую возложены обязанности по подготовке документов для согласования списания объектов нефинансовых активов с вышестоящей организацией.

Однако, в нарушение вышеназванных требований действующего законодательства, Заявителем не были представлены в Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, документы по согласованию осуществленного им списания 27 жилых домов на сумму 754 791,63 руб.

На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в признании незаконным пункта 1 оспоренного им Представления в части необходимости принятия мер по устранению нарушения и недопущению в дальнейшем списания недвижимого имущества с нарушением действующего законодательства.

         Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

         решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 мая 2018 года по делу № А83-4725/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» – без удовлетворения. 

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                             А.Ю. Карев

Судьи                                                                                   В.С. Голик 

                                                                                               В.А. Омельченко